г. Краснодар |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А53-13306/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518) - Потемкина М.Д. (доверенности от 01.04.2019, от 03.04.2019), в отсутствие представителей заинтересованных лиц (органов, осуществляющих публичные полномочия) - Администрации Милютинского района Ростовской области (ОГРН 1026101259942), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А53-13306/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - общество, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Милютинского района Ростовской области (далее - администрация Милютинского района) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Ростовской области; далее - кадастровая палата), в котором просило:
1) признать незаконным постановление администрации Милютинского района от 15.08.2018 N 573 "О признании утратившим силу постановления Администрации Милютинского района от 09.03.2016 N 147" (далее - постановление от 15.08.2018 N 573),
2) признать незаконными действия кадастровой палаты по исключению из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зоне минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зона с особыми условиями использования территорий, и обязать устранить нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о следующих зонах минимальных расстояний:
- "Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода Ду 200 Ру 5,4 Мпа и ГРС к ст. Милютинская", расположенная по адресу: Ростовская область, Милютинский район", присвоен учетный номер 61.23.2.17,
- "Зона минимальных расстояний "ГРС к ст. Милютинская", расположенная по адресу: Ростовская область, Милютинский район", присвоен учетный номер 61.23.2.18,
- "Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода Ду 200 Ру 5,4 Мпа и ГРС к ст. Милютинская", расположенная по адресу: Ростовская область, Морозовский район", присвоен учетный номер 61.24.2.65,
- "Зона минимальных расстояний "АГРС-1 "Ташкент-1" г. Морозовск", расположенная по адресу: Ростовская область, Морозовский район", присвоен учетный номер 61.24.2.67,
- "Зона минимальных расстояний "АГРС-2 "Ташкент-2" х. Вознесенский", расположенная по адресу: Ростовская область, Морозовский район", присвоен учетный номер 61.24.2.68,
- "Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к х. Вознесенский", расположенная по адресу: Ростовская область, Морозовский район", присвоен учетный номер 61.24.2.69,
- "Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к г. Морозовск", расположенная по адресу: Ростовская область, Морозовский район", присвоен учетный номер 61.24.2.70,
- "Зона минимальных расстояний "АГРС х. Кривов", расположенная по адресу: Ростовская область, Обливский район", присвоен учетный номер 61.27.2.36,
- "Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к х. Кривов", расположенная по адресу: Ростовская область, Обливский район", присвоен учетный номер 61.27.2.37,
- "Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к АГРС "Энергия-1" с. Сохрановка, расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.182,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС х. Зубрилинский, расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.183,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Оренбург-Новопсков", расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.184,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Союз", расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.185,
- "Зона минимальных расстояний автоматической газораспределительной станции (АГРС), расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.186,
- "Зона минимальных расстояний газопровода-отвода и АГРС г. Миллерово, расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.187,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода КС "Сохрановка"- КС "Октябрьская", расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.188,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса компрессорной станции "Сохрановка", расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район", присвоен учетный номер 61.42.2.189,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса "Газопровод-отвод к с. Кашары" и ГРС Кашары, расположенная по адресу: Ростовская область, Кашарский район", присвоен учетный номер 61.16.2.70,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Оренбург-Новопсков", расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район, Верхнедонской район" присвоен учетный номер 61.00.2.402,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Оренбург-Новопсков", расположенная по адресу: Ростовская область, Верхнедонской район" присвоен учетный номер 61.07.2.104,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Союз", расположенная по адресу: Ростовская область, Верхнедонской район" присвоен учетный номер 61.07.2.105,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС ст. Каргинская, расположенная по адресу: Ростовская область, Боковский район" присвоен учетный номер 61.05.2.97,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС ст. Каргинская, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.160,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса КС "Калининская", расположенная но адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.161,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Союз", расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.162,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС ст. Базковская, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.163,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС х. Чукаринский, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.164,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС ст. Боковская, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.165,
- "Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса газопровода-отвода и АГРС ст. Вешенская, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.166,
- "Зона минимальных расстояний ГРС "Калининская" и газопровода-отвода высокого давления, расположенная по адресу: Ростовская область, Шолоховский район" присвоен учетный номер 61.43.2.167,
- "Зона минимальных расстояний магистрального газопровода КС "Сохрановка"-КС "Октябрьская", расположенная по адресу: Ростовская область, Тарасовский район" присвоен учетный номер 61.37.2.77,
- "Зона минимальных расстояний газопровода-отвода и АГРС п. Тарасовка, расположенная по адресу: Ростовская область, Тарасовский район" присвоен учетный номер 61.37.2.78 (всего 32 зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов; далее - зоны минимальных расстояний).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград"; т. 1, л. д. 1 - 2).
Решением от 20.08.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 31.10.2019, признано незаконным постановление администрации Милютинского района от 15.08.2018 N 573, как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Суд признал незаконными действия кадастровой палаты по исключению из ЕГРН сведений о спорных зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных как зоны с особыми условиями использования территорий. На кадастровую плату возложена обязанность восстановить в ЕГРН сведения о спорных зонах минимальных расстояний. С администрации Милютинского района и с кадастровой палаты в пользу общества взыскано по 3 000 рублей с каждого расходов по уплате государственной пошлины. ПАО "Газпром" из федерального бюджета возвращено 93 тыс. руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.05.2019 N 20097.
Судебное решение мотивировано следующим. ПАО "Газпром" является собственником объектов газоснабжения, в отношении которых установлены спорные зоны минимальных расстояний на территории Ростовской области постановлениями, принятыми администрациями Боковского, Верхнедонского, Кашарского, Милютинского, Морозовского, Обливского, Тарасовского, Чертковского и Шолоховского районов. На основании обращения представителей ПАО "Газпром" и указанных постановлений в 2016 - 2017 годах в ЕГРН были внесены сведения о зонах минимальных расстояний. Ссылаясь на то, что ранее зоны минимальных расстояний не относились к зонам с особыми условиями использования территорий, на статью 1 Градостроительного кодекса и постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 322, кадастровая палата рекомендовала обществу направить заявление об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ названных зон, и одновременно предоставить сведения о местоположении границ этих же зон, в целях их отображения на публичной кадастровой карте, то есть исключить и повторно внести соответствующие сведения в ЕГРН. Письмом от 11.01.2019 кадастровая палата сообщила об исключении из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний: о двух зонах - на основании постановления администрации Милютинского района от 15.08.2018 N 573, об остальных зонах - на основании протокола совещания рабочей группы Управления Росреестра по Ростовской области и кадастровой палаты от 30.10.2018, протоколов выявления технической ошибки от 01.11.2018. Суд не согласился с мнением заинтересованного лица о пропуске заявителем процессуального срока на обжалование действий, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс). В силу статьи 198 Кодекса трехмесячный срок следует исчислять с момента, когда лицу стало известно о том, что его права нарушены. Письмо кадастровой палаты от 11.01.2019 получено ООО "Газпром трансгаз Волгоград" 21.01.2019, после чего перенаправлено правообладателю объектов ПАО "Газпром"; из этого же письма общество узнало о принятом постановлении администрации Милютинского района от 15.08.2018 N 573. Доказательства уведомления собственника объектов о принятом постановлении N 573 администрация района не представила. Заявление в арбитражный суд направлено 10.04.2019 посредством Почты России, то есть в установленный законом трехмесячный срок. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Применительно к рассматриваемому случаю спорные ограничения установлены в зонах с особыми условиями использования территорий. Под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса). Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104 - 107). Согласно пункту 25 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относится зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах, считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне, в ЕГРН (пункт 24 статьи 106 Земельного кодекса). Учитывая, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, обязанность по внесению соответствующих зон в ЕГРН была предусмотрена и до вступления в силу Закона N 342-ФЗ (в редакциях, действующих на момент внесения оспариваемых ограничений в реестр: пункт 6 статьи 90 Земельного кодекса, часть 6 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), статьи 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), пункт 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), часть 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ). Внесение сведений о зоне минимальных расстояний было надлежащим образом произведено в соответствии с положениями Земельного кодекса, Законом N 252-ФЗ, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила N 1083), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон минимальных расстояний. Оснований полагать о наличии технической ошибки (статья 61 Закона N 218-ФЗ) при внесении сведений в ЕГРН о зоне минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных как зона с особыми условиями использования территорий, у суда не имеется, кадастровая палата указанный довод не обосновала и не подтвердила документально. Кадастровой палатой не представлено доказательств необоснованности внесения спорных сведений о зоне минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных как зона с особыми условиями использования территорий; доказательств того, что на момент исключения таких сведений наступили обстоятельства, перечисленные в пункте 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ. Исключение указанных сведений из ЕГРН нарушает права заявителя и неопределенного круга лиц (владельцев земельных участков, на которых или вблизи которых расположен трубопровод). Ни положения статьи 1 Градостроительного кодекса, ни Свод правил "СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы", которыми обосновано постановление администрации Милютинского района от 15.08.2018 N 573, не содержат оснований или процедуры исключения сведений о зонах минимальных расстояний из ЕГРН. Поскольку включение сведений о зонах минимальных расстояний было основано на соответствующих нормах закона, принятие администрацией Милютинского района постановления от 15.08.2018 N 573 на законе не основано, тем самым, нарушает права и законные интересы ПАО "Газпром". В соответствии со статьей 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, дополнительно отметив, что действовавшим в спорный период законодательством (статьи 28, 32 Закона о газоснабжении, пункт 6 статьи 90 Земельного кодекса, пункт 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9; далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20 свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утвержден приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС; далее - СП Магистральные трубопроводы) было предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, наличие в ЕГРН таких сведений, с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, и в связи с этим, безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами. На момент исключения спорных сведений, внесенные Законом N 342-ФЗ дополнения в Земельный кодекс (пункты 6, 25 статьи 105) предусматривали, что к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). То обстоятельство, что названные положения не действовали на момент внесения спорных сведений в государственный кадастр недвижимости, не указывает на неправомерность наличия таких сведений, исключение которых по инициативе и силами кадастровой палаты нарушает не только права заявителя, но права и законные интересы неопределенного круга лиц. В силу положений статей 3, 61 Закона N 218-ФЗ кадастровая палата не наделена полномочиями по исключению спорных сведений из ЕГРН, в том числе в порядке исправления технической или реестровой ошибки, такими полномочиями обладает только государственный регистратор прав. Доводы кадастровой палаты о внесении изменений в ЕГРН с учетом пункта 9 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.10.2018 N ДК-П9-182пр, не приняты во внимание, поскольку в пункте 9 указанного протокола Росреестру (В.В.Абрамченко) рекомендовано провести инвентаризацию содержащихся в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и обеспечить исключение ранее внесенных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, только в случае их необоснованного внесения в качестве зон с особыми условиями использования территорий. У кадастровой палаты не имелось правовых оснований для исключения из ЕГРН сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения ПАО "Газпром", необходимых для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, внесение которых в ЕГРН направлено на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирование о границах и минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения. Доводы администрации Милютинского района о незаконном первоначальном установлении зон минимальных расстояний, повторяющие доводы кадастровой палаты, неправомерны по изложенным выше основаниям.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение от 20.08.2019 и апелляционное постановление от 31.10.2019 по настоящему делу отменить в полном объеме и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, ни в одном из оспариваемых судебных актов не указано, в чем заключается нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обжалуемыми действиями кадастровой палаты. С заявлением о защите прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, ПАО "Газпром" не обращалось и не имеет права на такое обращение. В результате исключения из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний право собственности и право законного владения заявителя не нарушены, препятствия в пользовании трубопроводами не созданы. Обязанность по соблюдению требований безопасности не поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях, поэтому исключение сведений из ЕГРН не нарушает права заявителя. Информирование лиц, чьи права могут быть нарушены, обеспечивается предприятиями трубопроводного транспорта посредством установления знаков и предоставления информации органам местного самоуправления, а не посредством сведений, содержащихся в ЕГРН. Следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, действовавшего на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта, что они не относились к зонам с особыми условиями использования территории, внесение сведений о них в кадастр совершено с нарушением требований действовавшего на тот момент времени законодательства в сфере кадастрового учета. Зона минимальных расстояний, как зона с особыми условиями использования территории, на определенных статьей 10 Закона N 221-ФЗ основаниях установлена не была. В результате, произошло несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, что является основанием для исправления ошибки (исключения сведений о зонах минимальных расстояний). Учитывая, что до момента вступления в силу 04.08.2018 части 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ зоны минимальных расстояний не являлись зонами с особыми условиями использования территорий, к данным зонам не могли быть применены названные нормы, регламентирующие исключение из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Учитывая отсутствие правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний, их наличие в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников объектов недвижимого имущества, выражающееся в ограничении использования объектов недвижимости в границах указанных зон. Кадастровой палатой правомерно произведено исключение из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Волгоград" представлены письменные отзывы с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы.
Кадастровая палата, администрация Милютинского района и ООО "Газпром трансгаз Волгоград" письменно заявили ходатайства о проведении судебного разбирательства в отсутствие своих представителей, которые судом округа рассмотрены и удовлетворены в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса.
В судебном заседании представитель ПАО "Газпром" просил жалобу отклонить.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав в открытом судебном заседании представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ПАО "Газпром", как собственник объектов газоснабжения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что кадастровая палата незаконно исключила из ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, а администрация Милютинского района необоснованно постановлением от 15.08.2018 N 573 признала утратившим силу ранее вынесенное постановление от 09.03.2016 N 147 "Об установлении границ зон минимальных расстояний газопроводов и автоматических газораспределительных станций (АГРС) в административных границах Милютинского района".
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции установили, что внесенные в ЕГРН зоны минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта ПАО "Газпром" на территории Ростовской области отвечают признакам ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков; внесение сведений в ЕГРН о зоне минимальных расстояний до магистральных трубопроводов произведено надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не может быть квалифицировано в качестве технической ошибки; правовые и фактические основания для исключения содержащихся в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов ПАО "Газпром", как зонах с особыми условиями использования территорий (земельных участков), у кадастровой палаты отсутствовали; наличие таких оснований для признания утратившим силу постановления от 09.03.2016 N 147 "Об установлении границ зон минимальных расстояний газопроводов и автоматических газораспределительных станций (АГРС) в административных границах Милютинского района" администрация Милютинского района не подтвердила; произвольное исключение из ЕГРН, представляющего собой свод достоверных систематизированных общедоступных сведений об учтенном недвижимом имуществе, сведений о нормативно установленных в пользу собственника объектов газоснабжения ограничениях в виде зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов ПАО "Газпром", как зонах с особыми условиями использования территорий (земельных участков), и признание утратившим силу правового акта органа местного самоуправления, послужившего одним из оснований для внесения соответствующих сведений в ЕГРН, нарушает права заявителя, создает угрозу нарушения нормальной и безопасной эксплуатации объектов системы газоснабжения, необеспечения благоприятных условий проживания, создает риск наступления аварий и катастроф. Исходя из установленных фактических обстоятельств и применимых норм права, суды удовлетворили требования ПАО "Газпром".
Доводы подателя жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обжалуемыми действиями кадастровой палаты по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов ПАО "Газпром", подлежат отклонению, как заявленные без учета назначения ЕГРН и подлежащих государственной регистрации в нем ограничений прав на землю.
Кроме того, в силу прямого указания пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными именно со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН; зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из ЕГРН, если иное не предусмотрено данной статьей, федеральным законом.
Возражения кадастровой палаты об отсутствии правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости спорных сведений о зонах минимальных расстояний, сохранение которых в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников объектов недвижимого имущества, выражающееся в ограничении использования объектов недвижимости в границах указанных зон, окружным судом не принимаются.
Фактическое наличие соответствующих ограничений, предусмотренных специальными законодательными актами в момент совершения оспариваемых действий, и принятые после их совершения правила, направленные на регламентацию вопросов ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий, к числу которых отнесены зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), согласуются как с внесением, так и с сохранением в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов ПАО "Газпром".
Приведенные в жалобе аргументы о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, действовавшего на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта, они не относились к зонам с особыми условиями использования территории, и признаны таковыми только с момента вступления в силу 04.08.2018 Закона N 342-ФЗ, следует признать несостоятельными.
Выделение пунктом 25 статьи 105 Земельного кодекса в редакции Закона N 342-ФЗ в числе зон с особыми условиями использования территорий зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), не исключало и ранее отнесение названной зоны минимальных расстояний к зоне с особыми условиями использования территорий, как зоны охраняемых объектов, иной зоны, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно с расширением перечня видов зон с особыми условиями использования территорий в статье 105 Земельного кодекса, редакция пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Законом N 342-ФЗ изменена не была.
С учетом положений пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса в редакции Закона N 342-ФЗ, к внесенным в ЕГРН, и считающимся установленными с момента такого внесения зонам с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающим в силу закона, ограничениям использования земельных участков в таких зонах, суды правомерно сочли возможным применить нормы части 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в редакции Закона N 342-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 20.08.2019 и апелляционного постановления от 31.10.2019 по доводам кассационной жалобы не имеется. Судебные инстанции с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемых актах выводы, основаны на всесторонне исследованных судами доказательствах и переоценке окружным судом кассационной инстанции не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Заявитель (федеральное учреждение, выполняющее отдельные функции государственного органа) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобожден (пункт 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А53-13306/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выделение пунктом 25 статьи 105 Земельного кодекса в редакции Закона N 342-ФЗ в числе зон с особыми условиями использования территорий зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), не исключало и ранее отнесение названной зоны минимальных расстояний к зоне с особыми условиями использования территорий, как зоны охраняемых объектов, иной зоны, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно с расширением перечня видов зон с особыми условиями использования территорий в статье 105 Земельного кодекса, редакция пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Законом N 342-ФЗ изменена не была.
С учетом положений пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса в редакции Закона N 342-ФЗ, к внесенным в ЕГРН, и считающимся установленными с момента такого внесения зонам с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающим в силу закона, ограничениям использования земельных участков в таких зонах, суды правомерно сочли возможным применить нормы части 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в редакции Закона N 342-ФЗ.
...
Заявитель (федеральное учреждение, выполняющее отдельные функции государственного органа) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобожден (пункт 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2020 г. N Ф08-152/20 по делу N А53-13306/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-152/20
13.01.2020 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-152/20
31.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17702/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13306/19