Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Требованиямк условиям и порядку
оказания муниципальной услуги
в социальной сфере "Реализация
дополнительных общеразвивающих программ"
в муниципальном образовании -
Рязанский муниципальный район
Рязанской области
в соответствии с социальным сертификатом
Минимальные требования
к оказанию муниципальной услуги в социальной сфере по реализации дополнительных общеразвивающих программ
N п/п |
Требования к оказанию муниципальной услуги |
|
1 |
2 |
3 |
1. Требования к оказанию муниципальной услуги, обусловленные лицензированием образовательной деятельности | ||
1.1. |
Требования к законности и безопасности оказания муниципальной услуги |
Муниципальная услуга оказывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), обязательным условием является наличие у исполнителя муниципальной услуги лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвиду "дополнительное образование детей и взрослых". Лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490, в том числе требования к материально-техническому обеспечению оказания муниципальной услуги и к помещениям при оказании муниципальной услуги, не требуют повторного подтверждения при оказании муниципальной услуги. Информационное обеспечение предоставления муниципальной услуги осуществляется в соответствии со статьей 29 Закона об образовании. Муниципальная услуга оказывается потребителю в соответствии с ГОСТ Р 58485-2019 "Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций", Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", ГОСТ 19301.2-2016. "Мебель детская дошкольная", ГОСТ 22046-2016 "Мебель для учебных заведений. Общие технические условия", СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". |
1.2. |
Требования к персоналу, непосредственно обеспечивающему предоставление муниципальной услуги |
Предоставление муниципальной услуги должно осуществляться квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании и соответствующий требования к стажу работы. Персонал должен иметь профессиональную квалификацию, необходимый для выполнения трудовых функций уровень подготовки, соответствующий: - Профессиональному стандарту "Педагог дополнительного образования", утвержденному приказом Министерства труда и социального развития от 22.09.2021 года N 652; - Профессиональному стандарту "Педагог-психолог", утвержденному приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. N 514н, квалификационной характеристики по должности в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих" утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. N 761н. - Персонал, задействованный в оказании муниципальной услуги, должен обладать знаниями и специальными навыками по действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи потребителям муниципальной услуги, в том числе: знать и учитывать в процессе оказания муниципальной услуги индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности развития, физического и психологического состояния, владеть методиками адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства, уметь разрешать конфликтные ситуации. Порядок комплектования учреждения работниками регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации, уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и должно быть обеспечено необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. В случае их отсутствия соответствующие специалисты привлекаются на основе внешнего и внутреннего совместительства и (или) на основании гражданско-правовых договоров. Состав персонала определяется в соответствии со штатным расписанием. |
2. Требования к дополнительной образовательной программе (далее - ДОП), реализуемой в соответствии с социальным сертификатом | ||
2.1 |
Соответствие нормативным требованиям к разработке и утверждению ДОП |
Дополнительная образовательная программа должна быть составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - Уставом и локальными актами учреждения. |
2.2 |
Соответствие ДОП целям и задачам дополнительного образования детей |
Цели и задачи ДОП должны соответствовать требованиям статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Реализация образовательной программы не должна быть нацелена на достижение предметных результатов освоения программы дошкольного образования и (или) основной образовательной программы начального и(или) основного и(или) среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. |
2.3. |
Соответствие ДОП нормативным требованиям к ее структуре. |
В соответствии со п. 9. ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ДОП должны присутствовать обязательные структурные компоненты: 1) титульный лист 2) комплекс основных характеристик ДОП 3) комплекс организационно-педагогических условий ДОП. |
2.4 |
Требования к оформлению титульного листа ДОП |
На титульном листе обязательно указываются: - наименование образовательной организации (далее - ОО), осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом ОО); - гриф согласования/рассмотрения/принятия программы (слева) в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом или локальным актом ОО, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом образовательной организации; - гриф утверждения программы руководителем ОО (справа): номер и дата приказа об утверждении программы, подпись руководителя, печать или электронная подпись руководителя; - наименование и название программы; - срок освоения; трудоемкость; - возраст обучающихся; - наименование населенного пункта, в котором реализуется программа |
2.5 |
Требования к содержанию комплекса основных характеристик ДОП |
Комплекс основных характеристик ДОП должен включать в себя следующие элементы: 1) пояснительную записку, в которой указывается - роль и место данной программы в образовательной программе ОО, направленность: к объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие развитию инженерного мышления, формированию технологической грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и естественных наук, инженерных профессий; формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества. К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных отраслях, экономике страны и региона. К объединениям, реализующим программы физкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта, направленные на общее развитие личности обучающихся средствами физической культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретение навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом; профессиональную ориентацию на современные и перспективные профессии в сфере физической культуры и спорта, К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению, как малой Родины, так и России в целом, ее исторического и культурного наследия, формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе. К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства: музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые, литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также могут относиться объединения кино-, фото-, видео творчества при условии преобладания в содержании программы творческо-художественной составляющей, направленные на содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; на развитие обучающихся в соответствии с актуальным содержанием в сфере искусства и культуры, освоение разнообразного художественного опыта и овладение навыками по реализации тесной связи между технологией, искусством, культурой и повседневной жизнью. К объединениям, реализующим программы социально-гуманитарной направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, культурологические, языковые, психолого-педагогические, социально-экономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация и др.), развитие социальных способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству); выявление, поддержку и развитие способностей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; вовлечение детей в практику глобального, регионального и локального развития общества; развитие культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека; - адресат программы: характеристика категории обучающихся по программе. Необходимо указать возраст детей, участвующих в освоении программы, а также при необходимости: пол; степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области; наличие базовых знаний по определенным предметам; наличие специальных способностей в данной предметной области; наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы; физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний); - условия набора: принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности и т.д. При проведении отбора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов в соответствии с локальными актами образовательной организации; - условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения и на какой основе (тестирование, прослушивание, собеседование и т.д. в соответствии с локальными актами образовательной организации); - отличительную особенность ДОП: как построена, модульная, разноуровневая, адаптированная, возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося по индивидуальному плану и т.д.; адресат (возраст, категория обучающихся, которые могут обучаться по ДОП); - уровень ДОП: если программа разноуровневая - стартовый, базовый или продвинутый уровень; стартовый и базовый уровни; стартовый, базовый и продвинутый уровни; базовый и продвинутый уровни). - объем и срок освоения ДОП: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, режим занятий (количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий); - особенности организации образовательного процесса: в сетевой форме; при помощи электронного обучения; с использованием дистанционных технологий, в рамках заочных и(или) сезонных школ, интенсивов, лагерных и (или) профориентационных смен и т.д.); также можно указать: возможность реализации ДОП в каникулярное время: предусмотрен ли краткосрочный модуль/программа для каникулярного периода или иное содержание образовательной деятельности (полевая практика, экспедиция, поход и т.п.); сведения об организации и проведении массовых мероприятий, создании необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации ДОП (при наличии); - формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); - перечень видов занятий; перечень форм подведения итогов: реализации дополнительной общеразвивающей программы. Формы организации занятий могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Необходимо указать, в каких случаях используется та или иная форма. Программой могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные, в т.ч. самостоятельные, занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Аудиторные занятия - занятия в пределах учебного класса, задания выполняются под непосредственным руководством педагога. Внеаудиторные - занятия, проводимые вне стен образовательной организации (выезды, походы, экскурсии, квесты, и т.п.) как под руководством педагога, так и без его непосредственного участия (самостоятельная работа над проектами, подготовкой к конкурсам и другим образовательным мероприятиям), но по разработанному педагогом заданию. Внеаудиторные занятия могут быть как по учебному плану, так и за рамками часов учебного плана; 2) цели, задачи и планируемые результаты ДОП; 3) содержание ДОП. Учебный план должен содержать следующие обязательные элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся. Содержание учебного плана - это описание разделов (модулей) и тем ДОП в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме для каждого периода обучения. |
2.6 |
Требования к целям, задачам и планируемому результату |
Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, перспективна, достижима, значима для учащегося. Цель программы должна быть сформулирована конкретно, однозначно, соответствовать направленности и отражать специфику конкретной программы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Результаты достижения цели должны быть измеримы. В программе должны быть определены следующие группы задач: - обучающие: что узнает учащийся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу (раскрыть теоретические знания, практические умения и навыки). - развивающие: какие качества, способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие средствами конкретного вида деятельности (творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, речь, волевые качества и т.д.), - воспитательные: какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Цель и задачи ДОП должны верифицироваться планируемым результатом. Предполагаемые результаты освоения ДОП: личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности: мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность: сформированность активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; предметные результаты - освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта; навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции - конструкторская, техническая, технологическая и т.п. Теоретическая подготовка ребенка включает: - владение теоретическими знаниями (по основным разделам учебного плана программы), системой понятий; - владение специальной терминологией; - знание правил и алгоритмов деятельности. Практическая подготовка ребенка включает: - практические умения и навыки, предусмотренные программой; - владение специальным оборудованием и оснащением; - творческие навыки. |
2.7 |
Требования к комплексу организационно-педагогических условий ДОП |
К условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы относятся: - язык реализации программы: в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность может осуществляться на государственном языке РФ, на государственных языках республик РФ, на языках народов РФ, на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. - форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, самообразование. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); - календарный учебный график (в приложении для каждой учебной группы), который определяет количество учебных недель, часов, сроки проведения аттестации, а также режим занятий. - формы аттестации (контроля); - оценочные материалы: перечень диагностических методик, технологических, информационных карт, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов; - методическое обеспечение ДОП: обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации. В данном разделе должны быть представлены: - используемые практики, технологии и методы (современные педагогические, информационно-коммуникационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач программы; - дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы; - информационные источники: списки литературы, включающие учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), художественную и психолого-педагогическую литературу. Списки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018. "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". Интернет-источники - названия и адреса образовательных и профессиональных сайтов, расположенных в сети Интернет, используемых педагогом в образовательном процессе и рекомендуемых учащимся и родителям. Дидактические средства и информационные источники могут быть представлены в виде разделов учебно-методического комплекса к программе по форме, разработанной в образовательной организации или самостоятельно педагогом; - материально-техническое обеспечение ДОП: перечень материально-технического оборудования и условий для реализации ДОП; включает в себя сведения (в том числе количественные) о наличии оборудованных учебных кабинетов для проведения теоретических и практических занятий, средств обучения и воспитания (оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, специальное и спортивное снаряжение, программное обеспечение (компьютерное) и т.д.), о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.