г. Краснодар |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А32-25411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации муниципального образования город - курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Егоркиной Е.Н. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие истца - администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город - курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А32-25411/2018, установил следующее.
Администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город - курорт Анапа (далее - администрация) о взыскании 1 184 534 рублей 48 копеек вреда, причиненного объекту археологического наследия "Некрополь древнего города Горгиппия" посредством неправомерной выдачи Чеботаревой В.Н., Чеботареву А.С., Чеботареву С.С., Чеботареву П.С. разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок) на участке площадью 168 кв. м.
Решением от 24.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2019, с администрации взыскано 1 184 536 рублей 48 копеек вреда.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, суды не установили полномочия управления в области охраны объекта культурного наследия. Факт проведения земляных работ по разрытию котлована для устройства фундамента объекта капитального строительства и иных строительно-технических работ посредством проведения независимой судебной экспертизы не исследован. До обращения в суд с рассматриваемым иском разрешение на строительство не было оспорено либо признано незаконным. На основании разрешения на строительство выдан акт ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, не установлено местонахождение жилого дома в границах объекта культурного наследия или его охранной зоны. Истцу следовало представить приказ об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия, паспорт объекта культурного значения, заключение историко-культурной экспертизы. При рассмотрении дела в качестве третьих лиц не привлечены Чеботарева В.Н., Чеботарев А.С., Чеботарев С.С. и Чеботарев П.С. Суды не исследовали вопрос о проведении полевых археологических раскопок, установлении локализации объекта археологического наследия, наличии (отсутствии) культурного слоя и его повреждения в местах строительства. Целесообразность проведения спасательных археологических полевых работ не доказана. История объекта недвижимого имущества также не исследована, а истцом не представлены доказательства существования объекта недвижимости на данном земельном участке.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 19.01.2015 администрация выдала Чеботаревой В.Н., Чеботареву А.С., Чеботареву С.С. и Чеботареву П.С. разрешение N RU 23301000-52 на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Терская, 34 (кадастровый номер земельного участка 23:37:0101019:23).
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101019:23 по указанному адресу по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации расположен на территории объекта археологического наследия федеральной категории историко-культурного значения - "Некрополь древнего города Горгиппия" (входит в состав "Археологического комплекса, V в. до н.э. - II в. н.э.: - городище "Горгиппия", - некрополь").
В градостроительном плане земельного участка от 26.12.2014 N RU 23301000-06187, утвержденного постановлением администрации от 23.12.2014 N 5843, имеются сведения о нахождении рассматриваемого земельного участка на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия. Сведения о расположении земельного участка на территории объекта культурного наследия в градостроительном плане земельного участка должным образом не отображены.
При этом вся необходимая информация об объектах культурного наследия, о границах территории и их зонах охраны, о границах исторического поселения, ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах данных зон, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) отражена в Генеральном плане городского округа город - курорт Анапа Краснодарского края, размещенного в свободном доступе на официальном портале Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (режим доступа: http://fgis.economy.gov.ru/fgis/Strategis.FGISTest PageFGIS.aspx) и официальном сайте администрации в разделе "Градостроительная деятельность" (режим доступа: http://www.anapa-official.ru/adm/arhitektura-i-gradostroitelstvo/proekt-g eneralnogo-plana-gorodskogo-okruga-gorod-kurort-anapa-utverzhdaemaja-chas t/generalnyj-plan).
Сведения о границах территории объектов культурного наследия, расположенных на территории города - курорта Анапа, границах исторического поселения включены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчетной документации, утвержденным постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 N 85, единственным возможным вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
В связи с тем, что объекту культурного наследия - памятнику археологии "Некрополь древнего города Горгиппия" - причинен вред в результате проведенных земляных и строительных работ (при строительстве индивидуального жилого дома поврежден археологический культурный слой на площади 168 кв. м), истцом произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - раскопок), который составил 1 184 536 рублей 48 копеек.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды с учетом статей 15 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, признавая требования истца правомерными, обоснованно руководствовались следующим.
В силу частей 4, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения на строительство) в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация об объектах культурного наследия.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка (пункт 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения на строительство).
В указанный период действовала форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207. В соответствии с названным приказом сведения об объектах культурного наследия и зонах их охраны должны быть указаны в разделах 1 ("Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования") и 3.2 ("Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") градостроительного плана земельного участка.
Суды установили, что в рассматриваемом градостроительном плане земельного участка от 23.12.2014 N RU 23301000-06187 сведения о территории объекта культурного наследия, его охранных зонах не указаны в разделе 3.2 (в данном разделе стоят отметки "не имеется"), а в разделе 2.2.4 "Иные показатели" имеются сведения о территории памятника и его охранных зонах, что также является нарушением. Следовательно, при выявлении факта несоответствия земельного участка требованиям градостроительного плана, в котором указаны сведения о территории объекта культурного наследия, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган должен был отказать в выдаче разрешения на строительство, руководствуясь прямым запретом, установленным статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Таким образом, суды верно указали, что администрация выдала разрешение на строительство на территории объекта культурного наследия в нарушение градостроительного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия.
Суды также учли, что решениями от 07.08.2017, 26.07.2017, 27.07.2017, 26.07.2017, 26.07.2017, 26.07.2017, 26.07.2017 и 31.07.2017 по делам N 12-2650/2017, 12-2669/2017, 12-2757/2017, 12-2673/2017, 12-2667/2017, 12-2663/2017, 12-2666/2017 и 12-2656/2017 Краснодарский краевой суд признал наличие составов административных правонарушений в действиях администрации и правильность выводов управления при составлении протоколов об административных правонарушениях по фактам выдачи разрешений на строительство на территории и в зонах охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта археологического наследия в исключительных случаях понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 Закона N 73-ФЗ, с полным или частичным изъятием находок из раскопов с целью передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (пункт 9 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
Статья 61 Закона N 73-ФЗ, предусматривающая обязанность лиц, причинивших вред объектам археологического наследия, возместить этот вред в виде оплаты стоимости указанных в статье 40 Закона N 73-ФЗ мероприятий, не исключает действия общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности взыскания документально обоснованных еще не понесенных расходов.
При этом правила Закона N 73-ФЗ не дают оснований и не могут быть истолкованы как направленные на улучшение положения причинителей вреда и ухудшение положения взыскателей вреда за причинение ущерба объектам культурного наследия по сравнению с тем, как положение тех же лиц определено Гражданским кодексом Российской Федерации для случаев причинения ущерба иному имуществу.
В данном случае размер вреда в силу Закона N 73-ФЗ и по обстоятельствам дела определен в размере стоимости спасательных археологических полевых работ.
С учетом изложенных норм и невозможности восстановления объекта культурного наследия или его замены вещью того же рода и качества ввиду уникальности этого объекта суды верно указали, что названные работы являются особым, прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права от причинения вреда объекту археологического наследия и правомерно взыскали 1 184 534 рубля 48 копеек стоимости работ, исчисленной на основании Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры и разъяснений по его применению.
Довод ответчика о том, что выданное разрешение не оспорено и не признано незаконным, получил надлежащую оценку в суде апелляционной инстанции и верно отклонен. Администрация не опровергла выводы судов о незаконной выдаче разрешения на строительство без соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия.
Утверждение заявителя об отсутствии компетенции истца в области охраны объекта культурного наследия не принимается. Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Довод заявителя о недоказанности проведения земляных работ и иных строительно-технических работ на спорном земельном участке противоречит материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А32-25411/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 61 Закона N 73-ФЗ, предусматривающая обязанность лиц, причинивших вред объектам археологического наследия, возместить этот вред в виде оплаты стоимости указанных в статье 40 Закона N 73-ФЗ мероприятий, не исключает действия общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности взыскания документально обоснованных еще не понесенных расходов.
При этом правила Закона N 73-ФЗ не дают оснований и не могут быть истолкованы как направленные на улучшение положения причинителей вреда и ухудшение положения взыскателей вреда за причинение ущерба объектам культурного наследия по сравнению с тем, как положение тех же лиц определено Гражданским кодексом Российской Федерации для случаев причинения ущерба иному имуществу.
В данном случае размер вреда в силу Закона N 73-ФЗ и по обстоятельствам дела определен в размере стоимости спасательных археологических полевых работ.
...
Утверждение заявителя об отсутствии компетенции истца в области охраны объекта культурного наследия не принимается. Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2020 г. N Ф08-984/20 по делу N А32-25411/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-984/20
23.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21681/19
27.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16657/19
23.10.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16657/19
24.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25411/18