Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.Н. Шерстнева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Е.Н. Шерстнев оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", устанавливающего право на пенсию за выслугу лет для лиц, указанных в статье 1 данного Закона, уволенных со службы, имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
подпункта "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающего зачет в выслугу лет на льготных условиях (из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца) для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации периода службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, с 15 ноября 1988 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", согласно которому предусмотренные данным Постановлением мероприятия осуществляются в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также пункта 3 утвержденных названным Постановлением Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила), устанавливающего льготные условия зачета отдельных периодов службы в органах наркоконтроля в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам.
Как следует из представленных документов, после увольнения со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, отдельные периоды которой были включены в выслугу лет на льготных условиях, заявителю была назначена пенсия, выплата которой была прекращена в связи с его поступлением на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации. При решении вопроса о назначении Е.Н. Шерстневу пенсии за выслугу лет после увольнения с данной службы периоды службы в органах наркоконтроля были включены в выслугу лет не в льготном порядке, как он рассчитывал, а в календарном. В связи с этим продолжительность выслуги составила менее 20 лет, что послужило основанием для отказа в назначении пенсии, который судами общей юрисдикции был признан правильным.
Усматривая в этом нарушение своих конституционных прав и указывая также на то, что при возобновлении выплаты ему пенсии, назначенной в связи со службой в органах наркоконтроля, не был учтен период службы в войсках национальной гвардии, заявитель утверждает, что оспариваемые нормы не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 15 (части 1, 2 и 4), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55, 71 (пункты "в" и "т"), 72 (пункт "ж" части 1), 75 (часть 6), 75.1 и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации, поскольку в его деле были применены как исключающие при реализации права на пенсию лицами, ранее проходившими службу в органах наркоконтроля, возможность зачета периода такой службы в выслугу лет в льготном исчислении.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы или государственной службы иных видов, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной или иной службы.
Закрепляя в пункте "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется выслуга на соответствующей службе не менее 20 лет, федеральный законодатель в статье 18 данного Закона установил правило о том, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный (пункты 1, 1.2-1.5) и льготный (пункты 2, 3, 6, 7) порядок исчисления выслуги лет.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое заявителем положение подпункта "д" пункта 3 данного Постановления, действующее в системной взаимосвязи со статьями 13 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обеспечивает реализацию права указанной категории граждан на пенсионное обеспечение, позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии данным лицам и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Аналогичную целевую направленность имеет оспариваемый заявителем пункт 3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 Правил, предоставляющий отдельным категориям сотрудников органов наркоконтроля право на зачет периодов их службы в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет на льготных условиях, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о нарушении его конституционных прав данной нормой, равно как и пунктом 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации, определяющим источник финансирования предусмотренных им мероприятий.
Разрешение же вопроса о распространении льготного порядка исчисления выслуги лет, установленного для уволенных со службы в органах наркоконтроля сотрудников, на лиц, после такого увольнения проходивших службу иных видов, дающую право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шерстнева Евгения Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1879-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шерстнева Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и ряда иных нормативных актов"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-