Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.А. Антиповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.А. Антипова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости":
положений пункта 4 статьи 3 в той части, в которой подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" излагается в новой редакции (подпункт "а") и дополняется пунктом 1.1, закрепляющим, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти), и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется названными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (подпункт "б");
части 3 статьи 8, устанавливающей, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
части 2 статьи 9, согласно которой статьи 2, 3, части 1 - 3 статьи 8 данного Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2016 года.
Как следует из представленных материалов, Т.А. Антиповой было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку ведомственная памятная медаль "20 лет Федеральному казначейству", которой она была награждена 6 октября 2017 года, в соответствии с действующим правовым регулированием не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение указанного звания.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность отказа в присвоении звания "Ветеран труда" лицам, которые в период до утверждения соответствующим федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, учреждающего ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение данного звания, были награждены ведомственными знаками отличия в труде, с учетом которых такое звание присваивалось ранее, чем лишают этих лиц права на меры социальной поддержки.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Указанным законодательным актом предусмотрено звание "Ветеран труда", которое может быть присвоено в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).
На основании вступившего в силу с 1 июля 2016 года пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" и во исполнение подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 163н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 октября 2016 года и вступил в силу с 24 октября 2016 года) утверждено Положение о нагрудном знаке "Отличник финансовой работы", пунктом 1 которого предусмотрено, что таковой является ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" (Положение утратило силу в связи с изданием приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 2019 года N 20н). При этом орган исполнительной власти вправе учредить один такой знак отличия, что предусмотрено пунктом 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578), тогда как ранее указанное ограничение не устанавливалось.
В условиях введения в действие такого правового регулирования - с учетом необходимости предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям - установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ критерии присвоения звания "Ветеран труда" начали применяться с 1 июля 2016 года, а за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знаками отличия в труде, было сохранено право на присвоение указанного звания с соблюдением ранее предусматривавшихся требований с учетом уточнения требований к трудовому (страховому) стажу или выслуге лет, учитываемых в целях пенсионного обеспечения (часть 3 статьи 8 и часть 2 статьи 9).
Таким образом, оспариваемые законоположения направлены на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством, защиту интересов граждан и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которая была награждена медалью "20 лет Федеральному казначейству" после вступления в силу соответствующих изменений, внесенных в Федеральный закон "О ветеранах".
Разрешение же вопроса о выборе норм, подлежащих применению в конкретном деле заявительницы, равно как и отмена судебных постановлений, на чем настаивает заявительница в своей жалобе, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антиповой Татьяны Алексеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1886-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антиповой Татьяны Алексеевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 3, 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-