г. Краснодар |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А20-2660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истцов: территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"" (ИНН 0711026447, ОГРН 1020700760453), ответчика - министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655) и третьих лиц: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике, министерства науки и высшего образования Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А20-2660/2018, установил следующее.
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) с исковым заявлением, в котором просило:
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10;
- обязать министерство аннулировать (погасить) в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) запись N 07-07-08/011/2006-141 о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52;
- признать отсутствующим право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, установлено относительно ориентира в 500 метрах от с. Белокаменское по направлению на запад, расположенного в границах участка (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на нормах Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью государственной регистрации в ЕГРН права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"" (далее - учреждение) и являющийся собственностью Российской Федерации.
Определением от 11.03.2019 удовлетворено ходатайство учреждения о вступлении в дело в качестве соистца.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление Росреестра); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике (далее - кадастровая палата); министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, исковые требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52. Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Суды установили, что на основании постановления главы местной администрации Зольского района Кабардино-Балкарской Республики от 18.01.2005 N 2 "Об изъятии земель сельскохозяйственного назначения с. Белокаменское и отнесении в ведение КБР" Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства (правопредшественник учреждения) выделено в безвозмездное бессрочное пользование пашни площадью 100 гектаров в границах с. Белокаменское для использования в опытно-производственных и научно-исследовательских целях, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, с. Белокаменское, установлено относительно ориентира в 500 м. от с. Белокаменское. Как следует из кадастрового дела от 25.04.2005, Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства в соответствии с постановлением от 18.01.2005 N 2 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 07:02:190300:0007. Право собственности на данный участок не разграничено. Впоследствии земельному участку присвоен кадастровый номер 07:02:1900000:10. В кадастровой выписке о земельном участке в строке 5 указано, что предыдущий кадастровый номер земельного участка 07:02:19 0300:0007. Согласно выписке из ЕГРН от 04.05.2018 N 07/000/002/2018-8912 право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, номер государственной регистрации 07-01-02/002/2005-83 от 11.05.2005. Выпиской из ЕГРН от 04.05.2018 N 07/000/002/2018-8908 подтверждено право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52, которое зарегистрировано 09.11.2006, номер государственной регистрации 07-07-08/011/2006-141. Из кадастровых выписок о земельном участке от 23.08.2017 и от 26.04.2018 следует, что земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52 внесен в государственный кадастр недвижимости 25.04.2005, предыдущий кадастровый номер данного участка 07:02:190300:0007. При этом информация о зарегистрированном ранее праве постоянного (бессрочного) пользования за Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук на этот земельный участок отсутствует. Таким образом, на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10 (предыдущий номер 07:02:190300:0007), находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения и являющийся собственностью Российской Федерации в силу закона зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики с присвоением земельному участку кадастрового номера 07:02:2300000:52. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения территориального управления в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 16, 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 2, 3, 4, 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), нормами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Судом первой инстанции в целях идентификации земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:1900000:10 и 07:02:2300000:52 как одного объекта назначена судебная землеустроительная экспертиза. В заключении эксперта от 10.06.2019 N 95/с/з/э отражено, что данные земельные участки являются тождественными. В период действия Закона 101-ФЗ право государственной собственности на спорный участок в порядке, определенном названным законом, разграничено не было, право собственности какого-либо публично-правового образования на него не зарегистрировано. Учитывая, что земельный участок предоставлялся в постоянное (бессрочное) пользование федеральному научному учреждению, государственная собственность на него подлежала разграничению в пользу Российской Федерации. Само по себе существование установленных пунктом 1 статьи 4 Закона 101-ФЗ оснований разграничения государственной собственности на землю при несоблюдении установленного данным законом порядка не приводит к возникновению права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, используемый в деятельности учреждения. Таким образом, в период действия Закона N 101-ФЗ право собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорный участок не возникло. Судебные инстанции пришли к выводу, что постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.11.2004, которым земельный участок передан в ведение субъекта Российской Федерации, противоречило нормам Закона N 101-ФЗ, а также "Правилам подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур. Поскольку право собственности на спорный земельный участок в силу закона является разграниченным в пользу Российской Федерации, требования истцов о признании отсутствующим права собственности Кабардино-Балкарской Республики на данный участок и признании права федеральной собственности на него признаны судами обоснованными и подлежащими удовлетворению. Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности отклонено судами, установившими, что учреждение не утратило владение земельным участком (использует его по целевому назначению, уплачивает земельный налог). Территориальное управление является представителем публичного собственника земельного участка, которое вправе обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации. С учетом разъяснений, приведенных в пункте 57 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), к иску подлежат применению правила статьи 208 Гражданского кодекса. Требование об обязания министерства аннулировать в ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52 не может быть удовлетворено ввиду того, что министерство не является государственным органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, истцам в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Постоянное (бессрочное) пользование на земельный участок с кадастровым номером 07:02:190300:0007 за Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук зарегистрировано на основании постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.11.2004 и постановления Главы администрации Зольского района Кабардино-Балкарской Республики от 18.01.2005 N 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2005. На основании того же постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.11.2004 на данный участок 09.11.2006 зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики. Земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52 внесен в государственный кадастр недвижимости 25.04.2005, предыдущий кадастровый номер которого 07:02:190300:0007. Заключением эксперта из кадастровых документов, содержащихся в материалах дела, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:190300:0007, 07:02:2300000:52, 07:02:1900000:10 идентичны. Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что Российская Федерация распоряжалась либо владела спорным участком, в материалах дела не имеется. Более того доказательств, свидетельствующих о том, что Кабардино-Балкарская Республика отказалась от права собственности на данный участок в пользу Российской Федерации, либо он выбыл из владения субъекта Российской Федерации не представлено. Поскольку требование о признании зарегистрированного права Кабардино-Балкарской Республики отсутствующим на спорный участок заявлено лицами, не являющимися владеющими собственниками, оно не подлежало удовлетворению судами. Также отсутствуют основания для применения к спору абзаца третьего пункта 57 постановления от 29.04.2010 N 10/22. В нем указано, что в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется. Доказательств, свидетельствующих о том, что истцы являются владеющими собственниками земельного участка не представлено, а право собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорный участок, зарегистрированный в ЕГРН, не оспаривалось. Следовательно, к заявленным требованиям подлежат применению нормы об исковой давности, об истечении которой министерство заявляло в суде первой инстанции.
Учреждение в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, вывод судебных инстанций о том, что земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10 разграничен в пользу Российской Федерации в силу закона (статья 17 Земельного кодекса, статья 3.1 Закона N 137-ФЗ), является правильным. Довод министерства о том, что истцы не владеют спорным земельным участком, несостоятелен, поскольку он со дня предоставления в постоянное (бессрочное) пользование учреждению и по сегодняшний день находится во владении Российской Федерации и используется учреждением по целевому назначению (сельскохозяйственное использование). Ошибочен и довод министерства о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям, к которым подлежат применению нормы абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса, учитывая, что земельный участок из владения учреждения не выбывал.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления главы местной администрации Зольского района Кабардино-Балкарской Республики от 18.01.2005 N 2 "Об изъятии земель сельскохозяйственного назначения с. Белокаменское и отнесении в ведение КБР" Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства (правопредшественник учреждения) выделено в безвозмездное бессрочное пользование пашни площадью 100 гектаров в границах с. Белокаменское для использования в опытно-производственных и научно-исследовательских целях, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, с. Белокаменское, установлено относительно ориентира в 500 м. от с. Белокаменское.
Как следует из кадастрового дела от 25.04.2005, Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства в соответствии с постановлением от 18.01.2005 N 2 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 07:02:190300:0007. Право собственности на данный участок не разграничено.
Впоследствии земельному участку присвоен кадастровый номер 07:02:1900000:10.
В кадастровой выписке о земельном участке в строке 5 указано, что предыдущий кадастровый номер земельного участка 07:02:19 0300:0007.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.05.2018 N 07/000/002/2018-8912 право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, номер государственной регистрации 07-01-02/002/2005-83 от 11.05.2005.
Выпиской из ЕГРН от 04.05.2018 N 07/000/002/2018-8908 подтверждено право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52, которое зарегистрировано 09.11.2006, номер государственной регистрации 07-07-08/011/2006-141.
Из кадастровых выписок о земельном участке от 23.08.2017 и от 26.04.2018 следует, что земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52 внесен в государственный кадастр недвижимости 25.04.2005, предыдущий кадастровый номер данного участка 07:02:190300:0007. При этом информация о зарегистрированном ранее праве постоянного (бессрочного) пользования за Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук на этот земельный участок отсутствует.
Территориальное управление и учреждение обратились в арбитражный суд с исковыми требованиями о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10, признании отсутствующим права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52. Истцы просили также обязать министерство аннулировать (погасить) в ЕГРН запись N 07-07-08/011/2006-141 о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52. Иск мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10 (предыдущий номер 07:02:190300:0007), находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения и являющийся собственностью Российской Федерации незаконно зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики с присвоением земельному участку кадастрового номера 07:02:2300000:52.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Суд первой инстанции отказал истцам в удовлетворении требования об обязании министерства аннулировать (погасить) в ЕГРН запись N 07-07-08/011/2006-141 о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52. Суд исходил из того, что министерство не является государственным органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В указанной части судебные акты лицами, участвующими в деле, не обжалуются, поэтому кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
В спорный период критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определялись в Законе N 101-ФЗ и в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ.
При разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса. Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункты 58, 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункты 52, 53 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:1900000:10 и 07:02:2300000:52 являются тождественными. Спорный земельный участок после закрепления его за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования находится во владении последнего, которым используется по целевому назначению. Суды при разрешении спора исходили из того, что в период действия Закона N 101-ФЗ право собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорный земельный участок не возникло, поэтому такое право зарегистрировано за субъектом Российской Федерации в отсутствие законных оснований. Право собственности на данный земельный участок на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ разграничено в пользу Российской Федерации. Поэтому судебные инстанции удовлетворили требования истцов о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:10 и признании отсутствующим права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:52.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы министерства (иск заявлен лицами, не являющимися владеющими собственниками земельного участка, к заявленным требованиям подлежат применению нормы об исковой давности) подлежат отклонению окружным судом. Факт владения земельным участком учреждением, за которым он закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлен судебными инстанциями и подтвержден материалами дела. В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено следующее. Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Доводы жалобы министерства не влияют на правомерность вывода судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. Эти доводы не опровергают обоснованность выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А20-2660/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы министерства (иск заявлен лицами, не являющимися владеющими собственниками земельного участка, к заявленным требованиям подлежат применению нормы об исковой давности) подлежат отклонению окружным судом. Факт владения земельным участком учреждением, за которым он закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлен судебными инстанциями и подтвержден материалами дела. В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено следующее. Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Доводы жалобы министерства не влияют на правомерность вывода судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. Эти доводы не опровергают обоснованность выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2020 г. N Ф08-311/20 по делу N А20-2660/2018