г. Краснодар |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А53-7781/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) - Богатыря А.Г. и Арутюновой И.М. (доверенности от 18.12.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Горошенко И.О. (доверенность от 16.01.2018) и Прозорова Д.А. (доверенность от 10.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А53-7781/2019, установил следующее.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 126 911 рублей 88 копеек пеней за просрочку доставки груза (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением от 16.08.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.10.2019, с дороги в пользу общества взыскано 48 604 рубля 50 копеек пеней, 3701 рубль 39 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суды приняли расчет кратчайшего расстояния доставки грузов, обоснованный железной дорогой, а также по ее ходатайству на основании применения норм статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшили взыскиваемые пени с 97 209 рублей до 48 604 рублей 50 копеек.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, представленный ответчиком расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции "Татьянка" до станции "Веселое" не соответствуют установленному порядку расчета тарифного расстояния. Суды, ссылаясь на пункт 4.2 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 245), при расчете срока доставки груза отправительским маршрутом не учли, что перевозка груза осуществлялась в рамках одного маршрута, по одной железнодорожной накладной. Истец не согласен с задвоением (двойным учетом) операций по приемке и отправке грузов и указания опасности груза в соответствии с положениями пункта 5.1 и пункта 5.12 Правил N 245. Кроме того, суды неверно определили кратчайшее расстояние участка железной дороги "Краснодар-Сортировочный" - "Веселое", в связи с чем неправильно произведен расчет, что повлекло увеличение срока доставки груза на 2 суток. Ответчик не представил доказательств несоразмерности пеней последствиям нарушенного обязательства, оснований для их снижения у судов не имелось.
В отзыве железная дорога отклонила доводы кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 05.09.2018 и 07.09.2018 Приволжской железной дорогой (перевозчик) с железнодорожной станции отправления "Татьянка" по транспортным железнодорожным накладным N ЭЬ669818, ЭЬ761393 от грузоотправителя - ООО "ЛУКОЙЛВолгограднефтепереработка" (далее - грузоотправитель) для доставки грузополучателю - обществу, станция назначения - "Веселое" Северо-Кавказской железной дороги, приняты к перевозке нефтепродукты отправительским маршрутом через станцию "Краснодар-Сортировочный" Северо-Кавказской железной дороги.
По мнению общества, на станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки на 5 суток по накладной ЭЬ669818 и 9 суток по накладной ЭЬ761393, что подтверждается календарным штемпелем станции назначения в железнодорожных накладных.
При расчете продолжительности просрочки доставки грузов истец использовал кратчайшее расстояние между станцией "Краснодар-Сортировочная" до станции "Веселое" - 265 км.
На основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации истец исчислил пени, которые по его расчету составили 126 911 рублей 88 копеек, и обратился с соответствующей претензией к перевозчику.
Неисполнение железной дорогой требований общества послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Приказ N 245), приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 29.03.1999 N 10Ц "Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", Тарифным руководством N 1 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, предусматривающими, в том числе, порядок оплаты за перевозку отправительскими маршрутами наливных нефтяных грузов с распылением (заадресовкой) в установленных пунктах, суды установили, что при отправлении груза со станции "Татьянка" Приволжской железной дороги грузоотправитель в товарной накладной указал станцию назначения - "Краснодар-Сортировочный" Северо-Кавказской железной дороги. С учетом заявленной в последующем грузоотправителем дальнейшей заадресовки вагонов по накладным N ЭЬ669818, ЭЬ761393 со станции "Краснодар-Сортировочный" на станцию "Юровский" Северо-Кавказской железной дороги, суды определили, что срок доставки каждой из отправок, оформленных названными железнодорожными накладными, должен рассчитываться в соответствии с пунктом 4.2 Правил N 245 как сумма двух сроков доставки, первый из которых составляет 8 суток, второй - 5 суток. При этом суды установили допущенное железной дорогой нарушение сроков доставки грузов, признав обоснованным расчет пеней на 97 209 рублей.
Удовлетворяя иск в части, суды признали расчет срока доставки грузов, произведенный обществом, неверным по следующим основаниям.
Представленный обществом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции "Краснодар-Сортировочный" до станции "Веселое" (265 км) не соответствует порядку расчета тарифного расстояния, кроме того истец необоснованно не учитывает дополнительные сутки, на которые увеличивается нормативный срок доставки (подпункты 5.1 и 2.12 пункта 5 Правил N 245).
Согласно статье 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся.
В соответствии пунктом 3 Приказа N 245 при перевозке грузов по железнодорожному участку Кривенковская - Энем 1, а также при перевозке грузов с железнодорожных станций Северо-Кавказской железной дороги назначением на железнодорожные станции Северо-Кавказской железной дороги кратчайшие расстояния определяются с учетом расстояния участка Кривенковская - Энем 1, в остальных случаях - без учета расстояния участка Кривенковская - Энем 1.
Поскольку груз не перевозился между станциями Северо-Кавказской железной дороги (ст. "Татьянка" относится к Приволжской железной дороге), кратчайшим расстоянием между станцией "Краснодар-Сортировочный" и станцией "Веселое" необходимо считать 546 км, а не 265 км, т. е. без учета расстояния участка Кривенковская - Энем 1.
Стороны в судебном заседании пояснили, что фактически груз доставлялся со станции "Краснодар-Сортировочный" до станции "Веселое" не через станцию "Энем - 1", а через станции "Тихорецкая", "Армавир", "Курганная". В связи с этим суды пришли к выводу о необоснованном начислении обществом пеней в размере 29 702 рублей 88 копеек.
Довод общества о том, что судами необоснованно расчет произведен с задвоением (двойным учетом) операций по приемке и отправке грузов, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 245 при перевозке грузов порожних вагонов отправительскими маршрутами, а также грузов в контейнерах, перевозимых контейнерными поездами, сроки доставки исчисляются исходя из установленной нормы суточного пробега. В рассматриваемом случае эти сроки исчисляются в соответствии с пунктом 4.2 указанных Правил. В частности, для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования - как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, - исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения - исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
При этом подпунктами 5.1 и 2.12 пункта 5 Правил N 245 предусмотрено, что сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на:
- двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов;
- одни сутки - при перевозке опасных грузов и порожних вагонов из-под перевозки опасных грузов, если перевозка порожних вагонов осуществляется на условиях перевозки опасных грузов.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что срок доставки каждой из отправок, оформленных спорными железнодорожными накладными, должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки с учетом дополнительных 2 суток на отправление и прибытие груза плюс дополнительных суток на перевозку опасного груза.
Несогласие общества с порядком расчета нормативного срока доставки грузов железной дорогой не свидетельствует о допущенных судебными инстанциями нарушениях норм права.
По заявлению железной дороги суды применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив несоразмерность заявленного размера неустойки последствиям исполнения обязательств, и снизили взыскиваемую сумму до 48 604 рублей 50 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном снижении размера пеней отклоняются, поскольку определение судом соразмерности конкретной суммы неустойки не является выводом о применении нормы права (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"), поэтому не относится к полномочиям кассационного суда.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судами. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А53-7781/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии пунктом 3 Приказа N 245 при перевозке грузов по железнодорожному участку Кривенковская - Энем 1, а также при перевозке грузов с железнодорожных станций Северо-Кавказской железной дороги назначением на железнодорожные станции Северо-Кавказской железной дороги кратчайшие расстояния определяются с учетом расстояния участка Кривенковская - Энем 1, в остальных случаях - без учета расстояния участка Кривенковская - Энем 1.
...
По заявлению железной дороги суды применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив несоразмерность заявленного размера неустойки последствиям исполнения обязательств, и снизили взыскиваемую сумму до 48 604 рублей 50 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном снижении размера пеней отклоняются, поскольку определение судом соразмерности конкретной суммы неустойки не является выводом о применении нормы права (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"), поэтому не относится к полномочиям кассационного суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2020 г. N Ф08-720/20 по делу N А53-7781/2019