В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 23 Закона Республики Калмыкия 21 декабря 2007 года N 394-III-З "О бюджетном процессе Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований руководствоваться настоящим постановлением.
Председатель Правительства |
Г. Босхомджиева |
Одобрены
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 25 сентября 2023 г. N 316
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкии на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия определяют приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и подходы, используемые при составлении проекта республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены с учетом бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также исходя из задач и приоритетов индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа), определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 992-р.
II. Цели и задача бюджетной и налоговой политики на 2024 - 2026 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета.
В целом бюджетная и налоговая политика на ближайшие три года ориентирована на решение следующих ключевых задач:
укрепление доходной базы, в том числе за счет совершенствования налогового администрирования;
создание благоприятной налоговой среды для стимулирования восстановления отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия занятости населения и легализации доходов;
концентрацию финансовых ресурсов на решении приоритетных задач социально-экономического развития Республики Калмыкия;
реализацию мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию;
необходимость достижения национальных целей развития страны, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 и от 21 июля 2020 г. N 474;
стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия в части содействия экономическому росту и увеличения доходной базы муниципальных образований республики;
совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.
III. Основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика в сфере расходов будет ориентирована на повышение качества жизни населения, переориентацию бюджетных расходов на приоритетные направления социально-экономического развития республики, достижение наиболее значимых национальных целей развития.
Исходя из поставленных целей и задач бюджетная политика в среднесрочном периоде будет направлена на:
безусловное исполнение действующих расходных обязательств;
реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ Республики Калмыкия, исходя из ожидаемых результатов с учетом новых подходов в их управлении;
сохранение социальной направленности республиканского бюджета, в том числе безусловное выполнение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы и сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы;
принятие новых расходных обязательств, исходя из возможностей доходов республиканского бюджета и источников финансирования дефицита бюджета с учетом ограниченных условий реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета;
соблюдение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Калмыкия и по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
оказание государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность, в части организаций, занятых в сельском хозяйстве;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;
реализацию новых инвестиционных и инфраструктурных проектов по строительству объектов социальной сферы, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;
расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций, в том числе в социальной сфере;
стимулирование инвестиционной активности и создание современной комфортной инфраструктуры для жителей региона в рамках реализации индивидуальной программы;
совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;
реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечение сдерживания роста расходов будут приниматься меры, направленные на:
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования;
соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Калмыкия, установленных Правительством Российской Федерации;
проведение инвентаризации расходных обязательств и дальнейшее выявление резервов сокращения расходов неэффективного характера;
повышение качества государственных и муниципальных услуг;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения контроля за выполнением условий предоставления бюджетных средств и обеспечения ответственности за их нарушение;
дальнейшую централизацию функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета;
предоставление мер социальной поддержки населения, исходя из принципов адресности и нуждаемости с целью оптимального перераспределения бюджетных средств для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
оптимизацию инвестиционных расходов, в том числе за счет проведения мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства, финансирования объектов, определенных национальными целями региональных проектов и индивидуальной программой;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности;
осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
организацию и осуществление главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами;
повышение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением республиканского бюджета;
реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения республики.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета, дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в целях стимулирования органов местного самоуправления для повышения эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Калмыкия.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами, повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику продолжится практика заключения с главами администраций муниципальных районов (городского округа) соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также проведение оценки качества управления муниципальными финансами.
Продолжится мониторинг исполнения местных бюджетов с оказанием финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в течение текущего финансового года для исключения рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств муниципальных образований.
Одним из эффективных механизмов решения вопросов местного значения при непосредственном участии граждан остается инициативное бюджетирование. Как показывает практика, увеличение количества реализуемых проектов в период 2019 - 2023 гг. с 9 проектов до 55 проектов свидетельствует о высоком уровне заинтересованности жителей муниципальных образований в управлении общественными финансами и реализации социально значимых проектов. В целях повышения открытости, также на основе позитивного опыта реализации в предыдущие года в плановом периоде продолжится практика инициативного бюджетирования.
В среднесрочном периоде будет продолжена практика полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) дополнительными нормативами отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных районов (городского округа) от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет. Данная мера стимулирует органы местного самоуправления к более активной работе с налогоплательщиками.
Также в целях повышения доходного потенциала муниципальных образований республики и финансовой самостоятельности местных бюджетов будет рассматриваться вопрос о пролонгации установленных единых нормативов от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и от транспортного налога на очередной бюджетный цикл.
IV. Основные направления налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основными приоритетами налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются обеспечение преемственности целей и задач налоговой политики предыдущего периода, поддержка инвестиций и роста предпринимательской активности на основе стабильной налоговой системы и формирования привлекательных налоговых условий для субъектов хозяйственной деятельности, а также сохранение социальной стабильности в обществе.
Цель региональной налоговой политики - сохранение устойчивости консолидированного бюджета Республики Калмыкия в условиях осложнения экономической ситуации за счет получения необходимого объема налоговых доходов посредством повышения предпринимательской и инвестиционной активности.
Реализацию налоговой политики планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
1) совершенствование и актуализация нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы налогообложения в Республике Калмыкия;
2) повышение качества управления доходами республиканского бюджета, включая реалистичность планирования доходов, мониторинг полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, эффективное управление дебиторской задолженностью по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) проведение первичной оценки эффективности налоговых расходов на этапе разработки проектов региональных законов, устанавливающих соответствующие льготы и преференции;
4) ежегодное проведение оценки эффективности налоговых расходов, в том числе на предмет целесообразности и результативности предоставления льгот плательщикам налогов, с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотру условий их предоставления;
5) предоставление налоговых льгот на ограниченный период в соответствии с целями политики региона;
6) расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, проведения кадастровой оценки;
7) повышение качества администрирования доходных источников бюджетов во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе совершенствование механизмов мобилизации доходных источников;
8) проведение мероприятий по вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность, в том числе путем снижения неформальной занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 сентября 2023 г. N 316 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 25 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 октября 2023 г. N 0800202310040001
сетевое издание "Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" от 7 октября 2023 г. N 37