Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 2 октября 2023 г. N 653-од
"Об утверждении положения областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организации в Самарской области"
В целях создания условий для развития у обучающихся в образовательных организациях в Самарской области интереса к научной и исследовательской деятельности, выявления и развития их творческих способностей, совершенствования организации конкурсных мероприятий научно-практической направленности, укрепления связей высшей и средней школы приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об областном конкурсе "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области (далее - Положение, Конкурс);
Состав организационного комитета заключительного регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области.
2. Включить в систему конкурсных мероприятий объединенного конкурса творчески одаренной молодежи Самарской области в сфере науки и техники областной конкурс "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области.
3. Признать утратившим силу приказ министерства образования и науки Самарской области от 12.10.2021 N 475-од "Об утверждении положения областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области".
4. Общую координацию организации и проведения, в том числе информационного сопровождения Конкурса возложить на центр эффективного выявления и развития творческого потенциала личности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный технический университет" (Камальдинову).
5. Территориальным управлениям министерства образования и науки Самарской области (Халаевой, Кочукиной, Гороховицкой, Полищуку, Пожидаевой, Сазоновой, Куликовой, Каврыну, Русанову, Двирнику, Баландиной, Сизовой, Светкину) и департаментам образования администраций городских округов Самара (Коковиной) и Тольятти (Лебедевой) довести Положение до сведения руководителей образовательных организаций и организовать участие в конкурсе обучающихся образовательных организаций, находящихся на подведомственной территории.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на управление общего образования министерства образования и науки Самарской области (Лапшову).
7. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
8. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.10.2023.
Врио министра |
В.А. Акопьян |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования и науки
Самарской области
от 02.10.2023 N 653-од
Состав
оргкомитета заключительного регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области
Лысикова Ольга Геннадьевна |
- |
Врио заместителя министра образования и науки Самарской области, председатель; |
Лапшова Татьяна Евгеньевна |
- |
руководитель управления общего образования министерства образования и науки Самарской области, заместитель председателя; |
Камальдинова Зульфия Фаисовна |
- |
директор центра аффективного выявления и развития творческого потенциала личности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный технический университет", кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь (по согласованию); |
Васильчиков Алексей Валерьевич |
- |
директор института инженерно-экономического и гуманитарного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Самарский государственный технический университет", доктор экономических наук, доцент (по согласованию); |
Клюева Татьяна Николаевна |
- |
директор государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области "Региональный социопсихологический центр", кандидат психологических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации; |
Менейленко Юлия Валериевна |
- |
Специалист 1 категории управления общего образования министерства образования и науки Самарской области |
Трибунский Сергей Александрович |
- |
ученый секретарь совета ректоров вузов Самарской области, кандидат исторических наук, доцент (по согласованию). |
Утверждено
приказом министерства
образования и науки
Самарской области
от 02.10.2023 N 653-од
Положение
об областном конкурсе "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области (далее Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определения победителей и призеров, требования к исследовательским работам, представляемым на Конкурс.
1.2. Конкурс проводится в соответствии с Концепцией Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области, утвержденной на заседании Координационного совета при Администрации Губернатора Самарской области по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники 27.01.2016, постановлением Правительства Самарской области от 27.06.2014 N 362 "О поддержке выпускников образовательных организаций, поощренных медалью "За особые успехи в учении", выпускников профессиональных образовательных организаций, имеющих диплом с отличием, победителей и призеров заключительного регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов выпускников образовательных организаций Самарской области".
1.3. Конкурс проводится в целях повышения эффективности выявления и развития творчески одаренных детей и молодежи Самарском области в сфере науки и техники за счет повышения ее мотивации к занятиям творческой деятельностью, укрепления связей "школа - вуз - производство", повышения качества научного руководства выполняемых обучающимися индивидуальных проектов исследовательского характера, создания информационной базы для ведения индивидуализированной развивающей работы с наиболее творчески одаренными обучающимися.
1.4. Основные задачи Конкурса:
мотивация к дальнейшей творческой деятельности обучающихся образовательных организаций в Самарской области;
выявление одаренных обучающихся образовательных организаций в Самарской области.
1.5. В Конкурсе на добровольном основе принимают участие:
обучающиеся 8-11-х классов образовательных организаций в Самарской области, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;
студенты 1-2-х курсов образовательных организаций в Самарской области, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Обучающиеся 5-7-х классов допускаются к выполнению исследовательских проектов на общих основаниях. Оценка представленных исследовательских работ для всех возрастных категорий участников осуществляется по единым критериям.
1.6. Для участия в Конкурсе необходимо в установленном порядке в соответствии с пунктом 2.2. настоящего Положения зарегистрироваться в информационно-коммуникационной системе "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru) (далее - ИКС "АСТРА") и представить на дистанционный тур заключительного регионального этапа Конкурса завершенный индивидуальный проект научно-исследовательской направленности (далее - проект).
1.7. Конкурс проводится в рамках текущего учебного года с сентября по апрель в три этапа: школьный, окружной и заключительный региональный (далее этапы Конкурса).
Заключительный региональный этап Конкурса проходит в марте-апреле текущего учебного года в два тура: дистанционный тур и очный тур.
1.8. Организаторами этапов Конкурса являются:
школьного этапа - образовательные организации в Самарской области (далее - организатор школьного этапа Конкурса);
окружного этапа - территориальные управления министерства образования и науки Самарской области (далее - министерство), для городского округа Самара - Самарское управление министерства совместно с департаментом образования администрации городского округа Самара, для городского округа Тольятти - Тольяттинское управление министерства совместно с департаментом образования администрации городского округа Тольятти (далее - организатор окружного этапа Конкурса). По решению организаторов окружного этапа, окружной этап может проводиться в несколько туров.
заключительного регионального этапа - министерство (далее организатор регионального этапа Конкурса).
1.9. Организаторы этапов Конкурса:
создают оргкомитет соответствующего этапа Конкурса;
формируют состав жюри соответствующего этапа Конкурса;
обеспечивают проведение соответствующего этапа Конкурса по образовательным предметам согласно перечню секций.
1.10. На каждом этапе Конкурса создастся оргкомитет, одной из задач которого является реализация права обучающихся образовательных организаций на участие в научно-исследовательской деятельности.
1.11. Состав оргкомитетов всех этапов Конкурса формируется из числа специалистов органов управления образованием, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образовательных, научных, производственных и общественных организаций.
1.12. Оргкомитеты всех этапов Конкурса:
представляют организаторам предложения по графику проведения этапа Конкурса, составу жюри, количеству участников по каждому общеобразовательному предмету соответствующего этапа Конкурса;
определяют квоту победителей и призеров соответствующего этапа Конкурса;
анализируют, обобщают итоги соответствующего этапа Конкурса и представляют отчет о проведении Конкурса организаторам соответствующего этапа Конкурса;
формулируют предложения для организаторов по совершенствованию и дальнейшему развитию соответствующего этапа Конкурса;
готовят материалы для освещения организации и проведения соответствующего этапа Конкурса в средствах массовой информации.
1.13. Общее руководство проведением Конкурса и его организационного обеспечения осуществляет оргкомитет заключительного регионального этапа Конкурса. Состав оргкомитета заключительного регионального этапа Конкурса утверждается приказом министерства.
1.14. Оценку представленных к очной защите исследовательских работ осуществляют жюри соответствующих этапов Конкурса.
Состав жюри соответствующего этапа Конкурса формируется из числа профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников образовательных организаций высшего образования, ведущих научных и производственных организаций и предприятий Самарской области, представителей органов исполнительной власти Самарской области, педагогических работников образовательных организаций Самарской области.
1.15. Жюри всех этапов Конкурса:
проводит экспертизу проектов, представленных к участию в Конкурсе на предмет соответствия требованиям, определенным настоящим Положением;
оценивает проекты участников Конкурса в процессе публичной защиты;
определяет победителей и призеров соответствующего этапа Конкурса;
представляет в оргкомитеты соответствующих этапов Конкурса отчеты о результатах проведения соответствующих этапов Конкурса.
Эксперты жюри не должны представлять интересы участников Конкурса.
В случае если эксперт находится в профессиональных или родственных отношениях с участником Конкурса, которому предстоит очная защита работы в этой же секции, то он должен проинформировать об этом экспертную группу и не принимать участие в экспертизе проекта и в оценивании публичной защиты участника Конкурса.
1.16. Методику оценивания проектов, представленных на заключительный региональный этап Конкурса, утверждает оргкомитет заключительного регионального этапа Конкурса.
1.17. Перечень секций заключительного регионального этапа Конкурса приводится в приложении к настоящему Положению. В зависимости от количества участников заключительного регионального этапа Конкурса решением жюри некоторые секции могут быть объединены или исключены.
II. Порядок проведения Конкурса
2.1. При проведении Конкурса ведется автоматизированная обработка результатов деятельности участников, их научных руководителей и научных консультантов, других лиц, привлекаемых к работе Конкурса, которая базируется на ИКС "АСТРА".
2.2. Для участия в Конкурсе необходимо в срок до 15 ноября текущего учебного года зарегистрироваться через координатора Конкурса в организации, в которой участник обучается, оформив при этом в соответствии с действующим законодательством согласие на обработку персональных данных и подтвердив факт ознакомления с настоящим Положением. Обработка персональных данных ведется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Порядок регистрации размещается на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
2.3. Порядок проведения школьного и окружного этапов Конкурса определяется организаторами соответствующих этапов Конкурса в соответствии с настоящим Положением.
2.4. По итогам проведения школьного и окружного этапов Конкурса победителям и призерам начисляются дополнительные баллы (D) за представленный к защите проект:
призер (2, 3 место) школьного этапа Конкурса - 1 балл;
победитель (1 место) школьного этапа Конкурса - 2 балла;
призер (2, 3 место) окружного этапа Конкурса - 3 балла;
победитель (1 место) окружного этапа Конкурса - 4 балла.
Информация об итогах проведения школьного и окружного этапов Конкурса направляется в адрес оргкомитета заключительного регионального этапа Конкурса не позднее 05 апреля текущего учебного года в соответствии с приложением 2 в двух форматах: скан документа и рабочая версия в формате Word с возможностью редактирования.
2.5. Заключительный региональный этап Конкурса проводится в марте-апреле текущего учебного года. Конкретные даты проведения заключительного регионального этапа Конкурса по каждой секции устанавливаются оргкомитетом данного этапа и размещаются на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
2.6. Для участия в дистанционном туре заключительного регионального этапа Конкурса участник должен в установленный срок отправить в жюри заключительного регионального этапа Конкурса электронные файлы проекта и презентации в формате .pdf объемом не более 1,7 Мб каждый файл. Проект и презентация должны быть оформлены в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
Конкретные сроки и алгоритм отправки проекта устанавливаются оргкомитетом заключительного регионального этапа Конкурса и размещаются на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
2.7. Один и тот же проект недопустимо отправлять в несколько секций Конкурса. Контроль за выполнением данного требования осуществляет оргкомитет. В случае выявления нарушения участниками данного пункта проект снимается с рассмотрения со всех секций.
2.8. Участникам не запрещается выполнять несколько различных проектов.
2.9. Участник, его научный руководитель и научный консультант (если он есть) в установленный срок могут отправить в жюри заключительного регионального этапа Конкурса собственную согласованную рецензию на проект участника. Конкретные сроки и алгоритм отправки рецензии устанавливаются оргкомитетом заключительного регионального этапа Конкурса и размешаются на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
2.10. Оценка проекта каждого участника дистанционного тура заключительного регионального этапа Конкурса производится экспертами жюри - сотрудниками вузов, научных и производственных организаций Самарской области. Рецензирование проектов производится с использованием ИКС "АСТРА" в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению.
На основании оценок экспертов автоматически рассчитывается предварительный балл проекта участника (R) как среднее арифметическое оценок проверяющих экспертов. Предварительный рейтинг проекта (Р) формируется как сумма предварительного балла проекта и дополнительных баллов (D) за успехи на школьном и окружном этапах Конкурса P=R + D.
2.11. На основании сводного предварительного рейтинга проектов в рамках каждой секции выстраивается ранжированный список участников Конкурса, расположенных по мере убывания рейтинга проекта. Участники Конкурса с равным значением предварительного рейтинга проекта располагаются в алфавитном порядке.
2.12. Предварительный балл проекта (Р) является основанием для принятия решения о допуске/отказе к участию на очный тур заключительного регионального этапа Конкурса и не учитывается при оценке проекта на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса.
2.13. На основании ранжированного списка участников Конкурса оргкомитет заключительного регионального этапа Конкурса принимает решение о количестве и поименном составе участников Конкурса, приглашенных к публичной защите проекта на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса.
2.14. Информация об участниках Конкурса, приглашенных к публичной защите проектов, и сроках публичной защиты размещается на сайте ИКС "АСТРА". Конкретные сроки публичной защиты устанавливаются оргкомитетом заключительного регионального этапа Конкурса и размещаются на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
2.15. Оценка проекта на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса производится жюри на заседании секции Конкурса.
После заслушивания докладов участников Конкурса на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса и дискуссии жюри секции оценивает в закрытом режиме представленные проекты по системе критериев в соответствии с приложением 5 к настоящему Положению.
Решение по каждому частному критерию принимается большинством голосов присутствующих членов жюри секции. При равенстве голосов решающим является голос председателя жюри секции, при его отсутствии на заседании секции Конкурса голос члена жюри секции, избранного председателем в начале заседания. Протокол заседания с результатами оценки доложенных проектов направляется в оргкомитет заключительного регионального этапа Конкурса.
2.16. На основании оценок жюри секции рассчитывается рейтинг проекта на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса (О). На основе рейтинга проектов на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса (О) по каждой секции выстраивается ранжированный список участников, расположенных по мере убывания рейтинга.
2.17. По итогам Конкурса апелляции не принимаются, итоговые баллы не пересматриваются.
III. Меры поддержки участников Конкурса
3.1. Победители и призеры заключительного регионального этапа Конкурса, являющиеся в текущем учебном году выпускниками образовательных организаций в Самарской области, пользуются в этом году мерами поддержки, предусмотренными постановлением Правительства Самарской области от 27.06.2014 N 362 "О поддержке выпускников образовательных организаций, поощренных медалью "За особые успехи в учении", выпускников профессиональных образовательных организаций, имеющих диплом с отличием, победителей и призеров заключительного регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов - выпускников образовательных организаций Самарской области".
IV. Подведение итогов регионального этапа Конкурса
4.1. Участники очного тура заключительного регионального этапа Конкурса получают статус лауреат заключительного регионального этапа Конкурса.
4.2. Лауреаты заключительного регионального этапа Конкурса награждаются дипломами жюри Конкурса.
4.3. На основе рейтинга проектов на очном туре заключительного регионального этапа Конкурса (О) в каждой секции определяются один победитель (первое место) и два призера (второе и третье место) заключительного регионального этапа Конкурса. При практическом совпадении значений итогового балла проекта допускается назначение победного (призового) места двум (или более) участникам.
4.4. Список победителей, призеров и лауреатов заключительного регионального этапа Конкурса утверждается распоряжением министерства образования и науки Самарской области.
4.5. Победители и призеры заключительного регионального этапа Конкурса награждаются дипломами министерства образования и науки Самарской области.
V. Финансовое обеспечение регионального этапа Конкурса
5.1. Финансовое обеспечение проведения дистанционного и заключительного этапов Конкурса осуществляются за счет средств областного бюджета в рамках расходного обязательства, предусмотренного постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 N 811 "Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники".
Приложение 1
к Положению об областном конкурсе
"Взлет" исследовательских проектов
обучающихся образовательных организаций
в Самарской области
Перечень
секций регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области
Код |
Название секции |
1 |
Математика |
2 |
Информатика и информационные технологии |
3 |
Физика |
4 |
Химия |
5 |
Биология и медицина |
6 |
География и краеведение |
7 |
Авиационная и космическая техника, механика и астрономия |
8 |
Техническое творчество, энергетика и транспорт |
9 |
Экология и сельское хозяйство |
10 |
Строительство, архитектура и охрана среды |
11 |
Машиностроение, приборостроение и робототехника |
12 |
Экономика, финансы и менеджмент |
13 |
Психология и педагогика |
14 |
Социология |
15 |
Культурология и искусствоведение |
16 |
История |
17 |
Обществознание и право |
18 |
Литература |
19 |
Русский язык |
20 |
Иностранные языки |
Приложение 2
к Положению об областном конкурсе
"Взлет" исследовательских проектов
обучающихся образовательных организаций
в Самарской области
Результаты *
проведения школьного/окружного ** этапа конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области **
Этап конкурса (школьный, окружной **)
Организатор этапа (образовательная организация, территориальное управление **)
Место |
ФИО победителя/призера/участника |
класс |
ОО |
Тема проекта |
Название секции 1 и количество участников в секции ** | ||||
1 место |
|
|
|
|
2 место *** |
|
|
|
|
3 место *** |
|
|
|
|
Название секции 2 и количество участников в секции ** | ||||
1 место |
|
|
|
|
2 место *** |
|
|
|
|
3 место *** |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Подпись ответственного организатора, Печать.
* При заполнении таблицы наименования и порядок столбцов не изменять.
** При заполнении таблицы курсив удаляется, вместо него указывается необходимая информация.
*** В секции должно быть не менее 5 участников. Допускается несколько вторых и третьих мест при достаточном количестве участников, таким образом, чтобы количество призовых мест не превышало 30% от общего количества участников в секции.
Приложение 3
к Положению об областном конкурсе
"Взлет" исследовательских проектов
обучающихся образовательных организаций
в Самарской области
Требования
к оформлению проектов, представляемых на региональный этап областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области
Текст проекта набирается на компьютере и текстовом редакторе. Кегль шрифта основного текста 12 пунктов, ненаклонный, межстрочный интервал 1,5. Для заголовков разрешается использовать шрифт 14 пунктов, полужирный. Гарнитура шрифта семейства Times.
Объем проекта - до 20 страниц (без приложений).
Объем электронного файла проекта в формате .pdf - не более 1,7 Мб.
Описание проекта должно быть построено по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.
Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются:
титульный лист (автором проект не оформляется и не прикладывается; он будет сформирован автоматически ИКС "АСТРА" по завершении дистанционного тура регионального этапа Конкурса);
аннотация;
список ключевых слов;
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
библиографический список;
приложения.
Аннотация имеет размер не более 1000 символов. В ней кратко отражается цель проекта, использованные методы, указывается, в чем состоит исследовательская составляющая проекта, перечисляются основные полученные результаты.
Ключевые слова (не более восьми) отражают основное содержание проекта.
В оглавлении приводятся пункты проекта с указанием страниц.
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается выбранный метод (или методы) исследования, обосновывается исследовательский характер проекта, указывается его связь с приоритетными направлениями и критическими технологиями развития науки, техники и технологий и Российской Федерации и Самарской области, связь с организациями/предприятиями при выполнении проекта, тематикой собственных исследований научного консультанта и руководителя, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
В основной части проекта подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью ее раскрывать.
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
После заключения приводится список использованных источников (библиографический список). В тексте должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
В приложении помещают:
отчет по антиплагиату с оценкой оригинальности не менее 70%;
справку об использовании работы конкретным предприятием/организацией (если есть);
вспомогательные или дополнительные материалы.
Файл презентации выполняется в программах создания презентаций и сохраняется в формате .pdf. Объем презентации до 8 слайдов.
Примерный план слайдов: титульный лист, актуальность проекта, обзор аналогов/литературы по проекту, основная часть (3-4 слайда), заключение/выводы по проекту.
Оргкомитет оставляет за собой право публикации презентаций победителей в открытом доступе на сайте ИКС "АСТРА" (https://vzlet.asurso.ru).
Приложение 4
к Положению об областном конкурсе
"Взлет" исследовательских проектов
обучающихся образовательных организаций
в Самарской области
Критерии
оценки проектов на дистанционном туре регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области
1. Характер работы
реферативный (1,2 балла),
реферативный с исследовательскими элементами (2,5 балла),
исследовательский, т.е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения (5,6 балла),
исследовательский, к тому же автор сопоставляет полученный результат с известными аналогичными результатами (12 баллов).
2. Актуальность направления, в котором выполнен проект, в соответствии с авторитетными перечнями (таблицы А, Б)
не входит в Перечни (0,75 балла),
для социально-гуманитарного направления - результаты работы могут быть использованы конкретным предприятием/организацией - есть справка (1,8 балла),
для естественно-научного и технического направлений - входит в Президентский перечень приоритетных научно-технических направлений (таблица А) (1,8 балла),
для социально-гуманитарного направления - результаты работы уже используются конкретным предприятием/организацией - есть справка (4,6 балла),
для естественно-научного и технического направлений - входит в Перечень приоритетных научно-технических направлений для Самарской области (таблица Б) (4,6 балла).
3. Связь работы с исследовательской и методической деятельностью научного консультанта
отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
имеется (0,5 балла),
результаты работы достойны использования научным консультантом в его научно-методической деятельности (1,9 балла).
4. Связь работы с исследовательской и методической деятельностью руководителя
отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
имеется (0,5 балла),
результаты работы достойны использования руководителем в его научно-методической деятельности (1,0 балла).
5. Практическая значимость
работа не имеет практического значения (0 баллов),
результаты работы могут быть использованы конкретным предприятием, (организацией) - есть справка (1,3 балла),
результаты работы уже используются конкретным предприятием (организацией) - есть справка (4,6 балла).
6. Имеется обзор проблематики по направлению, в котором выполнена работа
анализ отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
знает историю развития направления, его перспективы, ученых и названия их работ (0,5 балла),
знает о современных научных школах, их отличиях, различные точки зрения на проблему приводятся без обсуждения (1,9 балла),
знает об современных научных школах, их отличиях, различные точки зрения на проблему приводятся и обсуждаются (4,6 балла).
7. Имеется обзор литературы по теме работы
отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
имеется из одного-двух источников (3,5 балла),
имеется из нескольких источников, увязан с темой работы (12 баллов).
8. Освоены дополнительные знания, умения, навыки сверх школьной программы (с учетом возраста)
нет или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
освоены достаточно простые, не требующие больших затрат времени, не носящие универсального характера (3,5 балла),
освоены требующие достаточных затрат времени, универсального характера (12 баллов).
9. Используются специальные теоретические методы (для естественно-научного и технического направлений - математические методы, для социально-гуманитарного направления - понятийный аппарат социально-гуманитарного познания)
Нет или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
используются традиционные, сравнительно несложные для освоения школьником методы (1,3 балла),
используется достаточно сложные для освоения школьником методы (2 балла),
используются междисциплинарные методы, выходящие за рамки отдельного научного направления (4,6 балла).
10. Используются специальные прикладные (в частности, экспериментальные) приемы, методы и методики
нет или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
используются входящие в школьную программу и доступные в рамках обычной школы (0,3 балла),
используются несложные для освоения школьником, но выходящие за рамки школьной программы и возможностей школы (1 балл),
используются сложные для освоения школьником и выходящие за рамки школьной программы и возможностей школы; междисциплинарные приемы, методы и методики (2,25 балла),
используются достаточно сложные для освоения школьником, применение которых потребовало взаимодействия с внешней средой, например, использование уникального оборудования вузов и предприятий, получение реальных или близких к ним данных, записи фольклора у его носителей, проведения полевых, этнографических исследований (4,6 балла).
11. Разработаны и реализованы специальные средства для выполнения работы (например, разработанные программы для ЭВМ, созданные экспериментальные установки, модели, изготовленные костюмы и т.п. по результатам этнографических исследований)
нет или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
разработаны достаточно простые средства, не требующие больших затрат времени, высокой квалификации (1,3 балла),
разработаны средства, требующие достаточных затрат времени или высокой квалификации (4,6 балла).
12. Масштабность, многоплановость проведенного исследования
исследование отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
исследование характеризуется небольшим числом определяющих параметров, направлений (3,5 балла),
исследование характеризуется значительным числом определяющих параметров, направлений (12 баллов).
13. Получены новые научные результаты
отсутствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
предположительно, принадлежат, в основном, научному руководителю (1,5 балла),
предположительно, получены совместно с научным руководителем (5 баллов),
предположительно, получены, в основном, самим учащимся (12 баллов).
14. Имеются оригинальные идеи
оригинальные идеи отсутствуют или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
предложены оригинальные варианты развития идей других исследователей (0,5 балла),
предложены оригинальные идеи самим учащимся без достаточной аргументации (1,9 балла),
предложены оригинальные идеи с достаточной для обоснования аргументацией (4,6 балла).
15. Качество оформления работы
неряшливое, неграмотное, непонятное описание работы или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов),
работа оформлена аккуратно, грамотно, но ключевые положения и выводы работы не обоснованы (0,25 балла),
работа оформлена аккуратно, грамотно, но лишь, некоторые положения и ключевые выводы работы имеют обоснование (0,8 балла),
работа оформлена аккуратно, грамотно, все положения и ключевые выводы работы имеют обоснование (2 балла).
16. Глубина самооценки проекта его участниками
листы самооценки отсутствуют или работа представлена повторно без существенного развития (должно быть указано автором (0 баллов),
представлены всеми участниками (0,8 балла),
ученик оценивает свой проект доказательно и адекватно (2 балла).
Примечание:
Приведенные выше числовые эквиваленты (в баллах) различных уровней важности критериев рассчитаны методом аналитической иерархии Т. Саати, исходя из относительной важности критериев, указанной в следующей таблице:
Весовые коэффициенты линейной свертки по критериям дистанционного этапа Конкурса Взлет
Критерий |
Весовой коэффициент (%) |
1. Характер работы |
12 |
2. Актуальность направления, в котором выполнен проект, в соответствии с авторитетными перечнями (таблицы А, Б) |
4,6 |
3. Связь работы с исследовательской и методической деятельностью научного консультанта |
1,9 |
4. Связь работы с исследовательской и методической деятельностью руководителя |
1,9 |
5. Практическая значимость |
4,6 |
6. Имеется обзор проблематики по направлению, в котором выполнена работа |
4,6 |
7. Имеется обзор литературы по теме работы |
12 |
8. Освоены дополнительные знания, умения, навыки сверх школьной программы (с учетом возраста) |
12 |
9. Используются специальные теоретические методы |
4,6 |
10. Используются специальные прикладные (в частности, экспериментальные) приемы, методы и методики |
4,6 |
11. Разработаны и реализованы специальные средства для выполнения работы |
4,6 |
12. Проводится многопараметрическое качественное исследование объекта (процесса) |
12 |
13. Получены новые научные результаты |
12 |
14. Имеются оригинальные идеи |
4,6 |
15. Качество оформления работы |
2 |
16. Глубина самооценки проекта его участниками |
2 |
Общий творческий рейтинг исследовательского проекта рассчитывается как сумма числовых эквивалентов уровней, на которые оценен проект. Возможная максимальная оценка проекта равна 100 баллам.
Таблица А - Приоритетные направления развития науки, техники и технологий и перечень критических технологий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 N 899, в ред. Указа Президента РФ от 16.12.2015 N 623)
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники | |
1. |
Безопасность и противодействие терроризму. |
2. |
Индустрия наносистем. |
3. |
Информационно-телекоммуникационные системы. |
4. |
Науки о жизни. |
5. |
Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники. |
6. |
Рациональное природопользование. |
6.1. |
Робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения. |
7. |
Транспортные и космические системы. |
8. |
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. |
Перечень критических технологий | |
1. |
Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники. |
2. |
Базовые технологии силовой электротехники. |
3. |
Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии. |
4. |
Биомедицинские и ветеринарные технологии. |
5. |
Геномные, протеомные и постгеномные технологии. |
6. |
Клеточные технологии. |
7. |
Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий. |
8. |
Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии. |
9. |
Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. |
10. |
Технологии биоинженерии. |
11. |
Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств. |
12. |
Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам. |
13. |
Технологии информационных, управляющих, навигационных систем. |
14. |
Технологии наноустройств и микросистемной техники. |
15. |
Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику. |
16. |
Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов. |
17. |
Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов. |
18. |
Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем. |
19. |
Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения. |
20. |
Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи. |
21. |
Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
22. |
Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний. |
23. |
Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта. |
24. |
Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения. |
25. |
Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств. |
26. |
Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии. |
27. |
Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе. |
Таблица Б - Приоритетные направления развития науки, техники и технологий и перечень критических технологий в Самарской области (Утверждены Постановлением Губернатора Самарской области от 24 июля 2003 г. N 286)
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Самарской области | |
|
Информационные технологии и электроника. |
|
Космические и авиационные технологии. |
|
Новые материалы и химические технологии. |
|
Новые транспортные технологии. |
|
Производственные технологии. |
|
Технологии живых систем. |
|
Экология и рациональное природопользование. |
|
Энергосберегающие технологии. |
Перечень критических технологий в Самарской области | |
Информационные технологии и электроника | |
1. |
Компьютерное моделирование и высокопроизводительные вычислительные системы. |
2. |
Распознавание образов и анализ изображений. |
3. |
Опто-, радио и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ-связь, информационно-телекоммуникационные системы. |
Космические и авиационные технологии | |
Авиационная, ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений. | |
Новые материалы и химические технологии | |
1. |
Металлы и сплавы со специальными свойствами. |
2. |
Каталитические системы и технологии. |
3. |
Полимеры, композиты, керамические материалы, лакокрасочные материалы. |
Новые транспортные технологии | |
1. |
Автомобильная техника на базе новых технических решений. |
2. |
Безопасность движения, управления транспортом, интермодальные перевозки и логические системы. |
Производственные технологии | |
1. |
Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии. |
2. |
Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции. |
3. |
Конверсионные технологии двойного применения. |
4. |
Строительные технологии. |
5. |
Автоматизация и управление технологическими процессами и комплексами, гибкие производственные системы, робототехнические системы и микромашины. |
Технологии живых систем | |
1. |
Производство и переработка сельскохозяйственного сырья. |
2. |
Синтез лекарственных средств и пищевых добавок, системы жизнеобеспечения и защиты человека. |
3. |
Технологии биоинженерии, биологические средства защиты растений и животных. |
Экология и рациональное природопользование | |
1. |
Мониторинг окружающей среды. |
2. |
Обезвреживание техногенных сред. |
3. |
Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф; перспективные технологии и технические решения обеспечения экологической безопасности при разработке и эксплуатации энергетических станций, транспортных средств, авиационной и ракетно-космической техники. |
Энергосберегающие технологии | |
1. |
Технологии конвертации и создания двигателей для газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций. |
2. |
Энергосбережение. |
Приложение 5
к Положению об областном конкурсе
"Взлет" исследовательских проектов
обучающихся образовательных организаций
в Самарской области
Критерии
оценки проектов на очном туре регионального этапа областного конкурса "Взлет" исследовательских проектом обучающихся образовательных организаций в Самарской области
Критерий |
Значимость критерия |
Вариация оценки |
1. Соответствие доклада теме работы, представленной на дистанционный этап |
Обычный |
0 - в основном не соответствует или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов), 1 - частично соответствует (3 балла), 2 - полностью соответствует (6 баллов) |
2. Актуальность и научная новизна проекта |
Наиболее важный |
0 отсутствует, работа не имеет актуальности и научной новизны (0 баллов) 1 - работа актуальна, имеет перспективы развития, но участник не может этого объяснить (11 баллов) 2 - работа актуальна, имеет перспективы развития, предложены идеи (22 балла) 3 - работ актуальна для Самарской области, четко выражена научная новизна, предложены аргументированные идеи (33,5 балла) |
3. Качество презентации и доклада |
Обычный |
0 - чрезвычайно низкий уровень (0 баллов), 1 - презентация неряшливая, хаотичная, доклад непонятен (1,5 балла), 2 - презентация хорошая, но доклад частично понятен, требует много дополнительных вопросов (3 балла), 3 - хорошие презентация и доклад, но чтение с листа (4,5 балла), 4 - хорошие презентация и доклад, свободная грамотная речь (6 баллов) |
4. Качество ответа на вопросы и дискуссии |
Важный |
0 - чрезвычайно низкое (0 баллов). 1 - не отвечает правильно на большинство вопросов, слабо владеет терминологией (5 баллов), 2 - правильно отвечает практически на все вопросы, владеет терминологией (10 баллов), 3 - в дополнение к п. 2, уверенно ведет дискуссию (15 баллов) |
5. Личный вклад участника и выполнение проекта |
Наиболее важный |
0 - проект выполнен несамостоятельно, участник в нем вообще не ориентируется или работа представлена повторно без существенного развития (0 баллов), 1 - не полностью владеет материалом проекта (8,4 балла), 2 - полностью владеет материалом проекта, но его личное участие невелико (16,75 баллов), 3 - личный вклад участника в выполнение проекта достаточен (25 баллов), 4 - уровень самостоятельности в выполнении проекта весьма высок (33,5 баллов). |
6. Перспективность участника как мотивированной творческой личности (оценка психолога - члена Жюри) |
Обычный |
0 - не мотивирован, творческий потенциал невысок (0 баллов), 1 - мотивирован, но творческий потенциал невысок (1,5 балла), 2 - мотивирован, творческий потенциал имеется (3 балла), 3 - высоко мотивирован, творческий потенциал имеется (4,5 балла), 4 - мотивирован, исключительно высокий творческий потенциал (6 баллов). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 2 октября 2023 г. N 653-од "Об утверждении положения областного конкурса "Взлет" исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области"
Вступает в силу с 4 октября 2023 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 4 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 4 октября 2023 г. N 6301202310040036
газета "Волжская коммуна" от 6 октября 2023 г. N 161