г. Краснодар |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А18-462/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (ИНН 0602013600, ОГРН 1030600280050), заинтересованного лица - Министерства здравоохранения Республики Ингушетия (ИНН 0602006930, ОГРН 10206009844986), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А18-462/2019, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия (далее - министерство здравоохранения, министерство) о взыскании пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с августа по декабрь 2018 года в общей сумме 10 600 678 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Ингушетия.
Решением от 16.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного фондом требования. Судебные акты мотивированы пропуском фондом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней, а также отсутствием вины министерства здравоохранения в несвоевременной уплате страховых взносов.
В кассационной жалобе фонд просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Фонд указывает, что порядок, сроки и ответственность за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Закон N 212-ФЗ), который не подлежал применению; правоотношения, к которым ранее применялся Закон N 212-ФЗ, регулируются в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс); к страховым взносам ОМС неработающего населения нормы Кодекса не применяются. Отсутствие на счетах министерства здравоохранения денежных средств и уплата страховых взносов на следующий день после дня их поступления на счет от главного распорядителя бюджета - Министерства финансов Республики Ингушетия, не является основанием, освобождающим министерство здравоохранения от обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Вопреки выводам судов в материалах дела имеются доказательства направления требования фонда от 05.03.2019 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с указанием срока их уплаты министерству здравоохранения, а также сведения о получении указанного требования министерством здравоохранения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Республики Ингушетия от 02.04.2011 N 113 "О возложении функций страхователя неработающего населения Республики Ингушетия на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия" функции страхователя неработающего населения Республики Ингушетия возложены на министерство здравоохранения.
В связи с несвоевременной уплатой министерством здравоохранения страховых взносов на неработающее население за 2018 год (просрочка платежей 232 дня), фонд рассчитал размер пени за просрочку платежей по указанному виду страховых взносов и выставил министерству здравоохранения требование от 05.03.2019 N 3.
Поскольку министерство здравоохранения в добровольном порядке требование от 05.03.2019 N 3 не исполнило, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, судебные инстанции со ссылкой на положения статей 45, 69, 70 Кодекса, статей 24, 25 Закона N 326-ФЗ, статей 12, 19, 22 Закона N 212-ФЗ, статей 26.1, 26.6, 26.9 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
При этом суды исходили из того, что требование фонда от 05.03.2019 N 3 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов в адрес министерства здравоохранения не поступало; акт о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании, в соответствии с частью 12 статьи 25 Закона N 326-ФЗ, фонд не составлял и министерству здравоохранения не направлял; фондом пропущен пресекательный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней; министерство здравоохранения не отказывалось от исполнения обязательств по уплате страховых взносов, причиной несвоевременной уплаты страховых взносов послужило отсутствие денежных средств в бюджете субъекта; поступившие на расчетный счет министерства здравоохранения денежные средства, незамедлительно перечислялись в счет обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Вместе с тем, судебные инстанции не учли следующее.
Закон N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расчетным периодом по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения признается календарный год (пункт 1 статьи 24 Закона N 326-ФЗ). В течение расчетного периода уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется страхователями путем перечисления суммы ежемесячного обязательного платежа в бюджет федерального фонда (пункт 5 статьи 24 Закона N 326-ФЗ).
Пунктами 6 и 7 статьи 24 Закона N 326-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж в размере 1/12 годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на указанные цели о бюджете субъекта Российской Федерации, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, начисленных пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 326-ФЗ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в более поздние сроки по сравнению с установленными Законом N 326-ФЗ.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 25 Закона N 326-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения начиная со дня, следующего за установленным Законом N 326-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пункт 4 статьи 25 Закона N 326-ФЗ).
Страхователь самостоятельно начисляет пени на всю сумму недоимки за период просрочки и отражает ее в форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 25 Закона N 326-ФЗ).
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации были приостановлены операции страхователя в органе Федерального казначейства. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (пункт 6 статьи 25 Закона N 326-ФЗ).
В силу подпунктов 4 и 5 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд, в числе прочих, осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан; начисляет в соответствии со статьей 25 Закона N 326-ФЗ недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в судебном порядке.
Пунктом 13 статьи 25 Закона N 326-ФЗ установлено, что взыскание недоимки, пеней и штрафов со страхователей осуществляется в судебном порядке.
Указав, что требование фонда от 05.03.2019 N 3 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов со сроком исполнения в адрес министерства здравоохранения не поступало, суды не оценили представленные в материалы дела сопроводительное письмо фонда от 05.03.2019 N 09-11/251 о направлении (вручении) министерству требования от 05.03.2019 N 3 (том 1, л. д. 13) и копию листа журнала регистрации исходящей корреспонденции фонда (том 1, л. д. 66) о получении корреспонденция от 05.03.2019 N 09-11/251 министерством 05.03.2019.
Как следует из представленного в материалы дела требования от 05.03.2019 N 3, за министерством за отчетный период 4 квартал 2018 года по состоянию на 01.01.2019 числится задолженность по пеням в размере 10 600 677 рублей 98 копеек. В требовании указано о необходимости уплаты задолженности в течение восьми дней с даты получения требования. Следовательно, для того, чтобы сделать вывод о пропуске фондом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании спорной суммы пени, суды должны были, установить факт получения (неполучения) министерством требования фонда, оценив представленные в материалы письмо фонда от 05.03.2019 N 09-11/251 и копию листа журнала регистрации исходящей корреспонденции фонда с отметкой в получении корреспонденция от 05.03.2019 N 09-11/251, что не сделали. Поэтому вывод судов о том, что требование от 05.03.2019 в адрес министерства не поступало, а также о том, что данное обстоятельство фонд документально не опроверг, является недостаточно обоснованным.
Указав, что заявление о взыскании пеней может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а при обращении в суд с настоящим заявлением фонд пропустил пресекательный срок для обращения в суд, суды не указали доказательства, на основании которых пришли к такому выводу, учитывая, что фонд обратился в суд 18.03.2019 (штамп входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Ингушетия).
Суды не проверили период, за который начислены пени и их расчет, учитывая, что согласно требованию от 05.03.2019 N 3, основанием для взимания пеней послужил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОМС неработающего населения за 2018 год.
Указав, что акт о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании, в соответствии с частью 12 статьи 25 Закона N 326-ФЗ, фондом не составлялся и в адрес министерства здравоохранения не направлялся, суд апелляционной инстанции не учел, что в рассматриваемом случае фондом заявлено требование о взыскании с министерства здравоохранения пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, в то время как частью 12 статьи 25 Закона N 326-ФЗ предусмотрено составление указанного акта в случае выявления нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, указанных в части 11 статьи 25 Закона N 326-ФЗ (непредставление страхователем в установленный Законом N 326-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по месту учета в территориальном фонде; неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в результате неправильного исчисления этих страховых взносов), за совершение которых Законом N 326-ФЗ предусмотрены санкции в виде штрафов.
Указав, что министерство здравоохранения не отказывалось от исполнения обязательств по уплате страховых взносов, а причиной несвоевременной уплаты страховых взносов послужило отсутствие денежных средств в бюджете субъекта, суды не указали, как данные обстоятельства влияют на уплату пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, а также не указали мотивы, по которым не приняли довод фонда о том, что указанные обстоятельства не являются основанием, освобождающим министерство здравоохранения от обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в силу норм Закона N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А18-462/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав, что акт о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании, в соответствии с частью 12 статьи 25 Закона N 326-ФЗ, фондом не составлялся и в адрес министерства здравоохранения не направлялся, суд апелляционной инстанции не учел, что в рассматриваемом случае фондом заявлено требование о взыскании с министерства здравоохранения пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, в то время как частью 12 статьи 25 Закона N 326-ФЗ предусмотрено составление указанного акта в случае выявления нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, указанных в части 11 статьи 25 Закона N 326-ФЗ (непредставление страхователем в установленный Законом N 326-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по месту учета в территориальном фонде; неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в результате неправильного исчисления этих страховых взносов), за совершение которых Законом N 326-ФЗ предусмотрены санкции в виде штрафов.
Указав, что министерство здравоохранения не отказывалось от исполнения обязательств по уплате страховых взносов, а причиной несвоевременной уплаты страховых взносов послужило отсутствие денежных средств в бюджете субъекта, суды не указали, как данные обстоятельства влияют на уплату пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, а также не указали мотивы, по которым не приняли довод фонда о том, что указанные обстоятельства не являются основанием, освобождающим министерство здравоохранения от обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в силу норм Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2020 г. N Ф08-40/20 по делу N А18-462/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4429/19
07.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-462/19
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-40/20
07.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4429/19
16.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-462/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-462/19