г. Краснодар |
|
14 марта 2020 г. |
Дело N А32-6862/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей истца - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Черновой И.П. (доверенность от 04.06.2019), Кирсановой О.В. (доверенность от 04.06.2019), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - сельскохозяйственного акционерного общества "Старомышастовское" - Рогаль Д.А. (доверенность от 17.12.2019), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Динской район, иного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Беспаловой Валентины Ивановны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Рассвет" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А32-6862/2019, установил следующее.
АО "Агрообъединение "Кубань"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Динской район (далее -администрация) о возложении обязанности по заключению договоров купли-продажи земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов, с кадастровыми номерами: 23:07:040300:68 площадью 1 367 726 кв. м (адрес: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск 20 + 150 км слева), по льготной цене 17 233 347 рублей 60 копеек; 23:07:040300:69 площадью 500 657 кв. м (адрес: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск 20 + 1550 км к западу от дороги), по льготной цене 6 308 278 рублей 20 копеек; 23:07:040300:70 площадью 198 934 кв. м (адрес: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск 22 км слева), по льготной цене 2 506 568 рублей 40 копеек; 23:07:040300:71 площадью 709 354 кв. м (адрес: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск 20 км 720 м к западу от дороги), по льготной цене 8 937 860 рублей 40 копеек; 23:07:040300:72 площадью 201 811 кв. м (адрес: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск 20 + 250 км слева), по льготной цене 2 542 818 рублей 60 копеек.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Беспалова В.И., сельскохозяйственное акционерное общество "Старомышастовское".
Решением общего собрания акционеров от 07.05.2019 изменено наименование АО "Агрообъединение "Кубань"" на АО "Рассвет".
Решением от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2019, в иске отказано. Судебные акты мотивированны тем, что договоры от 21.07.2015 N АОК-885, АОК-886, АОК-887, АОК-888, АОК-889 заключены без проведения торгов в нарушение пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в связи с чем невозможна передача обществу прав и обязанностей крестьянского (фермерского) хозяйства Беспаловой В.И. как арендатора по договорам аренды от 20.08.2012 N 0700003156, 0700003157, 0700003158, 0700003159, 0700003161. Предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса. Следовательно, заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в любом случае рассматривается по правилам названной статьи земельного законодательства. В рамках рассматриваемого спора администрация не подтвердила соблюдение публичного порядка предоставления земельных участков в аренду (осуществление предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка). Таким образом, исследуемые договоры аренды являются недействительными (ничтожными) сделками в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Недействительность договоров аренды влечет недействительность (ничтожность) договоров о передаче прав и обязанностей арендатора от 21.07.2015 N АОК-885, АОК-886, АОК-887, АОК-888, АОК-889, поэтому права и обязанности арендатора спорных земельных участков у общества не возникли. Обращение истца с заявлениями от 02.11.2018 не может быть признано надлежащим по смыслу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса. Суды отклонили ссылку общества на обстоятельства дела N А32-28270/2012, поскольку данное лицо не участвовало в названном судебном процессе, преюдиция согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отсутствует.
В кассационной жалобе общество просит решение от 29.04.2019 и постановление апелляционного суда от 31.10.2019 отменить, указав в обоснование своих доводов, что суды вышли за пределы заявленных требований и дали правовую оценку законности предоставления в аренду испрашиваемых обществом земельных участков. При этом судебные инстанции проигнорировали, что данные обстоятельства были предметом рассмотрения в деле N А32-28270/2012, с участием правопредшественника общества крестьянского (фермерского) хозяйства Беспаловой В.И. В решении от 15.05.2014, оставленном без изменения апелляционным постановлением от 16.09.2014 по названному делу суды пришли к выводу о том, что земельные участки предоставлены в соответствии с действующим законодательством. Участки с кадастровыми номерами 23:35:0403000:68, 23:35:0403000:69, 23:35:0403000:70, 23:35:0403000:71, 23:35:0403000:72 согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 28.07.2019 являются самостоятельными участками с установленными границами, образованы в 2012 году из земель неразграниченной государственной собственности, не относятся к земельному участку единого землепользования (кадастровый номер 23:07:0403000:16). Сведения ЕГРН от 24.07.2019 указывают на то, что земельный участок единого землепользования (23:07:0403000:16) поставлен на кадастровый учет 11.11.2004, однако, его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В единое землепользование входят обособленные (условные) участки (23:07:0403000:17, 23:07:0403000:18), сведения о зарегистрированных правах на единое землепользование отсутствуют. На участке с кадастровым номером 23:07:0403000:16 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:07:0403000:79, 23:07:0403000:81, 23:07:0403000:82. Информация о нахождении на испрашиваемых земельных участках каких-либо объектов недвижимости отсутствует, тогда как на каждый зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу общества на период с 27.08.2012 по 17.08.2027.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представители общества и сельскохозяйственного акционерного общества "Старомышастовское" поддержали позиции своих доверителей. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 20.08.2012 администрация (арендодатель) и крестьянское (фермерское) хозяйство Беспаловой В.И. (далее - хозяйство, арендатор) заключили договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:70 (N 0700003161), земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:71 (N 0700003159), земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:72 (N 0700003157), земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:69 (N 0700003156), земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:68 (N 0700003158), расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, автодорога Краснодар - Ейск, для сельскохозяйственного использования на 15 лет.
На основании договоров от 21.07.2015 N АОК-887, АОК-886, АОК-885, АОК-889, АОК-888 хозяйство с согласия арендодателя передало обществу права и обязанности арендатора по договорам аренды от 20.08.2012 N 0700003161, 0700003159, 0700003157, 0700003156, 0700003158.
Все договоры прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке.
2 ноября 2018 года общество направило в администрацию заявления о заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:040300:68; 23:07:040300:69; 23:07:040300:70; 23:07:040300:71; 23:07:040300:72 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приложив проекты договоров.
В письмах от 28.11.2018 N 01-08/6350, 01-08/6352, 01-08/6351, 01-08/6349, 01-08/6353 администрация отказала обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность за плату. Отказы мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:07:040300:16, предоставленного в аренду сельскохозяйственному акционерному обществу "Старомышастовское" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. До уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:040300:16 передать в собственность спорные земельные участки не представляется возможным.
Полагая, что отказы в предоставлении земельных участков в собственность являются незаконными, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса); указанный в заявлении о его предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды правомерно указали, что при заключении договоров аренды от 20.08.2012 N 0700003161, 0700003159, 0700003157, 0700003156, 0700003158 не соблюден публичный порядок предоставления земельных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Беспаловой В.И. (осуществление предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка). Следовательно, у общества как правопреемника согласно договорам о передаче прав и обязанностей арендатора от 21.07.2015 N АОК-887, АОК-886, АОК-885, АОК-889, АОК-888 преимущественное право на заключение договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков сельскохозяйственного назначения не возникло.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, признаются коллегией окружного суда несостоятельными, направленными на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А32-6862/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса); указанный в заявлении о его предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2020 г. N Ф08-11907/19 по делу N А32-6862/2019