"Отдел по работе с налогоплательщиками - это визитная карточка
инспекции" (интервью с М.В. Истратовой)
Марина Владимировна, первый вопрос не совсем обычный. Вы достаточно долго работали бухгалтером, затем возглавляли компанию - консультировали налогоплательщиков и защищали их интересы перед налоговыми органами. У вас нет ощущения, что сейчас вы оказались, что называется, "по ту сторону баррикад"?
Нет, ничего подобного я не чувствую. Я действительно не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются налогоплательщики. Я помогала им с ними справляться раньше, тем же, по сути, занимаюсь и сейчас. Просто решая другие задачи. Так сказать, в новом качестве, которое, надеюсь, позволит сделать для налогоплательщиков куда больше, чем раньше.
Единственное изменение - теперь необходимо думать не только о налогоплательщике, но и об инспекторе, который будет с ним работать. В инспекциях ведь работают такие же люди. Они выполняют колоссальный объем работ и тоже сталкиваются с проблемами.
Работа министерства с налогоплательщиками должна основываться на понимании того, что мы - сервисная служба, обязанная оказывать качественные услуги налогоплательщикам. Руководство министерства понимает, что коренная перестройка взаимоотношений с налогоплательщиками - жизненно важная задача.
До недавних пор ставилась одна задача - собрать в бюджет как можно больше налогов. Почему теперь МНС России так акцентирует внимание на работе с налогоплательщиками?
Потому что за те годы, что существует налоговая система, собирать налоги и контролировать налогоплательщиков уже научились. Пришло время установить с налогоплательщиками принципиально новые отношения. Времена угроз, предупреждений и напоминаний о необходимости платить налоги уже прошли. Привычка платить налоги - хорошая привычка. И приучать к налоговому порядку должна налоговая служба, потому что уплата налогов должна стать нормой жизни, добровольной обязанностью, обыкновенной привычкой законопослушного гражданина, живущего в цивилизованной стране.
Бюджетная система страны, в том числе и МНС России, живет и существует за счет налогоплательщиков. У налогоплательщика есть конституционная обязанность уплачивать налоги. Налоговые органы должны помогать ее исполнить. Чувствуете разницу? Не собирать, а помогать уплатить.
Бюджету это воздастся сторицей. Прекрасно знаю по своему опыту, что большинство налогоплательщиков готово платить законно установленные налоги. Трудности возникают с тем, как их правильно посчитать, как правильно заполнить декларацию, когда и куда платить, как применить ту или иную норму налогового законодательства и т. д. Правильная организация работы с налогоплательщиками и информационно-разъяснительная работа обеспечат дополнительное наполнение бюджета.
Давайте поговорим о тех, кому непосредственно предстоит этим заниматься - об отделах по работе с налогоплательщиками. Каковы их функции?
Отдел по работе с налогоплательщиками - это визитная карточка инспекции, подразделение, с которого начинается вся технологическая цепочка. И от которого соответственно в немалой степени зависит, как эта цепочка будет функционировать. Налогоплательщик, приходя в инспекцию, должен контактировать по всем вопросам именно с этим отделом. За исключением разве что регистрации и постановки на налоговый учет, контрольных функций: этим, как и раньше, занимаются специальные отделы.
Все же остальное - на плечах работников новых отделов. Это, во-первых, прием отчетности и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Во-вторых, предоставление информации налогоплательщикам о состоянии расчетов с бюджетом и сверка по лицевым счетам. В-третьих, информирование налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и подготовка разъяснений по их запросам. Всего более десятка функций. И, конечно, доброжелательное отношение к налогоплательщикам. Ведь каждый - и бухгалтер, и налоговый инспектор -делают свою работу. Какой же сервис может быть без улыбки?
Думаю, налогоплательщиков на данном этапе больше всего интересует, как будет приниматься отчетность. Что изменится для них в этом плане?
Для кого-то ничего не изменится, а где-то изменения будут, напротив, значительными - все зависит от инспекции. Ведь у нас до сих пор не было единой технологии приема отчетности. В некоторых инспекциях чуть ли не с калькулятором принимали отчеты, на ходу проверяли арифметику, взаимоувязку различных показателей, подменяя тем самым камеральный контроль.
Сейчас этого не будет: отделы по работе с налогоплательщиками будут лишь визуально контролировать, все ли необходимые листы представлены, присутствуют ли обязательные реквизиты. Далее отчетность передается в отдел ввода, где переводится в электронную форму (если она не поступила к нам уже в такой форме). Потом к работе с этими данными приступает камеральный отдел.
Чего мы этим добьемся? Прежде всего, повысим производительность труда - каждый будет заниматься своим делом на вверенном ему участке. Тем самым сократим время, затрачиваемое на прием отчетности, и, как следствие, избавимся от очередей.
Одна из названных вами функций новых отделов - информирование налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и подготовка разъяснений по их запросам. Не секрет, что нередко такие разъяснения превращаются в отписки...
Не везде. Хотя бывает, что такая работа ведется, по сути, по остаточному принципу. Разъяснения дают потому, что Налоговый кодекс обязывает.
Безусловно, разъяснения должны стать именно разъяснениями. И в этом вопросе наше управление должно определить единую линию. Разработаем регламент, будем над этим работать.
Но порой в инспекции непросто узнать даже такую элементарную вещь, как код бюджетной классификации...
Знаю. На самом деле есть целый круг типовых вопросов, которые, по оценкам, составляют 80 процентов от их общего числа. На какой счет перечислять налог, на какой КБК, что писать в этой графе и т. д. Налогоплательщик должен получать на них ответ в инспекции немедленно. Да что там говорить - многие вопросы можно снять, попросту организовав нормальный информационный стенд в инспекции. А то порой зайдешь в инспекцию - на всех стенах, дверях и окошках объявления, а где что искать непонятно.
Наша задача - в ближайшее время определить единую для всех инспекций методологию информационно-разъяснительной работы.
Организация отделов по работе с налогоплательщиками подразумевает создание во всех инспекциях операционных залов по их обслуживанию?
Операционный зал - это, безусловно, удобно. На первом этаже -прием налогоплательщиков, на втором и третьем - работа с документами, с базой данных. Однако пока у нас на всю страну всего 84 таких зала. И это на более чем 1600 инспекций. Капля в море. Причем совершенно очевидно, что во всех инспекциях организовать в настоящее время оперзал не представляется возможным: где-то просто здание инспекции не позволяет. Хотя к такой форме организации работы с налогоплательщиками необходимо стремиться.
Сейчас следует развивать связи с налогоплательщиками посредством Интернета: это очень удобно для налогоплательщиков. Представьте себе -не выходя из офиса можно отправить отчетность в электронном виде, получить информацию из налоговой инспекции об изменениях в законодательстве, провести сверку платежей в бюджет, оправить запрос.
Скажите, а как будет контролироваться и оцениваться работа инспекций с налогоплательщиками? Теперь мы говорим о сервисе для налогоплательщиков. Как будет определяться, хороший он или плохой? К оценке будут привлекаться сами налогоплательщики?
Отчетность у отделов по работе с налогоплательщиками безусловно будет. Но мы прекрасно понимаем, что можем разработать самую замечательную методологию и технологию, ввести отчетность, однако успех во многом будет зависеть от настроя руководителя инспекции. Если руководитель инспекции не понимает, что от работы с налогоплательщиками зависят результаты всего вверенного ему конвейера, в том числе и наполнение бюджета, хороших результатов добиться будет не просто.
Отрадно, что на местах многие это понимают и без нас. Недавно я ездила в Волгоградскую область, знакомилась с тем, как там поставлена работа с налогоплательщиками. Руководство Управления по Волгоградской области уделяет этому направлению огромное внимание, и результаты ощутимы. Многие идеи инициируют руководители инспекций. Например, в инспекции по г. Волжскому мне высказали мысль, я с ней согласна, что информационно-разъяснительная работа повышает статус не только налоговых органов, но и статус государственной власти вообще. У них очень хорошо организован оперзал, ведется активная информационно-разъяснительная работа. Они своих налогоплательщиков информируют даже о том, на что истрачены денежные средства, поступившие в городской бюджет в виде налогов. Все это работает на повышение доверия к налоговой системе, наблюдается положительная динамика в снижении недоимки.
Последний вопрос. Как вы думаете, сколько времени потребуется, чтобы работа с налогоплательщиками стала идеальной?
Поживем - увидим. Хотелось бы быстрее, но страна у нас огромная, очень много специфики. Будем работать. У меня дочь учится в колледже на бухгалтера - надеюсь, что мой небольшой вклад в развитие налоговой системы позволит ей работать с налоговой инспекцией по-новому (смеется).
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99