Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1429/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1429/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 19467 в Приложение N 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим приведенный пункт Перечня на 2023 года, обосновывая свою позицию тем, что наименование и назначение помещения не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечня на 2023 год не составлялось ни административным ответчиком, ни органом местного самоуправления. Включение объекта в Перечень на 2023 год противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права административного истца.
Представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, и просил удовлетворить. При этом, административный истец дополнил, что акт осмотра администрации Самарского внутригородского района г.о. Самары составлен с нарушением Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области, а именно без внутреннего осмотра помещения. В 2022 году в помещении осуществлялся ремонт, одно помещение без договора аренды занимала ФИО4, с которой в 2023 году заключен договор аренды двух комнат. Другие помещения пустуют. ФИО4 оказывает услуги массажа, что соответствует ОКВЭД ее предпринимательской деятельности.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером N включен в Перечень по заявлению администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, к которому был приложен акт осмотра объекта недвижимого имущества от 19.02.2022 о фактическом использовании помещения под салон красоты. Согласно Собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД2), утвержденному приказом Минпромторга России от 10.05.2016 N 1471, указанные виды деятельности являются бытовыми услугами.
Заинтересованное лицо администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара в письменном отзыве на иск разрешение административных исковых требований оставили на усмотрение суда, указав, что не располагают сведениями о факте использования нежилого помещения. Проверочные мероприятия в отношении объекта по адресу: <адрес>, площадью 213 кв. м, в рамках муниципального контроля не проводила. Заявления о согласовании переустройства и перепланировки помещения не поступали.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, гражданского дела N 2-152/2021, инвентарного дела здания, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
08.11.2022 министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (по тексту - Перечень на 2023 год).
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 19467 в Приложение N 2 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1
Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 213 кв. м, назначение - нежилое, наименование - часть объекта, расположено на 0 этаж в пределах объекта с кадастровым номером N. Здание с кадастровым номером N имеет назначение и наименование - многоквартирный дом, состоящий из 6 этажей, в том числе подземных 2, расположен в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок, категорией земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - средне этажная жилая застройка (л.д. 12-14, 15-17,82-83, 107).
Из материалов инвентарного дела, поступившего по запросу суда из ППК Роскадастр в оригинале и в копиях, содержащегося технический паспорт жилого дома по адресу: <адрес>, на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в состав многоквартирного дома входят нежилые помещения, в том числе площадью 213 кв. м, состоящего из кабинетов (10), туалета, тамбура, коридоров (3), кладовой, подсобного помещения, бассейна (л.д. 108-119).
Из материалов гражданского дела N по иску ФИО1 к администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии, поступившего по запросу из Самарского районного суда г. Самары, следует, что по проектной документации ООО ПК "Г." после перепланировки помещения поименованы: нежилое помещение (4), коридор (2), подсобное, санузел (2), тамбур, электрощитовая, общая площадь составила 218,40 кв. м.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.02.2021, вступившем в законную силу 18.03.2023, исковые требования ФИО1 к администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии оставлены без удовлетворения. Указанным судебным актом установлена реконструкция объекта с увеличением площади до 218,4 кв. м, образовании дверного проема на месте демонтированного оконного блока, являющегося элементом фасада здания.
Согласно документам технического учета характеристики частей нежилого помещения, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование нежилого помещения, вид использования здания, в котором расположено помещение, вид разрешенного использования земельного участка под объектом не свидетельствует о размещении в рассматриваемом помещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N на дату утверждения Перечня на 2023 год ни административным ответчиком, ни органом местного самоуправления не проводились, что следует из ответов на запросы суда.
По запросу суда УФНС России по Самарской области представило сведения о зарегистрированных по адресу: <адрес>, организациях: действующих ФИО7 (офис 19) и ФИО8 (офис 13), а также находящихся в стадии банкротства ФИО9 и ФИО10" (л.д. 128-130). Данная информация соответствует сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписках из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 148-171).
На основании договора аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП ФИО1 и ИП ФИО4, последняя приняла во временное владение и пользование (аренду) часть нежилого помещения по адресу: <адрес>, этаж N, комнаты N, 20, общей площадью 39,4 кв. м.
По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основной вид экономической деятельности ИП ФИО4 ОГРНИП N по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 86.90.3 "деятельность массажных салонов".
С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N-2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N 1) и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N 2).
Код видов деятельности 86.90.3 не поименован в указанном Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Доказательств представления услуг салона красоты в рассматриваемом помещении в период, предшествующий принятию оспариваемого Перечня на 2023 год, не представлено.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества, составленного комиссией органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, помещение с кадастровым номером 63:01:05070004:999, площадью 213, фактически используется "салон красоты". На приложенных фотоматериалах отражен многоэтажный жилой дом с отдельным входом на первом этаже, с вывеской "мир красоты" (л.д. 90-93). Сведения о конкретных помещениях, площадях, где оказываются услуги салонов красоты, либо иных бытовых услуг, а также с какого момента и на основании чего осуществляется какая-либо деятельность по осматриваемому адресу, в данном акте отсутствуют.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее по тексту - Порядок).
Согласно Порядку органы местного самоуправления Самарской области обладают полномочиями на проведение осмотров объектов недвижимого имущества, в случае их обращения в министерство за определением вида фактического использования объекта недвижимости, на основании которых, министерством определяется вид фактического использования объекта недвижимости.
Акт осмотра объекта недвижимого имущества от 19.04.2022 не подтверждает фактическое использование рассматриваемый объект недвижимого имущества в целях административного или бытового назначения.
При таких обстоятельствах, суд находит несостоятельной позицию административного ответчика о фактическом использовании рассматриваемого помещения для оказания бытовых услуг.
Сведения УФНС России по Самарской области о регистрации юридических лиц по адресу: <адрес>, в отсутствии акта осмотра о фактическом использовании спорного объекта не подтверждают размещение офисов в рассматриваемом нежилом помещении. Из материалов инвентарного дела следует, что в многоквартирном жилом доме имеются и иные нежилые помещения.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения в Перечень на 2023 год не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку сведения из ЕГРН на объект, технический паспорт, инвентарное дело многоквартирного жилого дома, сведения о земельном участке под зданием не подтверждают использование в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания всего объекта с кадастровым номером N , а также назначение или фактическое использование более 20% площади спорного помещения от площади всего здания многоквартирного дома.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Перечня на 2023 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, определяемой как кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого акта в части недействующим со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 N 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 08 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом 19467 помещение с кадастровым номером N.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1429/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании