г. Краснодар |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А32-10286/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Астарта Девелопмент" (ИНН 7723847056, ОГРН 1127746698837) - Сухова Е.Л. (доверенность от 12.02.2020), от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Криницкой В.С. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие ответчика - Майкопского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (ИНН 0105023260, ОГРН 1020100701488), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-10286/2019, установил следующее.
ООО "Астарта Девелопмент" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Хадыженскому хуторскому казачьему обществу Апшеронского районного казачьего общества Майкопского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - хуторское казачье общество), в котором просило:
- признать незаконным приказ департамента от 24.12.2018 N 3016 "О заключении с Хадыженским хуторским казачьим обществом Апшеронского районного казачьего общества Майкопского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 23:02:1104040:87 в муниципальном образовании Апшеронский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьего общества" (далее - приказ департамента от 24.12.2018 N 3016);
- признать недействительным договор от 24.12.2018 N 000006476 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 2687 кв. м с кадастровым номером 23:02:1104040:87 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - для размещения туристского комплекса), расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение, заключенный департаментом и хуторским казачьим обществом;
- применить последствия недействительности (ничтожности) сделки в виде возложения на общество обязанности возвратить департаменту земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87 и погасить в ЕГРН запись об обременении правом аренды спорного участка.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявило ходатайство об уточнении первоначально заявленных требований (т. 1, л. д. 107 - 110), в соответствии с которым истец просил:
- признать недействительным договор от 12.04.2019 N 0000006699 аренды земельного участка площадью 2687 кв. м с кадастровым номером 23:02:1104040:87 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - для размещения туристского комплекса), расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение, заключенный департаментом и Майкопским отдельским казачьим обществом Кубанского войскового казачьего общества (далее - казачье общество);
- применить последствия недействительности (ничтожности) сделки в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить департаменту земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87 и погасить в ЕГРН запись об обременении правом аренды спорного участка (уточнение первоначально заявленных требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Кодекса; т. 1, л. д. 173, 174).
Определением суда первой инстанции от 07.05.2019 произведена замена хуторского казачьего общества на казачье общество.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019, исковые требования удовлетворены. Договор от 12.04.2019 N 0000006699 аренды земельного участка площадью 2687 кв. м с кадастровым номером 23:02:1104040:87 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - для размещения туристского комплекса), расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение, заключенный департаментом и казачьим обществом, признан недействительной (ничтожный) сделкой. Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить департаменту земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87. Суд указал, что судебный акт является основанием для исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации обременения в виде права аренды казачьего общества на спорный участок. Судебные акты мотивированы следующим. В соответствии уставом основными целями деятельности казачьего общества являются, в частности, развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживании российского казачества. В пунктах 1.1 и 10.7 спорного договора аренды указано, что участок с разрешенным использованием "размещение туристского комплекса" арендатор должен использовать для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования Майкопского казачьего общества. Возможность казачьего общества владеть на праве аренды земельным участком из земель особо охраняемых территорий и объектов, извлекать из него прибыль, уставом данного общества не предусмотрена. Таким образом, департамент предоставил в аренду казачьему обществу спорный земельный участок по договору от 12.04.2019 N 0000006699 для целей, которые не предусмотрены принадлежностью данного земельного участка к установленной категории земель (земли особо охраняемых территорий и объектов) и разрешенному использованию земельного участка - для размещения туристского комплекса. Вид разрешенного использования спорного участка не относится ни к осуществлению сельскохозяйственного производства, ни к сохранению и развитию традиционного образа жизни и хозяйствования казачьего общества. Суды пришли к выводу о том, что ответчики, заключив договор аренды от 12.04.2019 N 0000006699, нарушили права и законные интересы истца, поскольку он обладает лицензией серии КРД N 05344 ПД, в границах горного отвода которой находится земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87. Апелляционный суд отклонил довод департамента о нарушении судом первой инстанции правил статьи 49 Кодекса (при принятии уточненных требований одновременно изменены предмет и основание иска), поскольку допущенное нарушение не является достаточным основанием для отмены правильного судебного акта. Действия суда первой инстанции соответствовали принципу эффективности судебной защиты.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на ошибочное удовлетворение судом первой инстанции ходатайства общества об уточнении первоначально заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае истец одновременно изменил предмет и основание иска. Действия департамента по распоряжению спорным участком, как собственником имущества, не нарушают права и законные интересы общества. Материально-правовой интерес общества в оспаривании договора аренды от 12.04.2019 N 0000006699 обусловлен наличием у него лицензии серии КРД N 05344 ПД. В то же время земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87 лишь частично расположен в границах горного отвода данной лицензии. Основания для заключения с обществом договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, отсутствуют. Кроме того, такое предоставление противоречит постановлению главы администрации Краснодарского края от 28.04.2018 N 222 "О памятниках природы регионального значении, расположенных па территориях муниципальных образований Абинский район, Апшеронский район, город Армавир, Белореченский район, Брюховецкий район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Гулькевичский район, Кавказский район, Каневской район, Крымский район, Лабинский район, Ленинградский район, Мостовский район, город Новороссийск, Отрадненский район, Северкий район, Темрюкский район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район" (далее - постановление от 28.04.2018 N 222). Общество с заявлением о предоставлении спорного участка в целях недропользования к департаменту не обращалось. Кроме того, истец не обладает преимущественным правом на заключение договора аренды спорного земельного участка. Заявление общества от 27.02.2019 возвращено уполномоченным органом на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Земельный участок предоставлен казачьему обществу в порядке статьи 39.6 Земельного кодекса, основания для отказа в таком предоставлении у уполномоченного органа отсутствовали. Действующим законодательством предусмотрен специальный способ защиты арендатора, лишенного возможности использовать вещь по причине того, что ранее она была передана другому арендатору, - требовать возмещения убытков и уплаты установленной договором неустойки. Наличие нескольких сделок аренды в отношении одного и того же имущества не влечет признание их недействительными, такие договоры порождают различные обязательства перед контрагентами.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В заседании 18.03.2020 представитель департамента заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с рассмотрением Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом вопроса, связанного с наличием у истца статуса недропользователя (дело N А53-41222/2019). Суд округа, выслушав представителей сторон, изучив доводы ходатайства, отказал в его удовлетворении. В данном случае департамент ссылается на обстоятельства, которые не могут быть учтены при оценке законности и обоснованности принятых по делу решения и постановления в силу ограничений, установленных статьями 284, 286 и 287 Кодекса.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы. Представитель общества полагал, что основания для отмены решения и постановления апелляционного суда отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании приказа департамента от 24.12.2018 N 3016 департамент (арендодатель) и хуторское казачье общество (арендатор) заключили договор от 24.12.2018 N 0000006476 аренды земельного участка площадью 2687 кв. м с кадастровым номером 23:02:1104040:87 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - для размещения туристского комплекса), расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение (т. 1, л. д. 61 - 68). Договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1, л. д. 76).
10 апреля 2019 года департамент (арендодатель) и хуторское казачье общество (арендатор) заключили соглашение о расторжении договора аренды 24.12.2018 N 0000006476 (т. 1, л. д. 146, 147). Государственная регистрация соглашения о расторжении произведена 16.04.2019 (т. 1, л. д. 148).
На основании приказа от 12.04.2019 N 703 "О заключении с Майкопским отдельским казачьим обществом Кубанского войскового казачьего общества без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 23:02:1104040:87 в муниципальном образовании Апшеронский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьего общества" департамент (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 12.04.2019 N 0000006699 аренды земельного участка площадью 2687 кв. м с кадастровым номером 23:02:1104040:87 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - для размещения туристского комплекса), расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение (т. 1, л. д. 121 - 127). Договор зарегистрирован в установленном порядке (т.1, л. д. 132).
На основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 09.07.2017 N 393 обществу выдана лицензия серии КРД N 05344 ПД на пользование участком недр с видом пользования - для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры" (т. 2, л. д. 56 - 62). Срок действия лицензии - бессрочно.
Согласно письму Краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по Южному федеральному округу" от 06.06.2019 N 02/696 земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87 расположен в пределах 2-х лицензионных горных отводов: КРД 05344 ПД, выданного ООО "Астарта Девелопмент" и КРД 03592 ПД, выданного ООО "Апшеронск - Лагонаки" (т. 2, л. д. 54).
27 февраля 2019 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка без проведения торгов на 49 лет для размещения туристического комплекса (т. 1, л. д. 57, 58).
Письмом от 07.03.2019 N 52-5523/19-33-20 департамент возвратил заявление общества на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса, указав, в том числе на обременение земельного участка правом аренды иного лица (т. 1, л. д. 105, 106).
Общество, полагая, что договор аренды с казачьим обществом от 12.04.2019 N 0000006699 заключен в отсутствие предусмотренных законом оснований, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (пункт 2).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 20 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов казачьему обществу, внесенному в государственный реестр казачьих обществ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения, развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории его деятельности, определенной уставом казачьего общества.
В Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" закреплено определение казачьего общества как добровольного объединения граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованного в соответствии с федеральным законодательством, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В этом же законе приведены определения хуторского, станичного, городского казачьих обществ, окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества.
Майкопское отдельское казачье общество Кубанского войскового казачьего общества внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 2, л. д. 39).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии уставом основными целями казачьего общества являются, в том числе, развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживании российского казачества (т. 1, л. д. 192 - 214). Спорный земельный участок предоставлен в аренду ответчику без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьего общества (пункты 1.1 и 10.7 договора; т. 2, л. д. 52, 53).
Земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:87 относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования - для размещения туристского комплекса (т. 2, л. д. 49 - 51).
В соответствии с пунктом 6 статьи 94 Земельного кодекса земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что предоставление спорного земельного участка в аренду казачьему обществу без проведения торгов нарушает требования земельного законодательства, права и законные интересы истца как потенциального арендатора, подтвердившего свою заинтересованность в оспаривании арендной сделки, поэтому договор аренды от 12.04.2019 N 0000006699 недействителен (ничтожен).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" казачье общество представляет собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством.
В статьях 5 и 6 данного Закона определены порядок и условия прохождения государственной гражданской службы российского казачества.
Из приведенных норм можно заключить, что передача казачьему обществу без проведения торгов земельных участков направлена на предоставление ему возможности осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни. Следовательно, земельные участки могут предоставляться казачьим обществам вне процедуры торгов для строго определенных целей, что предполагает при его предоставлении установление нуждаемости в земельном участке, намерения использовать испрашиваемый земельный участок в законодательно установленных целях, наличия у казачьего общества соответствующих возможностей.
Помимо этого, следует учитывать категорию и вид разрешенного использования требуемого земельного участка, с учетом законодательно установленных целей его предоставления казачьему обществу. Данный вывод следует из содержания пунктов 14, 17, 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса, согласно которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
В рассматриваемом случае казачьему обществу предоставлен без проведения торгов земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенный для размещения туристского комплекса (т. 2, л. д. 49). Поскольку размещение туристского комплекса не связано с сельскохозяйственным производством, сохранением и развитием традиционного образа жизни казачьих обществ (несение государственной службы), предоставление спорного участка вне процедуры торгов не соответствует смыслу приведенных выше норм Земельного кодекса (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6) и Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (статьи 2, 5 и 6).
Общество вправе оспаривать данную сделку в силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса, поскольку обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и территориально связано с ним (обладает лицензией серии КРД 05344 ПД на пользование участком недр (с видом пользования - для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры").
Несмотря на то, что участок находится в пределах двух лицензионных горных отводов (т. 2, л. д. 54, 61, 62), общество в любом случае обладает правовым интересом на участие в публичной процедуре предоставления в аренду спорного участка с учетом вида его разрешенного использования (т. 2, л. д. 58, 59). Соответствующие доводы жалобы департамента отклоняются судом округа.
Кроме того, поскольку земельный участок предназначен для размещения туристского комплекса, ссылка департамента нарушение при проведении работ, связанных с пользованием недрами норм постановления от 28.04.2018 N 222, правового значения при разрешении настоящего спора не имеет. При этом в силу части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Иные доводы департамента рассмотрены при разрешении спора в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.09.2019 и апелляционного постановления от 17.12.2019 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с завершением производство по кассационной жалобе приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения суда округа от 04.02.2020, следует отменить (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 283, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-10286/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения от 04.02.2020, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество вправе оспаривать данную сделку в силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса, поскольку обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и территориально связано с ним (обладает лицензией серии КРД 05344 ПД на пользование участком недр (с видом пользования - для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры").
Несмотря на то, что участок находится в пределах двух лицензионных горных отводов (т. 2, л. д. 54, 61, 62), общество в любом случае обладает правовым интересом на участие в публичной процедуре предоставления в аренду спорного участка с учетом вида его разрешенного использования (т. 2, л. д. 58, 59). Соответствующие доводы жалобы департамента отклоняются судом округа.
Кроме того, поскольку земельный участок предназначен для размещения туристского комплекса, ссылка департамента нарушение при проведении работ, связанных с пользованием недрами норм постановления от 28.04.2018 N 222, правового значения при разрешении настоящего спора не имеет. При этом в силу части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2020 г. N Ф08-1277/20 по делу N А32-10286/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1277/20
17.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20646/19
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9170/19
16.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10286/19
21.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12536/19