г. Краснодар |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А32-20782/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителя истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Келешяна Николая Георгиевича (ИНН 235200430237, ОГРНИП 314235228600020) - Склярова О.В. (доверенность от 16.11.2019), в отсутствие ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Темрюкский район, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А32-20782/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Келешян Николай Георгиевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 18.02.2019 N 52-5662/19-32-12; возложении обязанности на департамент обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:1203000:387, 23:30:1203000:388, 23:30:1203000:389, 23:30:1203000:390, 23:30:1203000:391, 23:30:1203000:393, 23:30:1203000:394 в установленном законом порядке; в случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, - осуществить подготовку проекта договора аренды земельных участков и направить его истцу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Темрюкский район, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением от 13.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2019, признан незаконным отказ департамента от 18.02.2019 N 52-5662/19-32-12. Суд обязал департамент в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:1203000:387, 23:30:1203000:388, 23:30:1203000:389, 23:30:1203000:390, 23:30:1203000:391, 23:30:1203000:393, 23:30:1203000:394. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С департамента в пользу предпринимателя взысканы 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированны тем, что подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. В связи с чем суды установили, что испрашиваемые земельные участки находятся на значительном расстоянии от населенного пункта, хотя и входят в его границы, застройка либо какая-то иная деятельность, не связанная с сельхозпроизводством на участках не планируется, и фактически на них без законных оснований производится выращивание сельхозпродукции неустановленным лицом. Отказ департамента в предоставлении спорных земельных участков в аренду истцу по причине несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка является неправомерным. На основании представленной в материалы дела пояснительной записки ГКУ КК "Кубаньземконтроль" к материалам по обследованию земельных участков по распоряжению ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 17.06.2019 N 1574 в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:120300:389 установлено, что данные участки пересекают полевые дороги. Вместе с тем, названные земельные участки в случае их передачи в аренду, то есть во временное владение и пользование, останутся в публичной собственности, в связи с чем, вопрос об использовании дорог, проходящих через участки, иными лицами, может быть решен посредством включения в договор аренды специальных условий, запрещающих арендатору ее распашку и воспрепятствование использования иными лицами. При исследовании выкопировки из правил землепользования и застройки Темрюкского городского поселения, утвержденных решением XXXVII сессии III созыва Совета Темрюкского городского поселения от 22.12.2016 N 280, схемы градостроительного зонирования, выкопировки из генерального плана Темрюкского сельского поселения, выкопировки из схемы территориального планирования Темрюкского района, ИСОГД суды не установили иные препятствия для предоставления спорных земельных участков в аренду. Учитывая изложенное, заявленные требования в части возложения обязанности на департамент обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:1203000:387, 23:30:1203000:388, 23:30:1203000:389, 23:30:1203000:390, 23:30:1203000:391, 23:30:1203000:393, 23:30:1203000:394 в установленном законом порядке удовлетворены, при этом суды сочли необходимым установить срок, в течение которого департаменту надлежит осуществить опубликование извещения о предоставлении земельных участков - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 13.08.2019 и постановление апелляционного суда от 21.11.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что при принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги департамент руководствовался подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, порядком предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденным приказом департамента от 07.07.2017 N 1363 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйствам его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации". Суды не учли, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости испрашиваемые земельные участки отнесены к категории - земли населенных пунктов. При этом указанные в заявлении цели использования участков предполагают использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. Пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) предусматривает предоставление земельных участков, входящих в состав земель иных категорий, в том числе из земель населенных пунктов, для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Однако, из заявлений предпринимателя не следует, что спорные участки испрашиваются для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Учитывая, что спорные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, департамент правомерно отказал в их предоставлении в аренду для целей использования, предусматривающих использование земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, при установлении десятидневного срока для исполнения судебного акта суды не обосновали его разумность и вышли за пределы рассмотрения заявленных требований.
В отзыве предприниматель поясняет, что направленное в департамент заявление соответствует нормам действующего земельного законодательства. В аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству могут предоставляться земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и других категорий. Испрашиваемые земельные участки находятся далеко от границ населенного пункта, использование их для выращивания зерновых и овощных культур не противоречит градостроительным правилам.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал позицию своего доверителя. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 28.12.2018 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:1203000:387, 23:30:1203000:388, 23:30:1203000:389, 23:30:1203000:390, 23:30:1203000:391, 23:30:1203000:393, 23:30:1203000:394, находящимися в государственной собственности, в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов. Данные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанная цель использования земельных участков в данном заявлении - в соответствии со статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4181, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4181, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4178, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4177, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4176, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4173, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4172, от 20.05.2019 N 23/236/002/2019-4170 на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Полномочиями по предоставлению в аренду спорных земельных участков обладает Краснодарский край в лице уполномоченного органа - департамента.
Департамент в ответе от 17.01.2019 N 52-1201/19-32-12 отказал предпринимателю в предоставлении в аренду земельных участков, обосновав свою позицию тем, что указанные в заявлении цели использования, предусмотренные статьей 19 Закона N 532-КЗ, предполагают использование земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, тогда как испрашиваемые участки имеют категорию - земли населенных пунктов.
23 января 2019 года с учетом рекомендаций департамента предпринимателем подано аналогичное заявление без указания целей, предусмотренных статьей 19 Закона N 532-КЗ. Цель использования земельных участков в настоящем заявлении - для сельскохозяйственного производства и осуществления крестьянско-фермерским хозяйством своей деятельности.
Между тем департамент ответил отказом от 18.02.2019 N 52-5662/19-32-12 в предоставлении в аренду земельных участков со ссылкой на статью 19 Закона N 532-КЗ, указав, что цели, указанные в заявлении, предполагают использование земельных участков лишь категории земель сельскохозяйственного назначения.
Отказы департамента послужили основанием обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Часть 1 статьи 198 Кодекса предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Обстоятельства, исключающие проведение аукциона в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, определены в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Из материалов дела следует, что предприниматель испрашивает земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1203000:386, 23:30:1203000:387, 23:30:1203000:388, 23:30:1203000:389, 23:30:1203000:390, 23:30:1203000:391, 23:30:1203000:393, 23:30:1203000:394 для выращивания зерновых и овощных сельскохозяйственных культур.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях: предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ; подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса); предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней, с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды установили, что испрашиваемые земельные участки находятся на значительном расстоянии от населенного пункта, застройка либо иная деятельность, не связанная с сельхозпроизводством, на участках не планируется, фактически на них (без законных оснований) производится выращивание сельхозпродукции неустановленным лицом. Основания для отказа в предоставлении земельных участков в аренду отсутствуют. Суды правомерно установили 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу для опубликования департаментом извещения о предоставлении земельных участков.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А32-20782/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней, с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2020 г. N Ф08-12427/19 по делу N А32-20782/2019