г. Краснодар |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А32-20489/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дутова Николая Анатольевича (ИНН 234400788243, ОГРНИП 312236036400038) - Дутова А.Н. (доверенность от 05.07.2017), от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Тараконовской Н.С. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Новопокровский район, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А32-20489/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дутов Николай Анатольевич (далее - глава хозяйства) подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 24.01.2019 N 1232 купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 150 080 кв. м с кадастровым номером 23:22:0701001:27, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новопокровский район. Покровский с/о, в границах ПСК "Покровское", участок 808, с разрешенным сельскохозяйственным использованием (фонд перераспределения), изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарскою края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 399 046 (триста девяносто девять тысяч сорок шесть) рублей 99 копеек (далее - земельный участок, договор купли-продажи).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Новопокровский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок находится в непрерывном владении главы хозяйства с 1997 года на основании заключенных и не оспоренных договоров аренды. Глава хозяйства имеет право на приобретение земельного участка в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости участка.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А32-20489/2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. При расчете выкупной стоимости земельного участка следует учитывать только срок договора аренды от 26.02.2015. На момент подачи главой хозяйства заявления о предоставлении земельного участка в собственность прошло более трех лет. Цену выкуп земельного участка должна равняться 100 % от его кадастровой стоимости. У главы хозяйства отсутствует непрерывное владение земельным участком более 15 лет.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства возражает против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что постановлением главы администрации от 08.02.1992 N 43, от 30.10.1992 N 524 главе хозяйства для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления предоставлен земельный участок общей площадью 49,63 га, в том числе пашни 49,63 га, из них в бесплатно в собственность - 7,63 га, в аренду - 42 га на 5 лет.
Администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 17.12.1997 N 000533 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 42 га на 5 лет (пункт 1.2). По дополнительному соглашению от 31.06.2007 права и обязанности арендодателя по договору аренды переданы департаменту. Департамент и глава хозяйства заключили дополнительное соглашение о предоставлении в аренду, в том числе земельного участка, образованного в результате раздела исходного земельного участка площадью 42 га, предоставленного в аренду в 1992 г. Срок договора определен до 01.01.2013 г. (пункт 7.2). Дополнительным соглашением от 01.03.2013 срок договора аренды продлен до 01.03.2023, а соглашением от 16.02.2015 договор от 17.12.1997 N 8822000024 аренды земельного участка расторгнут в связи с окончанием его срока. (пункт 1). Глава хозяйства и администрация заключили договор от 26.02.2015 аренды земельного участка сроком до 25.02.2030 (пункт 7.2).
Глава хозяйства обратился в департамент в декабре 2018 года с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) без проведения. Департамент направил главе хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка и приказ от 22.01.2019 г. N 139 о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Цена выкупа земельного участка определена в размере 1 995 234 рубля 95 копеек (пункт 2.1). Глава хозяйства направил департаменту протокол разногласий об определении цены земельного участка, указав ее равной 399 046 рублям 99 копейкам.
Письмом от 28.03.2019 N 52-12495/19-32-12 департамент отклонил протокол разногласий главы хозяйства, предложив заключить договор купли-продажи в первоначальной редакции, считая договорные отношения прекращенными в 2015 году. Выкупная стоимость земельного участка установлена с учетом договора аренды от 26.02.2015 N 8822000290.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения главы хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В случаях, когда в соответствии с законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Установленные в названной норме сроки не являются пресекательными (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Законом N 101-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса установление порядка определения цены такого земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 утвержденного постановлением губернатора от 25.03.2015 N 226 Порядка определения цены земельных участков установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной двадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Главой хозяйства земельный участок использовался на правах аренды более пятнадцати лет. Данное обстоятельство предоставляет ему право на применение льготной выкупной цены в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка. По заявлению главы хозяйства должно быть определено условие договора купли-продажи земельного участка, по которому у сторон имелись разногласия. В период расторжения договора аренды земельный участок не был возвращен арендодателю, то есть фактические арендные отношения не прекращались. Основания для отказа главе хозяйства в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене, равной 20 процентам от кадастровой стоимости земельного участка, отсутствуют.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А32-20489/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса установление порядка определения цены такого земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2020 г. N Ф08-773/20 по делу N А32-20489/2019