Решение Самарского областного суда от 17 августа 2023 г. N 3а-1661/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1661/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" (далее по тексту - Перечень на 2016 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" (далее по тексту - Перечень на 2017 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год" (далее по тексту - Перечень на 2018 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N 281 (30176) 31.10.2017, N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017, N 297 (30192) 16.11.2017.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" (далее по тексту - Перечень на 2019 год), размещен 16.11.2018 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 308 (30543) 20.11.2018.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 158 (30741) 23.10.2019.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год), размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год), размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Пунктом 21961 в Перечень на 2016 год, пунктом 29394 в Перечень на 2017 год, пунктом 32347 в Перечень на 2018 год, пунктом 33802 в Перечень на 2019 год, пунктом 34551 в Перечень на 2020 год, пунктом 32981 в Перечень на 2021 год, пунктом 9258 в Приложение N 2 Перечня на 2022 год, пунктом 9165 в Приложение N 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, пом. 1005.
ФИО9 являясь собственником указанного нежилого помещения, обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов Перечней на 2016-2023 года, обосновывая требования тем, что помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что в рассматриваемом помещении осуществляется образовательная деятельность. Фактический осмотр помещения проводился в 2023 году.
Представитель заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным административным ответчиком в письменных возражениях на административный иск.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку согласно сведениям из ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, предполагает его использование под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, по заявлению административного истца 17.02.2023 был произведен осмотр нежилого помещения, которым установлено, что 24,2 процента от общей площади данного помещения, используется под офис и размещение офисной (архивной) документации. В 2016-2023 годах иных мероприятий, кроме проведенного 17.02.2023, по определению фактического использования нежилого помещения министерством не проводилось, решения об исключении указанного объекта недвижимости из Перечней на 2016-2023 годы не принимались. Акт осмотра нежилого помещения, выполненный кадастровым инженером, представленный административным истцом, не может быть принят во внимание судом, поскольку не является документом, который кадастровый инженер в рамках Федерального закона от 245.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" праве изготовить. Акт изготовлен после принятия оспариваемых Перечней, деятельность по изготовлению данного документа не регулируется нормами закона, не установлена единая Методика определения платы оказание подобных услуг кадастровыми инженерами.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033, от 14.11.2016 N 1907, от 18.10.2017 N 1647, от 29.10.2018 N 1608, от 07.10.2019 N 2201, от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2016-2023 года.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовое акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 21961 в Перечень на 2016 год, пунктом 29394 в Перечень на 2017 год, пунктом 32347 в Перечень на 2018 год, пунктом 33802 в Перечень на 2019 год, пунктом 34551 в Перечень на 2020 год, пунктом 32981 в Перечень на 2021 год, пунктом 9258 в Приложение N 2 Перечня на 2022 год, пунктом 9165 в Приложение N 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, пом. 1005, принадлежащее ФИО1
Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, пом. 1005, площадью 509,3 кв. м, назначение - нежилое, наименование - часть объекта, этаж N -1, этаж N 1, расположен в пределах объекта с кадастровым номером N - здание, наименование - многоквартирный жилой дом, из 5 этажей, в том числе подземных 0 этаж, находящегося в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок, категорией земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации жилого дома (том 1 л.д. 17-21).
Из представленного истцом технического паспорта на помещение по адресу: <адрес>, составленного МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", следует, что по состоянию на дату инвентаризации 20.09.2016 в экспликации к плану строения части помещения поименованы: "подсобное" (6), "лестница", "коридор" (6), "холодильная камера" (1), "маш. отделение" (1), "подсобная" (1), "комната отдыха" (1), "лестничная клетка" (1), "сан. узел" (2), "комп. класс" (1), "тамбур" (2), "учеб. класс" (1), "методический кабинет" (1), "бухгалтерия" (1), "админ. помещение" (1), общей площадью 509,3 кв. м (том 1 л.д. 54-62).
С 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Представленный административным истцом технический паспорт выполнен после 1 января 2013 года, не может являться достоверным доказательством.
По запросу суда из ППК "Роскадастр" получены документы из реестрового дела объекта - проектная документация по перепланировке и переустройстве 1 этажа рассматриваемого помещения на 2016 год, где содержится экспликация помещений после перепланировки с наименованием помещений: комната отдыха, коридор (2), туалет, лестничная клетка, тамбур (2), компьютерный класс, бухгалтерия, администрация, учебный класс, методический кабинет, холл, сан узел для ММГН (том 1 л.д. 228-247).
Из технических паспортов на жилой дом по адресу: <адрес>, поступивших по запросу суда из МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", следует, что на 28.02.2000 нежилые помещения были поименованы как магазин для обслуживания иностранцев. На дату инвентаризации 19.09.2003 в состав жилого дома входило нежилое помещение 1005, части которого поименованы: "подсобное" (6), "лестница", "коридор" (6), "холодильная камера" (1), "маш. отделение" (1), "подсобная" (1), "комната отдыха" (1), "лестничная клетка" (1), "сан. узел" (2), "комп. класс" (1), "тамбур" (2), "учеб. класс" (1), "методический кабинет" (1), "бухгалтерия" (1), "админ. помещение" (1), общей площадью 509,3 кв. м (том 1 л.д. 156-203).
Указанные в документах технического учета после 2005 года характеристики частей нежилого помещения, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N на дату утверждения Перечней на 2016-2023 года административным ответчиком не проводились, что следует из письменных возражений на иск.
Для определения фактического использования объекта недвижимого имущества ФИО1 было организовано проведение осмотра объекта кадастровым инженером К.Н.Л. и по результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. По заключению кадастрового инженера площадь объекта 509,3 кв. м, фактически используется для обеспечения деятельности ФИО10 с видом деятельности 85.42 "образование профессиональное дополнительное" как единого центра. На приложенной к акту фототаблице отражены осмотренные помещения, используемые в целях образовательной деятельности, в том числе размещения сотрудников, классных комнат, для складирования документации, оборудования (том 1 л.д. 73-132).
Тем самым, по акту осмотра спорного объекта недвижимого имущества кадастровый инженер не усмотрел фактическое использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.
17 февраля 2023 года сотрудниками ГБУ СО "ЦРР" произведен осмотр, по результатам которого составлен акт о фактическом использовании объекта недвижимого имущества, в состав которого вошли: помещения - площадью 123,2 кв. м под офис, площадью 115 кв. м под учебный класс, площадью 60,6 кв. м под спортивный зал, площадью 18,9 кв. м под комнату приема пищи, площадью 31,6 кв. м для размещения мебели, площадью 21,2 кв. м под склад, площадью 7,8 кв. м под кладовую, площадью 18,5 кв. м под архив, площадью 14,4 кв. м под душевую, площадью 6,9 кв. м под сан. узел, площадью 6,8 кв. м под технические помещения (электрощитовая), площадью 106 кв. м под коридор, лестницу, тамбур. При этом, отмечено, что на прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ, получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. В объекте предоставляются образовательные услуги (том 1 л.д. 214-219).
Представленный административным ответчиком акт осмотра объекта недвижимого имущества от 17 февраля 2023 года судом не принимается в качестве доказательства проведения мероприятий по определению вида фактического использования помещения, предшествующих включению объекта в оспариваемый Перечень, поскольку осмотр производился по обращению административного истца с целью исключения объекта из Перечней 2020-2022 годы. Согласно письменной позиции министерства имущественных отношений Самарской области рассматриваемое нежилое помещение включено в Перечни на 2016-2023 года, исходя из его расположения на первом этаже многоквартирного дома, а не в результате мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания и помещений.
Кроме того, акт осмотра от 17.02.2023 не содержит критерий, по которым сотрудники ГБУ СО "ЦРР" определили помещения как офисные, а также в результате чего переименовали "помещения" в офисы.
Согласно ФИО11 N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал в безвозмездное временное пользование ФИО12" нежилое помещение в здании по адресу: <адрес>, общей площадью 509,3 кв. м, кадастровый номер N, в том числе на - 1 этаж, площадью 238,8 кв. м, на 1 этаж - 270, 5 кв. м, для осуществления образовательной деятельности, сроком по 20.02.2018 с правом пролонгации. Дополнительными соглашениями договор ежегодно продлевался, в том числе 20.09.2022 до 20.08.2023 (том 1 л.д. 133-144).
По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид экономической деятельности <данные изъяты> по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 85.42 "образование профессиональное дополнительное", место нахождение и адрес юридического лица: <адрес> (том 1 л.д. 63-69). ФИО13 министерством образования и науки Самарской области выдана лицензия N 7100 от 21 апреля 2017 года на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, по адресу местонахождения: <адрес>, на бессрочный срок (том 1 л.д. 70-72).
Таким образом, судом не установлено и административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нежилое помещение, его назначение, общей площадью не менее 20 процентов площади здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом не принимаются во внимание доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, об использовании нежилого помещения административным истцом под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с расположением его на 1 этаже многоквартирного дома, поскольку письменными доказательствами не подтверждены и опровергаются собранными и вышеперечисленными по делу доказательствами.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение нежилого помещения в Перечни на 2016-2023 года не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку сведения из ЕГРН на объект, техническая документация в материалах инвентарного дела многоквартирного жилого дома, сведения о земельном участке под зданием не подтверждают использование в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания всего объекта с кадастровым номером N, а также назначение или фактическое использование более 20% площади рассматриваемого помещения от площади всего здания многоквартирного дома.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016-2023 года.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечней на 2016-2023 года не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, определяемой как кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 N 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа министерства имущественных отношений от 25 декабря 2015 года N 3265 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" в части включения в него под пунктом 21961 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" в части включения в него под пунктом 29394 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год" в части включения в него под пунктом 32347 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" в части включения в него под пунктом 33802 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" в части включения в него под пунктом 34551 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения под пунктом 32981 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом 9258 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом 9165 помещения с кадастровым номером N.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 31.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 августа 2023 г. N 3а-1661/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании