г. Краснодар |
|
12 мая 2020 г. |
Дело N А53-29083/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рыжкова Ю.В., без вызова и участия истца - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (ИНН 6154076956, ОГРН 1026102572000), ответчика - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному (ИНН 6164226375), третьего лица - Минприроды Ростовской области, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А53-29083/2019, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (в настоящее время Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия; далее - департамент; управление) о возврате 1845 рублей 98 копеек, излишне уплаченных за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2016 год.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство природных ресурсов Ростовской области (далее - министерство).
Принятым в порядке упрощенного производства решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суд первой инстанции применил положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в не действующей с 01.01.2015 редакции. Плательщиками данного вида возмещения НВОС являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также ТКО). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду (ведущие деятельность на объектах 4 категории), не являются субъектами платы за НВОС. Законодателем мусор от бытовых помещений организаций отнесен к виду твердых коммунальных отходов. Код отхода по ФККО 912 004000 01 00 4 указан в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, полученных истцом. Плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Сумма переплаты признана ответчиком, отражена в акте от 01.03.2018 N 03-13/331, однако необоснованно вынесено решение от 19.07.2018 N 319 о зачете спорной суммы в счет предстоящих платежей, а не о ее возврате.
В отзыве управление отклонило доводы жалобы и сослалось на то, что учреждение не доказало как раздельные количества отходов от результатов хозяйственной деятельности и ТКО, как и то, что его объекты относятся только к объектам 4 категории.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, учреждение внесло авансовые платежи за 2016 год за НВОС.
Ссылаясь на наличие переплаты за 2016 год, учреждение направило департаменту письмо от 05.04.2018 о возврате излишне уплаченных платежей в размере 1845 рублей 98 копеек.
Письмом от 19.07.2018 N 319 департамент указал на отсутствие оснований для возврата.
Полагая, что спорная сумма должна быть возвращена, учреждение направило департаменту претензию от 24.06.2019 N 2020. Невозврат суммы послужил основанием для предъявления учреждением иска в суд.
Суды при разрешении спора применили положения статей 1, 16, 16.1 Закона N 7-ФЗ, статей 1, 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
По смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ платежи за различные виды НВОС взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей НВОС, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т. п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в частности, за размещение отходов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В 2016 году учреждение внесло плату за НВОС в размере 6920 рублей 46 копеек. По мнению учреждения, 1845 рублей 98 копеек платы внесены ошибочно.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за НВОС в соответствии с Законом N 7-ФЗ и данным Федеральным законом.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
По смыслу статьи 12 Закона N 89-ФЗ деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории, из которых, в частности, к объектам четвертой категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Учреждение ссылается на то, что мусор от бытовых помещений организаций отнесен к виду твердых коммунальных отходов. Код отхода по ФККО 912 004000 01 00 4 указан в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, полученных истцом. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (раздел 3) указано, что в отчетном периоде размещено 7,98 тонны мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (код 7 33 100 01 72 4), размер платы составил 5074 рубля 48 копеек. Сумма переплаты признана ответчиком, отражена в акте от 01.03.2018 N 03-13/331, однако ответчиком вынесено решение от 19.07.2018 N 319 о зачете спорной суммы в счет следующих платежей, а не о ее возврате.
Суды правильно отклонили данные доводы и пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата учреждению суммы переплаты.
Учреждение не доказало отсутствие задолженности за НВОС, на которую ответчик отнес спорную сумму.
Учреждение не доказало, что у нее имеются исключительно объекты четвертой категории и что все отходы должны быть отнесены к ТКО.
В представленной департаменту декларации за 2016 год в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" учреждение указало о размещении (передаче) отходов другим организациям, однако доказательств заключения договоров на передачу отходов и актов выполненных работ не представило.
Представленная копия сопроводительного письма в департамент также не подтверждает, какие именно договоры были представлены учреждением в департамент.
Учреждение в течение 2017 и 2018 годов не вносило в бюджет авансовые платежи, декларация о плате за НВОС за указанные годы сдана с нулевым показателем.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что сумма переплаты зачтена в счет следующих платежей.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А53-29083/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Ю.В. Рыжков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 12 Закона N 89-ФЗ деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории, из которых, в частности, к объектам четвертой категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2020 г. N Ф08-2718/20 по делу N А53-29083/2019