Вопросы и ответы
Многие помнят недавний скандал, когда примерно 7000 российских студентов не смогли поехать в США, потому что американское посольство якобы отказало им в визах. Моя младшая сестра оказалась в числе этих студентов. Все началось с того, что сестра заключила договор с ЦМО (организацией, которая организует поездки российских студентов в США на заработки) об оформлении визы и временном летнем обучении и трудоустройстве в Штатах. Сестра внесла первый взнос - 300 долларов - и стала ждать. Наконец, она получила от посольства бумагу, в которой было сказано следующее: "Дорогой студент, мы очень сожалеем, но визу дать не можем, поскольку документы были заполнены неправильно. В Вашем паспорте мы поставили штамп, который не является отказом в визе, более того, он дает Вам право на бесплатное обращение за визой в следующем году". В этой бумаге (которую трудно назвать документом) нас удивило, во-первых, безличное обращение (фамилия, имя и отчество сестры были написаны карандашом поверх текста), во-вторых, отсутствие подписи консула, хотя она была написана явно от его имени. Сейчас у моей сестры на руках (помимо этой странной бумаги) находятся паспорт без каких бы то ни было пометок, свидетельствующих о том, что он был в американском посольстве, и заявление на имя директора ЦМО с просьбой вернуть 150 долларов (согласно договору в случае отказа в визе студенту возвращается половина первого взноса). Вопрос один: можно ли вести речь о серьезном судебном иске и вернуть не только все деньги, которые студенты заплатили, но и те, которые они заработали бы в Америке? Посоветуйте, что нам делать.
Согласно п.4.5 приказа МВД России от 26 мая 1997 г. N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при выдаче заграничного паспорта гражданину даются разъяснения, что он самостоятельно обращается в дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств за получением иностранной въездной визы и знакомится с иммиграционными требованиями государства, куда он намерен выехать. На практике за получением визы обычно обращается не сам выезжающий, а туристическая или иная фирма, организующая для него зарубежную поездку.
Руководством по выдаче американских виз является Свод законов Соединенных Штатов Америки по иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Act). Заявитель может получить неиммиграционную визу, если он отвечает всем установленным законом требованиям.
Для студентов существуют визы специальных категорий"F-1" и "M". Визы категории"F-1" выдаются студентам академических учебных заведений и языковых программ. Студенты обязаны заполнить специальную форму I-20, а также представить свидетельство об оплате первого года обучения. Большинство тех, кто успешно получает визы данной категории, - студенты высших учебных заведений и аспиранты, решившие продолжить свое обучение в США.
Визы категории "M" выдаются студентам неакадемических учебных заведений для многократных посещений США в течение 12 или 24 месяцев. Начиная с 1 августа 2002 г. все заявители, обращающиеся за визой категории "M", обязаны заполнить форму DS-158 в дополнение к неиммиграционной форме DS-156. Начиная с 11 сентября 2002 г. Государственный департамент США сделал обязательным условием выдачи визы получение подтверждения в электронной форме от организации, принимающей студентов и участников программы обмена. Важная деталь - такое подтверждение должно быть отправлено посредством программы SEVIS Государственного департамента США. Посольство не сможет выдать визу категории "M" без этого подтверждения.
Судя по всему, работники ЦМО неправильно заполнили необходимые документы и (или) не получили обязательного подтверждения в электронной форме о регистрации и временном трудоустройстве студентов в США.
Если заявителю отказано в выдаче визы, на последней странице его паспорта ставится штамп "Application Received - U.S.Embassy" и дата отказа. Согласно разделу 221(g) Закона США об иммиграции и натурализации "виза... не будет выдана заявителю в том случае, если, рассмотрев анкету или другие предоставленные заявителем документы, консульский офицер выяснит, что заявитель не квалифицирован получить визу в соответствии со статьей 212 (раздел о предоставлении исключений) или любой другой статьей закона...". Отказ в визе в соответствии с разделом 221(g) является административным и означает, что в заявлении не хватает информации, необходимой для принятия решения.
Итак, обязательства по заполнению документов и подаче их в посольство США взяла на себя ЦМО, с которой студенты заключили специальный договор. Организация не выполнила взятых на себя обязательств и должна возместить причиненные студентам убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду). Однако остается неясным вопрос: почему в паспортах не были проставлены специальные штампы, о которых говорилось в неподписанном обращении к студентам.
Чтобы выяснить это, необходимо направить запрос на имя консула посольства США в Москве с требованием разъяснить ситуацию. К запросу следует приложить копию той самой "бумаги" об отказе в выдаче визы.
Одновременно советуем объединить усилия с другими обманутыми студентами и направить в ЦМО коллективную претензию с требованием возмещения причиненных убытков. При составлении претензии следует опираться на пункты договора вашей сестры с ЦМО об ответственности этой организации за неисполнение ею обязательств по договору.
В суд на ЦМО подавать можно, но необходимо учесть следующее. Обоснованием иска должны стать договор с ЦМО и отказное письмо из посольства. Обязанность по заполнению документов согласно заключенному договору лежала на ЦМО. Однако "бумага" из посольства без подписи не может быть доказательством в суде (ст.55 и 56 ГПК РФ), а следовательно, доказать вину ЦМО становится весьма проблематично.
Поэтому до подачи искового заявления в суд необходимо получить официальный ответ на обращение в посольство. В любом случае именно студенты как истцы обязаны будут доказать вину ЦМО в непредставлении им визы. Если вина будет доказана, то помимо уплаченных согласно договору сумм (реального ущерба) истцы согласно ч.2 ст.15 ГК РФ имеют право требовать возмещения упущенной выгоды, т.е. тех сумм, которые они заработали бы в Америке, если бы получили визу. Естественно, что и расчет размеров, и сама возможность заработка должны быть документально подтверждены. К сожалению, в письме не указаны трудовые обязанности и зарплата, которую студенты рассчитывали получить за свой труд. Если в Вашем распоряжении имеются документы, согласно которым студентам гарантируется заработная плата (с указанием ее размера), то в обоснование требования возмещения упущенной выгоды можно сослаться на эти документы.
Расскажите, пожалуйста, о широко обсуждаемых новых требованиях к фотографиям, прилагаемым к заявлению о выдаче американской визы, и о новых правилах проведения собеседования в посольстве. Что изменилось?
После террористических актов 11 сентября 2001 г. процедура выдачи американских въездных виз значительно усложнилась.
С 22 июля 2003 г. были введены такие новые требования к фотографиям. Во-первых, фотография (анфас), прилагаемая к каждому заявлению, должна быть без рамки и сделана не ранее шести последних месяцев. Запечатленный на фото должен смотреть прямо в камеру, а не вниз или в сторону, его лицо должно занимать приблизительно 50% площади снимка. Голова заявителя (лицо и волосы) должна быть видна полностью, т.е. "от макушки до подбородка и до линии волос по бокам. Желательно, чтобы уши также были видны" - именно такое описание дано на официальном сайте посольства США в Москве.
Во-вторых, размеры фотографии - приблизительно 5х5 см (голова должна располагаться в центре фото). Размеры головы на снимке (от макушки до подбородка) - 2,5-3,5 см; глаза должны находиться на уровне от 2,8 до 3,5 см от нижнего края фотографии. Фотографии могут быть цветными или черно-белыми на белом или почти белом фоне. Фотографии можно прикрепить к заявлению степлером либо приклеить.
С 1 августа 2003 г. действуют новые правила, касающиеся собеседования с подателем заявления о выдаче неиммиграционной визы в США. Отныне практически всем заявителям во всех странах мира необходимо лично явиться на собеседование с сотрудником консульского отдела. Нововведение, думается, приведет к значительному увеличению нагрузки всех консульских отделов, а значит, и времени ожидания собеседования.
Есть несколько категорий лиц, которые могут получить американскую визу без собеседования. К ним относятся:
дети до 16 лет включительно;
лица старше 60 лет;
лица, подающие заявление о выдаче визы той же категории, которую они получали ранее в посольстве или консульстве региона проживания, в течение года после истечения срока предыдущей визы (в этом случае податели заявления должны представить оригинал предыдущей визы);
податели заявлений о выдаче дипломатических или служебных виз.
При этом любой податель заявления о выдаче визы может быть вызван на собеседование по усмотрению консульского работника. Если гражданин не относится ни к одной из перечисленных категорий, надо готовиться к собеседованию. В срочном порядке собеседование возможно только в исключительных случаях, когда речь идет о смерти либо серьезных медицинских проблемах.
С 22 июля 2003 г. в американском посольстве действует новая форма заявления. Новые бланки можно распечатать с веб-сайта посольства США (www.usembassy.ru/consular/wwwhcnar.html). Отныне все заявители должны представлять 2 заявления. Одно их них может быть ксерокопией заполненного оригинала, однако подписи на обоих экземплярах должны быть оригинальными. Все поля в заявлении должны быть заполнены печатными буквами. Не полностью заполненные или неподписанные заявления приниматься не будут. Все остальные требования к документам, включая формы DS-157 и DS-158, остаются прежними.
Слышала, что существует программа для безвизового въезда на территорию США. Что она собой представляет, распространяется ли на россиян, и не собираются ли американские власти закрыть эту программу в связи с террористической угрозой?
Действительно, существует программа ограниченного безвизового въезда в США, которая на данный момент объединяет 27 стран-участниц (Андорра, Австралия, Австрия, Бельгия, Бруней, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сингапур, Словения, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания). Начиная с 1 октября 2003 г. в программу внесены некоторые изменения - гражданам всех стран-участниц необходимо будет предъявлять паспорта с электронной полосой. Несмотря на то что программа не распространяется на граждан Российской Федерации, она действует в отношении граждан третьих стран, проживающих в России.
Хотя большинство стран-участниц Программы ограниченного безвизового въезда начали выдавать паспорта с электронной полосой еще в 90-хгг., граждане таких стран, как Италия, Испания и Швейцария, могут столкнуться с необходимостью замены паспортов либо получения неиммиграционной визы для въезда в США. Это относится ко всем категориям паспортов (туристическим, дипломатическим и служебным). Отметим, что паспорта без электронной полосы останутся действительными для других целей, за исключением безвизового въезда в США. Семье может быть отказано в безвизовом въезде на территорию США, если биографические данные хотя бы одного из ее членов (включая детей) не прочитываются электронным способом.
Расскажите, пожалуйста, о туристических и транзитных визах в США. Что собой представляют визы, выдаваемые супругам, и визы, связанные с обучением? Сколько стоит оформление визы?
Существуют 18 категорий неиммиграционных виз.
Виза категории "B-1/B-2" предназначена для лиц, следующих в Америку по делам или с туристической целью. Туристы должны обязательно указать, где они намерены остановиться. Например, собираясь посетить друзей, следует принести в посольство письма или приглашение от них. Направляясь в гости к членам семьи, необходимо указать степень родства с приглашающим лицом и его статус (является ли он гражданином США, имеет ли статус постоянного жителя или проживает на территории США по неиммиграционной визе).
Лица, выезжающие в США по делам, должны быть готовы объяснить, какого рода деятельностью они занимаются (например, представить переписку с деловыми партнерами, объясняющую характер поездки).
Виза категории "V" выдается супругам и несовершеннолетним детям лиц, имеющих статус постоянного жителя Соединенных Штатов Америки, которые подали петицию по специальной форме в американскую Службу иммиграции и натурализации. Данной визовой категории соответствуют заявители, срок ожидания иммиграционной визы которых составил три года и более (независимо от причины задержки) при условии, что их петиции были поданы в Службу до 21 декабря 2000 г. включительно.
Новая визовая категория "K3" предназначена для супругов граждан США, петиции на иммиграционные визы которых были поданы в Службу, но в силу технических задержек не одобрены. Этот новый неиммиграционный статус разрешил супругам и несовершеннолетним детям американцев въезд в США, где они могут ожидать одобрения их иммиграционной петиции Службой иммиграции и натурализации. Если брак был заключен за пределами Америки, виза категории "K3" может быть выдана только консульским офицером той страны, в которой состоялась регистрация брака.
Для целей обучения в США есть две категории виз - "F-1" и "M", о них сказано в ответе на первый вопрос рубрики.
Посольство США в Москве настоятельно рекомендует студентам связываться с учебным заведением или с организацией-спонсором в США и лишний раз удостовериться в том, что они направили подтверждение регистрации студента в учебном заведении или в организации-спонсоре.
Для получения визы категории "J-1" (программы по обмену) необходимо заполнить форму DS-2019 (свидетельство о наличии права на предоставление неиммиграционной визы по обмену).
Виза категории "C-1" (транзитная) выдается иностранцам, следующим через территорию США транзитом. Чтобы получить эту визу, необходимо иметь продуманный маршрут следования и забронированные билеты. Транзитные пассажиры обязаны доказать, что основной целью их въезда в США является транзит в другую страну. Если заявитель намерен задержаться в США, следуя транзитом в другую страну, он может получить визу категории "В1/В2".
По официальным данным посольства США в Москве стоимость оформления визы зависит от ее категории. Так, студенческая виза категории "F-1" для многократных посещений в течение 24 месяцев и виза категории "J" для участников программ обмена для многократных посещений в течение 36 месяцев стоят 100 долларов, а виза категории "M" для студентов неакадемических учебных заведений для многократных посещений в течение 24 месяцев стоит 200 долларов. Отметим, что консульский сбор уже включен в стоимость виз.
Слышала, что для получения американской туристической визы нужны документы, подтверждающие отсутствие иммиграционных намерений. Что это за документы?
Действительно, для оформления туристической (гостевой, бизнес) визы в США категории "В1/В2" потребуется:
1) загранпаспорт;
2) две цветные или черно-белые фотографии 5х5см;
3) заявление по форме DS-156 (мужчины в возрасте от 16 до 45 лет обязаны заполнить дополнительную анкету по форме DS-157);
4) приглашение или бронь отеля. Приглашение составляется в свободной форме (не требует нотариального заверения и может быть направлено по факсу), должно содержать сведения о том, кто, кого, с какой целью и на какой срок приглашает;
5) документы, подтверждающие отсутствие у выезжающего иммиграционных намерений.
Согласно разделу 214(b) Закона США об иммиграции и натурализации "каждый иностранец: должен рассматриваться как предполагаемый иммигрант до тех пор, пока он не сможет представить сотруднику консульской службы во время обращения за визой удовлетворительные доказательства того, что он имеет право на получение неиммиграционной визы". Чтобы получить неиммиграционную визу для поездки в США с туристической или деловой целью, заявитель должен иметь крепкие социальные, семейные или экономические связи со страной постоянного проживания, которые явятся гарантией его возвращения после кратковременного пребывания в Америке.
Бремя доказывания отсутствия иммиграционных намерений возлагается на заявителя, желающего получить американскую визу. Законом США не определен какой-либо официальный список доказательств и документов, но можно порекомендовать представить следующие:
- справку от работодателя, подтверждающую наличие престижной и высокооплачиваемой работы (полезно представить аналогичную справку и с работы супруга). К справке с работы стоит приложить визитную карточку, ксерокопию свидетельства о регистрации компании, рекламные проспекты и другие доказательства, подтверждающие, что компания реально существует и работает;
- документы о владении какой-либо собственностью (квартира, дом, дача, машина, гараж, акции и т.д.);
- свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей;
- старый загранпаспорт с визами, подтверждающий выезды за границу.
Отметим, что американское посольство в Москве известно высоким процентом отказов в выдаче виз: в 2002 г. из 120 тыс. россиян, подавших документы на неиммиграционные визы, 30 тыс. получили отказ.
Стандартная причина отказа в туристической визе формулируется так: заявитель не доказал наличие у него существенных семейных, экономических, материальных (имущество), социальных связей с его родной страной. Принимая решения об отказе в выдаче визы, консульский офицер анализирует ряд факторов. К негативным факторам относятся:
1) проживание в экономически неблагополучном регионе (одним из таких регионов американское посольство считает г. Иркутск);
2) низкая заработная плата;
3) отсутствие собственности в стране;
4) отсутствие семьи (заявитель холостяк (не замужем) или разведен);
5) отсутствие состоящих на иждивении детей, которые остаются в стране;
6) совершенные ранее длительные поездки в США, даже если пребывание в США не превысило временные рамки, установленные белой картой;
7) отсутствие или небольшое количество поездок в западные страны (поездки в страны Восточной Европы, Китай, Кипр и Турцию не учитываются). Логика работников американского посольства состоит в том, что если человек возвратился из Западной Европы, то, скорее всего, вернется и из США;
8) противоречивая информация в поданных в посольство заявлениях;
9) наличие в США близкого родственника, его стабильное материальное положение;
10) представление фальшивых документов и неверных сведений (например, подложное приглашение, фальшивое свидетельство о браке, поддельная справка от работодателя или трудовая книжка);
11) неадекватное или подозрительное поведение заявителя во время интервью в посольстве (сбивчивые ответы на вопросы, излишнее волнение и т.д.).
Важно помнить, что получение неиммиграционной визы является не правом, а привилегией. Консульские офицеры, руководствуясь иммиграционным законом Соединенных Штатов, обязаны отказывать тем заявителям, которые не смогли представить убедительные доказательства своего намерения покинуть США по окончании действия визы.
Какие документы необходимы для оформления заграничного паспорта и в какие сроки он оформляется?
Порядок оформления загранпаспорта регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310.
Согласно ст.8 Закона паспорт выдается гражданину России по его письменному заявлению (поданному лично или через законного представителя) органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Малолетним и несовершеннолетним гражданам России (со дня рождения и до достижения возраста 18 лет) загранпаспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей). Малолетние дети (до 14 лет) могут быть вписаны в паспорта родителей по их просьбе.
Согласно ст.9 названного Закона для оформления паспорта гражданин России заполняет заявление установленного образца, бланк которого необходимо предварительно взять в ОВИРе. Заявление заполняется на пишущей машинке или от руки разборчивым почерком.
Помимо заявления в соответствии с п.2.1 Инструкции гражданин представляет:
- свидетельство о рождении его детей, не достигших 14-летнего возраста, их копии, а также вкладыши, свидетельствующие о принадлежности детей к гражданству Российской Федерации, выданные к свидетельству о рождении и их копии (в случаях, если заявитель просит выдать детям паспорта или внести сведения о них в свой паспорт);
- квитанции об уплате государственной пошлины (200 руб.) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории России) за оформление паспорта;
- квитанции об оплате стоимости бланка паспорта (50 руб.);
- четыре личные фотографии установленного образца, а также фотографии детей, достигших 6лет (в случаях, если заявитель просит выдать им паспорта или внести сведения о них в свой паспорт).
Пункт 2 Инструкции устанавливает, что сведения о трудовой деятельности граждан, не работающих на момент обращения с заявлением, заверяются сотрудником паспортно-визовой службы органов внутренних дел на основании подтверждающих документов. Для проверки достоверности сведений о трудовой деятельности, указанных в заявлении, сотрудник паспортно-визовой службы органов внутренних дел, оформляющий паспорт, вправе потребовать от гражданина предъявления трудовой книжки (выписок из нее, справки с места работы). В соответствии со ст.10 Закона датой подачи заявления считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов.
При подаче заявления об оформлении паспорта по месту жительства срок оформления не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления. Если заявление об оформлении паспорта подано не по месту жительства, а по месту пребывания гражданина, то срок оформления паспорта не должен превышать четырех месяцев (п.1.8 Инструкции).
Срок оформления паспорта дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации- не более трех месяцев со дня подачи заявления.
Оформление нового паспорта не допускается без изъятия ранее выданного паспорта, если срок его действия не истек, или без объявления паспорта недействительным для выезда из Российской Федерации, если он утрачен владельцем.
При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих немедленного выезда из Российской Федерации, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления (п.2.6 Инструкции). Загранпаспорт выдается сроком на пять лет и продлению не подлежит.
Слышал, что граждане, чья работа связана с регулярными выездами за рубеж, могут получить так называемый "второй" загранпаспорт. Я выезжаю за границу не реже 1 раза в два месяца. Считается ли это регулярными выездами и что необходимо для получения второго загранпаспорта?
Пункт 4.2 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310 устанавливает: если деятельность гражданина Российской Федерации связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации, может быть оформлен и выдан второй паспорт, при этом во втором паспорте днем окончания срока его действия указывается день окончания срока действия ранее выданного паспорта.
При этом гражданин предъявляет имеющийся у него паспорт (копии соответствующих страниц прилагаются к заявлению о выдаче второго паспорта) с не менее чем одной отметкой о пересечении Государственной границы Российской Федерации в течение каждого из последних трех календарных месяцев. Поскольку вы выезжаете за границу реже одного раза в месяц, второй загранпаспорт вам не полагается.
Расскажите, пожалуйста, кому может быть выдан дипломатический паспорт, какими нормативно-правовыми актами регулируется данный вопрос?
Согласно ст.12 Закона РФ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел РФ гражданам России, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и другими международными договорами при выезде за пределы территории России для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом: Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям Конституционного Суда РФ, судьям Верховного Суда РФ, судьям Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и лицам, замещающим федеральные государственные должности или государственные должности субъектов Федерации, отнесенные Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственным должностям категории "А", а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел РФ.
Членам семьи (супруге, несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина России, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории Российской Федерации в официальное представительство Российской Федерации либо в представительство Российской Федерации при международной организации за пределами территории Российской Федерации, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
Государственным служащим, замещающим федеральные государственные должности или государственные должности субъектов Федерации, отнесенные Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственным должностям категорий "Б" и "В", и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории России работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб Администрации Президента РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Конституционного Суда РФ, Аппарата Верховного Суда РФ, Аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, служащим Центрального банка РФ и гражданам России - военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории России, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также административно-технических служб официальных представительств России Министерством иностранных дел РФ выдается служебный паспорт на срок, не превышающий пять лет.
Л. Грудцына,
член Гильдии российских адвокатов
"Адвокат", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.