г. Краснодар |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А63-1873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции с Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью - "Компания "Бентонит-1"" (ИНН 0706004014, ОГРН 1070706000122) - Кучмезова А.М. (директор) и Майрансаева В.В. (ордер адвоката от 14.05.2020 N 1441, доверенность от 18.03.2020), от заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Северо- Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449) - Дибижевой Н.Л. (доверенность от 29.05.2019), в отсутствие третьего лица - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - "Компания "Бентонит-1"" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А63-1873/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью - "Компания "Бентонит-1"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) в продлении срока действия лицензии, оформленного протоколом от 28.09.2018 N 61-81, утвержденным 02.10.2018; признании недействительным приказа департамента от 30.10.2018 N 215 о прекращении права пользования участками недр по лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ; об обязании продлить срок действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ до 01.10.2038.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление).
Решением суда от 24.07.2019 заявление общества удовлетворено, признан незаконным отказ департамента в продлении срока действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ, оформленный протоколом от 29.08.2018 N 61-81, который утвержден 02.10.2018; признан недействительным приказ департамента от 30.10.2018 N 215 о прекращении права пользования участками недр по лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ; на департамент возложена обязанность продлить срок действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ до 01.10.2038. С департамента в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что общество представило в департамент все документы, необходимые для продления лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ; отказ департамента в продлении срока действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ не основан на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2020 решение суда от 24.07.2019 отменено, в удовлетворении требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отказ департамента в продлении срока действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ соответствует требованиям действующего законодательства, в т. ч. Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что рабочий проект карьера по добыче бентонитовых глин производительностью 100 тыс. тонн в год согласован с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор России), о чем свидетельствует заключение от 02.08.1995 N 254. Отсутствие плана развития горных работ, согласованного с Госгортехнадзором России рабочего проекта карьера по добыче бентонитовых глин производительностью 100 тыс. тонн в год, а также заключение обществом договора от 20.08.2018 N 6 на срок до 31.12.2019 не имеют отношения к продлению срока действия лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ, поскольку в соответствии со статьей 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при условии отсутствия нарушений им условий лицензии. Общество выполнило требования пунктов 39 и 42 Административного регламента, приложив к заявлению справку территориального фонда геологической информации, поскольку Административным регламентом предусмотрено представление одной справки, а именно: справки федерального и/или территориального фонда геологической информации об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данному участке недр.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и управление просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и департамента поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Компания "Бентонит"" (прежнее наименование общества) получило лицензию на право пользования недрами от 09.12.1999 серии НАЛ N 00611 ТЭ для добычи бентонитовых глин в южной части Герпегежского месторождения сроком действия до 01.10.2018 и горноотводный акт.
В связи с изменением наименования общества (ООО "Компания "Бентонит"" переименовано в ООО "Компания "Бентонит-1"") лицензия от 09.12.1999 серии НАЛ N 00611 ТЭ переоформлена на лицензию на право пользования недрами от 12.08.2011 серии НАЛ N 00611 ТЭ для добычи бентонитовых глин на Южном участке Герпегежского месторождения сроком действия до 01.10.2018 (далее - лицензия N 00611 ТЭ).
На основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению заявок на внесение изменений и дополнений в лицензии и переоформление лицензий по участкам недр, оформленных протоколом департамента от 02.11.2016 N 104-16, и приказа об актуализации от 28.11.2016 N 6379, лицензия N 00611 ТЭ прошла актуализацию, внесены изменения в бланк лицензии и ее неотъемлемые составные части, которые изложены в редакции в соответствии с приложениями на 18 листах. Изменения к лицензии N 00611 ТЭ зарегистрированы в департаменте 15.12.2016.
Общество обратилось в департамент с заявлением от 04.09.2018 N 2509 о продлении срока действия лицензии N 00611 ТЭ до 01.10.2038.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, оформленном протоколом от 28.09.2018 N 61-18, департаменту рекомендовано отказать обществу во внесении изменений в лицензию N 00611 ТЭ ввиду следующего: в приложениях к заявке общества отсутствует справка федерального фонда геологической информации об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр; нарушена статья 23.2 Закона о недрах о разработке месторождений на основании утвержденных технических проектов; не представлен проект разработки Южного участка Герпегежского месторождения бентонитовых глин на утвержденные запасы (протокол утверждения от 17.08.1998 N 52) в количестве 1 535 тыс. тонн.
Уведомлением от 10.10.2018 N 01-08-08/358 департамент известил общество об отказе в продлении лицензии N 00611 ТЭ, приложив копию протокола от 28.09.2018 N 61-81.
Приказом департамента от 30.10.2018 N 215 прекращено право пользования участками недр по лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах истечение срока действия лицензии является основанием для прекращения права пользования недрами. В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 22.03.2012 N 412-О-О).
В части 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрена возможность продления срока пользования участком недр по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Иные условия, препятствующие продлению срока лицензии, законодатель не установил.
В соответствии с пунктом 43 Административного регламента исполнение Роснедрами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в т. ч. рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовку и направление материалов в комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами.
Пунктом 39 Административного регламента установлено, что к заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы: 1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в т. ч. графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта; 2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде); 3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке; 4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр; 5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления), или информация о том, что указанные проверки за последние три года не проводились; 6) справка налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами; 7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геолого-разведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр; 8) доверенность в случае, если заявка подписана не руководителем заявителя; 9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 39 Административного регламента к заявке на продление срока действия лицензии N 00611 ТЭ общество приложило все необходимые документы, которые свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны общества при пользовании участком недр по данной лицензии, а именно: справку Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кабардино-Балкарской Республике N 2301 об отсутствии у общества задолженности по уплате налогов и платежей по состоянию на 11.09.2018; справку территориального отдела геологической информации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - ТФГИ по КБР) от 04.09.2018 N 252 об отсутствии у общества задолженности перед ТФГИ по КБР по предоставлению отчетов по завершенным работам в рамках лицензии N 00611 ТЭ по состоянию на сентябрь 2018 года; справку Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике от 13.09.2018 N 03-11/2256, в которой указано, что за последние три года контрольно-надзорные мероприятия, включая проверки соблюдения требований законодательства о недрах, по лицензии N 0611 ТЭ в отношении общества не проводились.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение подпункта 7 статьи 39 Административного регламента общество не представило справку федерального фонда геологической информации об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на спорном участке недр; в справке ТФГИ по КБР от 04.09.2018 N 252 отсутствует информация по федеральному геологическому фонду.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что представление документов с нарушением требований пункта 39 Административного регламента является основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию (пункт 41 Административного регламента).
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы общества о том, что подпунктом 7 статьи 39 Административного регламента предусмотрено представление заявителем только одной справки (справки федерального или территориального фонда геологической информации об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр), а также об отсутствии у общества обязанности по предоставлению отчетности в федеральный фонд геологической информации, правомерно исходя из следующего.
Согласно статье 27 Закона о недрах первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Со дня представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в т. ч. сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).
Согласно пункту 4 Порядка представления геологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2017 N 216 "Об утверждении Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации", пользователь недр по лицензии на пользование недрами является ответственным за представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а также фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с пунктом 9.1 приложения N 1 к лицензии N 00611 ТЭ геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общество представляло отчетность в т. ч. по форме N 5-гр, представив отчетность только в территориальный геологический фонд, что подтвердил и руководитель общества.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество, имеющее лицензию на пользование недрами N 00611 ТЭ, обязано представлять геологическую информацию Российскому федеральному геологическому фонду Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, территориальному геологическому фонду и обязано представить справку об отсутствии задолженности по отчетности как из федерального геологического фонда, так и из территориального геологического фонда.
В части отсутствия утвержденных проектов суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах (в редакции, действующей на момент выдачи лицензии N 00611 ТЭ) после разработки технического проекта необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы, согласование указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды.
Согласно подпунктам 4 - 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила), планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ: вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья. План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ, предусмотренным пунктом 4 Правил. В случае если техническим проектом по разработке месторождений полезных ископаемых предусматривается отработка запасов месторождений полезных ископаемых в срок не более 5 лет, схема развития горных работ составляется на весь период разработки месторождения. Планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и нормативных требований в сфере недропользования.
В соответствии с пунктом 13 Правил заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с разделом 4 годовой формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ЛC "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" за 2017 год уровень добычи глин бентонитовых составил 50 тонн. При этом представленный в материалы дела "Рабочий проект Карьера по добыче бентонитовых глин производительностью 100 тыс. тонн в год (инв. N 58981)" не согласован с Госгортехнадзором России. Доказательства обратного общество не представило.
Суд апелляционной инстанции учел, что в управление представлено заключение от 02.08.1995 о рассмотрении проекта строительства и эксплуатации карьера по добыче бентонитовых глин производительностью 50 тыс. тонн в год в с. Герпегеж; планы развития горных работ по карьеру за 2015 - 2018 годы на согласование не представлялись. Доказательства обратного общество не представило.
Суд апелляционной инстанции критически оценил доводы общества о наличии у него права подготовить технический проект до 15.12.2020, то есть в течение 4 лет со дня регистрации лицензии, в связи с чем общество заключило договор от 20.07.2018 N 6 на проведение работ по внесению изменений в проект по добыче бентонитовых глин от 1997 года в срок с 01.08.2018 по 31.12.2019, указав, что внесение в лицензию условия о проведении работ в сроки, превышающие предельный срок действия лицензии, является ничтожным в части установления сроков после истечения срока действия лицензии. В данном случае общество неправомерно заключило договор на срок до 31.12.2019, поскольку срок окончания действия лицензии - 01.10.2018.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что договор от 20.07.2018 N 6 отсутствовал в числе документов, приложенных к заявлению общества от 04.09.2018 N 2509, представлен лишь при рассмотрении дела в суде и не устраняет нарушения, допущенные обществом.
Приказ департамента от 30.10.2018 N 215 о прекращении права пользования участками недр по лицензии серии НАЛ N 00611 ТЭ принят уполномоченным органом на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр (протокол от 28.09.2018 N 61-81) об отсутствии оснований для продления лицензии.
Суд апелляционной инстанции учел, что в нарушение Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.11.2017 N 461, пункта 35 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Министром природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31.12.1997 N 58) и действовавшей в спорный период, с октября 2006 года общество осуществляет пользование недрами без горноотводной документации.
Исходя из совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности отказа департамента в продлении срока действия лицензии и отказал обществу в удовлетворении требований.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А63-1873/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам 4 - 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила), планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ: вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья. План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ, предусмотренным пунктом 4 Правил. В случае если техническим проектом по разработке месторождений полезных ископаемых предусматривается отработка запасов месторождений полезных ископаемых в срок не более 5 лет, схема развития горных работ составляется на весь период разработки месторождения. Планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и нормативных требований в сфере недропользования.
...
Суд апелляционной инстанции учел, что в нарушение Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.11.2017 N 461, пункта 35 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Министром природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31.12.1997 N 58) и действовавшей в спорный период, с октября 2006 года общество осуществляет пользование недрами без горноотводной документации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2020 г. N Ф08-3652/20 по делу N А63-1873/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3652/20
05.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4057/19
24.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1873/19
12.02.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1873/19