г. Краснодар |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А53-13396/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества пассажирских перевозок (ИНН 6111007027, ОГРН 1026100956100), ответчика - муниципального казенного учреждения Зерноградского района "Управление архитектуры строительства и муниципального хозяйства" (ИНН 6111013528, ОГРН 1166196080742), третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Экспрессервис", общества с ограниченной ответственностью "Юг-Транс-Сервис", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества пассажирских перевозок на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А53-13396/2019, установил следующее.
АО пассажирских перевозок (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МКУ Зерноградского района "Управление архитектуры строительства и муниципального хозяйства" (далее - учреждение) о признании незаконными действий заказчика и организатора при подведении итогов конкурса, недействительными результатов конкурса, недействительным договора от 22.02.2019 N 04-19, заключенного по результатам конкурса, и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Экспрессервис" и ООО "Юг-Транс-Сервис".
Решением от 16.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.11.2019, в удовлетворении иска отказано. Суды указали, что процедура организации и проведения конкурса учреждением соблюдена, указанные в документации условия не ограничивают количество потенциальных участников торгов.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, при оценке заявок участников конкурса конкурсная комиссия допустила нарушение условий конкурсной документации, не начислив обществу 100 баллов за два автобуса, находящихся у истца на праве собственности. Кроме того, ООО "Экспрессервис" приступило к обслуживанию муниципальных маршрутов на следующий день после заключения контракта транспортными средствами, не соответствующими указанным в заявке на участие в конкурсе, что свидетельствует о неисполнении учреждением обязанности заказчика перед заключением контракта на право осуществления пассажирских перевозок проверить у победителя конкурса наличие транспортных средств, предусмотренных в заявке.
Отзыв на жалобу не поступил.
Определением суда кассационной инстанции от 19.03.2020 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 16.04.2020 на 16 часов 30 минут.
Определением от 28.04.2020 суд округа изменил дату и время назначенного на нерабочий день судебного заседания, в связи с чем рассмотрение жалобы общества назначено на 19.05.2020 в 15 часов 00 минут.
От сторон в суд округа поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. В ходатайстве представитель ответчика выразил несогласие с доводами кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 30.11.2018 учреждение разместило извещение N 0158600000318000069 о проведении открытого аукциона с объектом закупки "Осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Зерноградского района".
Дата и время начала подачи заявок - 30.11.2018 (17 часов 00 минут), дата и время окончания подачи заявок - 21.12.2018 (14 часов 30 минут).
На участие в закупке поданы три заявки: общества, ООО "Экспрессервис" и ООО "Юг-Транс-Сервис".
По итогам рассмотрения заявок победителем признано ООО "Экспрессервис".
Полагая, что действия учреждения по оценке заявок участников конкурса являлись незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что нарушения, на которые указывает истец, не могут быть признаны существенными и влекущими признание конкурса недействительным.
Суды установили, что закупка на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Зерноградского района проведена учреждением на основании извещения N 0158600000318000069.
Конкурсной документацией утверждено предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (часть 2).
Приложением N 3 к конкурсной документации утверждена шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Зерноградского района.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 21.12.2018 все участники (общество, ООО "Экспрессервис" и ООО "Юг-Транс-Сервис") соответствовали требованиям конкурсной документации и представили вторые части предложений.
Протокол от 21.12.2018 размещен учреждением в свободном доступе и не оспаривался участниками закупки.
Согласно документации закупки ответчик установил требования к характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых на маршруте: вид транспортного средства - автобус; класс транспортного средства - М2 (от 18 мест); количество транспортных средств с учетом резерва - 20; экологические характеристики транспортных средств (транспортные средства, работающие на электродвигателе, газовом топливе, топливе Евро 5, Евро 4, ниже Евро 4) - информацию представляет перевозчик.
Оценка заявок на участие в конкурсе осуществлялась на основании критериев, указанных в приложении N 3 конкурсной документации.
Каждой заявке после рассмотрения и оценки присвоены баллы. По итогам рассмотрения заявок победителем признано ООО "Экспрессервис".
Заявка ООО "Экспрессервис" содержала данные о том, что все транспортные средства находятся в пользовании на основании договора аренды (2018 года выпуска - 1, 2017 года выпуска - 12, 2016 года выпуска - 6, 2014 года выпуска - 1), 16 единиц транспортных средств имеют газовый двигатель, 1 имеет низкий пол для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, 4 транспортных средства имеют багажное отделение, 4 единицы транспортных средств имеют в наличии систему кондиционирования воздуха, 17 транспортных средств отвечают экологическому показателю Евро 4 и 3 отвечают экологическому показателю выше Евро 4, 4 имеют двигатели бензиновый или дизельный.
Заявка ООО "Юг-Транс-Сервис" содержала данные о том, что все транспортные средства находятся в пользовании на основании договора аренды (2014 года выпуска - 1, 2013 года выпуска - 10, 2012 года выпуска - 1, 2011 года выпуска - 3, 2006 - 2010 годов выпуска - 4 и 2001 - 2005 годов выпуска - 1). 1 транспортное средство имеет багажное отделение, 4 единицы транспортных средств имеют в наличии систему кондиционирования воздуха, все 20 единиц транспортных средств отвечают экологическому показателю Евро 4 и имеют двигатели бензиновый или дизельный.
Заявка общества содержала данные о том, что 2 транспортных средства находятся в собственности и 18 в пользовании на основании договора аренды (2014 года выпуска - 2, 2012 года выпуска - 1, 2006 - 2010 годов выпуска - 3, 2001 - 2005 годов выпуска - 1, 1996 - 2000 годов выпуска - 2, 1990 - 1995 годов выпуска - 5 и ранее 1990 года выпуска - 6). 20 транспортных средств имеют багажное отделение, 1 имеет низкий пол для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, 14 единиц транспортных средств имеют в наличии систему кондиционирования воздуха, все 20 единиц транспортных средств имеют двигатели бензиновый или дизельный. При этом 2 транспортных средства не отвечают экологическому показателю, 8 отвечают экологическому показателю Евро 2, 6 - экологическому показателю Евро 3, 2 - экологическому показателю Евро 4 и 2 - экологическому показателю выше Евро 4.
Таким образом, заявки участников конкурса оценены конкурсной комиссией по всем критериям в соответствии с конкурсной документацией. Оснований для иной оценки заявки общества у конкурсной комиссии не имелось.
Установив совокупность указанных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что процедура организации и проведения оспариваемых результатов конкурса учреждением соблюдена, указанные в документации условия не ограничивают количество потенциальных участников торгов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении закупки на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Зерноградского района и о признании недействительными результатов конкурса отсутствовали.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным контракта от 22.02.2019 N 04-19, заключенного по результатам торгов, и о применении последствий недействительности сделки, суды указали, что общество в заявлении в качестве обоснования требования ссылается на то, что по состоянию на 18.04.2019 на муниципальных маршрутах Зерноградского района, обслуживаемых ООО "Экспрессервис", не работает ни один автобус с газовым двигателем из шестнадцати, которые указаны в конкурсной заявке. В этой связи общество считает, что у учреждения имеются основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем требования общества фактически указывают на признаки возможного ненадлежащего исполнения ООО "Экспрессервис" контракта.
Указание на то, какие именно права истца и каким образом такие права будут восстановлены вследствие признания контракта недействительным, в требовании истца отсутствует.
Довод общества о том, что ответчик не проверил наличие транспортных средств у ООО "Экспрессервис", является необоснованным и противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что жалоба общества рассмотрена УФАС по Ростовской области; оценивался в том числе довод истца о том, что комиссия заказчика провела оценку участников без проверки сведений, предоставленных ими в составе заявок. Решением УФАС по Ростовской области от 16.01.2019 N 581/03 жалоба признана необоснованной.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А53-13396/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2020 г. N Ф08-1056/20 по делу N А53-13396/2019