г. Краснодар |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А63-13924/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Сапожонковым Н.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края (судья Ващенко А.А.), от истца - прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745) - Беланова В.В. (служебное удостоверение), в отсутствие ответчиков: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сердюкова Сергея Викторовича (ИНН 261500227206, ОГРНИП 312265118700276), администрации Новоалександровского городского округа (ИНН 2615016231, ОГРН 1172651023643) и третьего лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Новоалександровского городского округа на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А63-13924/2019, установил следующее.
Прокуратура Ставропольского края (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд к администрации Новоалександровского городского округа (далее - администрация), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сердюкову Сергею Викторовичу (далее - глава хозяйства) с исковым заявлением, в котором просила:
- признать договор от 11.05.2018 N 21, заключенный между администрацией и главой хозяйства о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:040204:203, площадью 10 тыс. кв. м, адрес: Ставропольский край, Новоалександровский район, северо-восточная часть города Новоалександровска, недействительной (ничтожной) сделкой;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, возложив на главу хозяйства обязанность по возврату администрации по акту приема-передачи земельного участка в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения.
Иск основан на положениях статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 39.1, 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Требования мотивированы несоблюдением органом местного самоуправления при совершении договора аренды требований закона о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения с нарушением публичных (конкурентных) процедур. Совершение ответчиками оспариваемой прокуратурой арендной сделки повлекло нарушение прав (интересов) публично-правового образования и неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении спорной земли.
Определением от 16.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020, иск удовлетворен. Признан недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды от 11.05.2018 N 21. На главу хозяйства возложена обязанность по возврату администрации по акту приема-передачи земельного участка в течение 10 суток со дня вступления в законную силу решения. Из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) исключена запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 договором аренды от 11.05.2018 N 21.
Суды установили, что глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 28.02.2018 N 1715 об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного использования и предварительном согласовании предоставления данного участка в аренду без проведения торгов на срок 5 лет. Заявление обосновано ссылками на положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. К заявлению глава хозяйства приложил копии документов, подтверждающих его регистрацию в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Также приложены копии документов, подтверждающих, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (соглашение от 16.11.2017 N 126/17 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы, заключенное с министерством сельского хозяйства Ставропольского края, сертификат на получение гранта на развитие животноводческой фермы). Администрацией принято постановление от 22.03.2018 N 471 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10 тыс. кв. м индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сердюкову Сергею Викторовичу". Глава хозяйства провел кадастровые работы по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой его расположения на кадастровом плане территории и осуществил мероприятия по государственному кадастровому учету испрашиваемого участка. На государственный кадастровый учет 11.04.2018 поставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:040204:203, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.08.2019 N КУВИ104/2019-97229. Глава хозяйства 20.04.2018 обратился в администрацию с заявлением N 3426 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 сроком на 5 лет без проведения торгов как участнику государственной программы развития семейной животноводческой фермы. Заявление подано на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, к нему приложены копии сведений об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении испрашиваемого участка. Администрация и глава хозяйства 11.05.2018 заключили договор N 21 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 без проведения торгов сроком на 5 лет (с 11.05.2018 по 10.05.2023). Договор аренды от 11.05.2018 N 21 в ЕГРН зарегистрирован 25.05.2018. По результатам проведенной проверки исполнения федерального законодательства при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора аренды от 11.05.2018 N 21 недействительной (ничтожной) сделкой, а также просила применить последствия ее недействительности. Истец полагает, что названная сделка совершена ответчиками с нарушением предусмотренной земельным законодательством публичной процедуры предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьей 166 - 168 Гражданского кодекса, статей 39.1, 39.6, 39.18 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Суды установили, что после поступления заявления главы хозяйства о передаче в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:040204:203 администрация не обеспечила опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса. Данная обязанность должна быть исполнена уполномоченным муниципальным органом в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления заявления от лица, заинтересованного в предоставлении в аренду земельного участка. Однако орган местного самоуправления извещение о предстоящем предоставлении главе хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 ни в печатном издании, ни на официальном сайте администрации, ни на сайте torgi.gov.ru не размещал. В результате допущенных нарушений земельного законодательства существенно сужен круг лиц, которые могли претендовать на получение в аренду спорного земельного участка. Признав, что при заключении договора аренды от 11.05.2018 N 21 земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 не соблюдены требования действующего земельного законодательства, судебные инстанции удовлетворили исковые требования прокуратуры. Довод администрации о том, что оспариваемый прокуратурой договор аренды заключен с главой хозяйства без проведения торгов в соответствии с требованиями абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (как с участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства), судами отклонен. По смыслу норм статьи 39.18 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ после обращения главы хозяйства с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду администрация обязана была обеспечить опубликование (размещение на официальном сайте) извещения о предоставлении такого участка для заявленных целей. Испрашиваемый в аренду земельный участок мог быть предоставлен главе хозяйства без торгов только в том случае, если после опубликования и размещения на официальном сайте администрации извещения о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств не поступили заявления о намерении участвовать в аукционе. Государственная пошлина распределена по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. Судами сделан ошибочный вывод о предоставлении главе хозяйства в аренду испрашиваемого земельного участка с нарушением норм земельного законодательства. По смыслу абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка в данном случае не требуется, поскольку заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. На дату поступления в администрацию заявления главы хозяйства в органе местного самоуправления отсутствовали заявления от иных лиц, заинтересованных в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. В связи с этим администрация рассматривала заявление главы хозяйства в соответствии со статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса. За период с 28.02.2018 (дата подачи первого заявления) по 20.04.2018 (дата подачи второго заявления) в администрацию не поступали заявления иных лиц о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203. Позиция прокуратуры о необходимости применения к спорным правоотношениям порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса, применима к подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Однако на данное законоположение администрация при предоставлении земельного участка и заключении с главой хозяйства договора аренды не ссылалась. Исходя из буквального содержания норм пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, к оспариваемому прокуратурой договору аренды от 11.05.2018 N 21 нормы статьи 39.18 Земельного кодекса неприменимы.
Прокуратура в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Истец ссылается на общие принципы земельного законодательства, буквальное содержание пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса. Прокуратура полагает, что возможность предоставления главе хозяйства земельного участка в аренду без торгов связана с отсутствием заявлений от иных лиц, заинтересованных в предоставлении такого земельного участка. При этом ни положения Земельного кодекса, ни нормы Закона N 101-ФЗ, не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса, то есть путем опубликования извещения о предстоящем предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов обратившемуся с заявлением лицу возможно лишь в том случае, если после опубликования и размещения извещения от иных заинтересованных лиц не поступили заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого участка. Администрация не учитывает, что правом на предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов могут обладать сразу несколько лиц по одним и тем же либо по различным основаниям, указанным в Земельном кодексе и в Законе N 101-ФЗ.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
На основании статьи 153.1 Кодекса заседание суда кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края.
В судебном заседании представитель прокуратуры, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, осуществляющий организацию видеоконференц-связи) не обеспечили.
Неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 284 Кодекса).
От управления Росреестра в арбитражный суд, обеспечивающий организацию видеоконференц-связи, поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя кассационной жалобы администрации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя прокуратуры, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 28.02.2018 N 1715 об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного использования и предварительном согласовании предоставления данного участка в аренду без проведения торгов на срок 5 лет. Заявление обосновано ссылками на положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. К заявлению глава хозяйства приложил копии документов, подтверждающих его регистрацию в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Также приложены копии документов, подтверждающих, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (соглашение от 16.11.2017 N 126/17 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы, заключенное с министерством сельского хозяйства Ставропольского края, сертификат на получение гранта на развитие животноводческой фермы).
Администрацией принято постановление от 22.03.2018 N 471 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10 тыс. кв. м индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сердюкову Сергею Викторовичу".
Глава хозяйства провел кадастровые работы по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой его расположения на кадастровом плане территории и осуществил мероприятия по государственному кадастровому учету испрашиваемого участка. На государственный кадастровый учет 11.04.2018 поставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:040204:203, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.08.2019 N КУВИ104/2019-97229.
Глава хозяйства 20.04.2018 обратился в администрацию с заявлением N 3426 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 сроком на 5 лет без проведения торгов как участнику государственной программы развития семейной животноводческой фермы. Заявление подано на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, к нему приложены копии сведений об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении испрашиваемого участка.
Администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) 11.05.2018 заключили договор N 21 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 без проведения торгов сроком на 5 лет (с 11.05.2018 по 10.05.2023). Договор аренды от 11.05.2018 N 21 в ЕГРН зарегистрирован 25.05.2018.
По результатам проведенной проверки исполнения федерального законодательства при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора аренды от 11.05.2018 N 21 недействительной (ничтожной) сделкой, а также просила применить последствия ее недействительности. Истец полагает, что оспариваемая сделка совершена ответчиками с нарушением предусмотренной земельным законодательством публичной процедуры предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно Закону Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - постановление от 23.03.2012 N 15) разъяснено следующее. В силу пункта 3 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статей 52 Кодекса.
В силу абзацев третьего и четвертого части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Прокурор полагает, что при заключении договора аренды от 11.05.2018 N 21 не соблюдены требования земельного законодательства, что повлекло нарушение прав публично-правового образования и интересов третьих (неопределенного круга) лиц.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Статья 168 Гражданского кодекса определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
В пунктах 74, 75 и 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:
- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокуратуры. Суды установили, что договор аренды заключен с главой хозяйства без проведения торгов на основании абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. При этом уполномоченный муниципальный орган не обеспечил опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса. Признав процедуру предоставления в аренду спорного земельного участка не соблюденной, что повлекло нарушение прав (интересов) неограниченного круга лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о ничтожности договора от 11.05.2018 N 21 и применили последствия недействительности арендной сделки в виде возложения на главу хозяйства обязанности по возврату земельного участка. Суды также исключили из ЕГРН запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 26:04:040204:203 договором аренды от 11.05.2018 N 21.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности договора аренды от 11.05.2018 N 21, заключенного с главой хозяйства (участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) без проведения торгов в соответствии с положениями абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Данные доводы подлежат отклонению окружным судом как основанные на ошибочном понимании (толковании) подателем жалобы норм земельного законодательства. Пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ действительно предусматривает возможность предоставления в аренду без проведения торгов (на срок до пяти лет) участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем, возможность предоставления такого земельного участка без проведения торгов главе хозяйства обусловлена отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного участка для указанных целей (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ). О предстоящем предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду без проведения торгов иные заинтересованные лица могут узнать только из своевременно опубликованного (размещенного на официальном сайте) уполномоченным органом извещения в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, он позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления конкретного земельного участка лицу, обратившемуся за его предоставлением. Однако договор аренды от 11.05.2018 N 21 заключен ответчиками без предварительного информирования администрацией иных заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельного участка главе хозяйства, то есть с нарушением публичных процедур и прав (интересов) неограниченного круга лиц. Поэтому данный договор правомерно признан судами первой и апелляционной инстанций ничтожной сделкой с применением последствий ее недействительности.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления исходя из доводов кассационной жалобы администрации. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А63-13924/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности договора аренды от 11.05.2018 N 21, заключенного с главой хозяйства (участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) без проведения торгов в соответствии с положениями абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Данные доводы подлежат отклонению окружным судом как основанные на ошибочном понимании (толковании) подателем жалобы норм земельного законодательства. Пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ действительно предусматривает возможность предоставления в аренду без проведения торгов (на срок до пяти лет) участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем, возможность предоставления такого земельного участка без проведения торгов главе хозяйства обусловлена отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного участка для указанных целей (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ). О предстоящем предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду без проведения торгов иные заинтересованные лица могут узнать только из своевременно опубликованного (размещенного на официальном сайте) уполномоченным органом извещения в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, он позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления конкретного земельного участка лицу, обратившемуся за его предоставлением. Однако договор аренды от 11.05.2018 N 21 заключен ответчиками без предварительного информирования администрацией иных заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельного участка главе хозяйства, то есть с нарушением публичных процедур и прав (интересов) неограниченного круга лиц. Поэтому данный договор правомерно признан судами первой и апелляционной инстанций ничтожной сделкой с применением последствий ее недействительности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2020 г. N Ф08-3723/20 по делу N А63-13924/2019