• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2020 г. N Ф08-3723/20 по делу N А63-13924/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности договора аренды от 11.05.2018 N 21, заключенного с главой хозяйства (участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) без проведения торгов в соответствии с положениями абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Данные доводы подлежат отклонению окружным судом как основанные на ошибочном понимании (толковании) подателем жалобы норм земельного законодательства. Пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ действительно предусматривает возможность предоставления в аренду без проведения торгов (на срок до пяти лет) участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем, возможность предоставления такого земельного участка без проведения торгов главе хозяйства обусловлена отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного участка для указанных целей (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ). О предстоящем предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду без проведения торгов иные заинтересованные лица могут узнать только из своевременно опубликованного (размещенного на официальном сайте) уполномоченным органом извещения в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, он позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления конкретного земельного участка лицу, обратившемуся за его предоставлением. Однако договор аренды от 11.05.2018 N 21 заключен ответчиками без предварительного информирования администрацией иных заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельного участка главе хозяйства, то есть с нарушением публичных процедур и прав (интересов) неограниченного круга лиц. Поэтому данный договор правомерно признан судами первой и апелляционной инстанций ничтожной сделкой с применением последствий ее недействительности."