г. Краснодар |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А15-2640/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А15-2640/2017, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2017 по делу N 10801000-1431/2016 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2020, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на железнодорожную станцию Дербент 29.12.2016 прибыл вагон N 87422473 по железнодорожной накладной N 00140809, следующий из Турецкой Республики.
Общество, являющееся перевозчиком товара, в том числе свежих томатов, представило на таможенный пост "ЖДПП "Дербент"" железнодорожную накладную N 00140809, фитосанитарный сертификат N201726, согласно которым страной происхождения перевозимых обществом товаров являлась Турецкая Республика. Отправитель груза - "AG Transport and Development Ltd", Турецкая Республика, получатель груза "Individual Entreprenev Malaxov V.V.", Республика Казахстан.
Установив, что свежие томаты (далее - товар) запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, таможня проставила на железнодорожной накладной отметку "Ввоз запрещен. Подлежит возврату. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1296".
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления таможней в отношении общества протокола об административном правонарушении от 28.02.2017 N 10801000-1431/2017 и вынесения постановления от 13.04.2017 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Пунктом 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в спорный период (далее - Кодекс), установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - участников Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено данным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Кодекса запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - участников Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза.
В силу подпункта 31 пункта 1 статьи 4 Кодекса таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 152 Кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - участников Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктом 2 статьи 159 Кодекса установлено, что, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 215 Кодекса таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента N 583) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза).
Из содержания Перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 01.01.2016 к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1296 (далее - Перечень), следует, что свежие или охлажденные томаты включены в данный перечень (код ТН ВЭД 0702 00 000).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 391) ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.
В силу пункта 2 Указа Президента N 391 в редакции, действовавшей в спорный период, положения данного Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что общество, не являясь декларантом спорной продукции, осуществляло перевозку товара, который направлялся из Турецкой Республики перевалкой со станции Поти транзитом через Республику Азербайджан на станцию Атырау Республики Казахстан. Следовательно, в данном случае перевозка товара осуществлялась между двумя иностранными государствами.
При этом на территорию Российской Федерации товар ввозился не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а для помещения под режим таможенного транзита и дальнейшего ввоза на территорию Республики Казахстан.
При вынесении судебных актов суды также установили, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком представлены все необходимые документы, подтверждающие происхождение и качество товара.
Доводы о наличии сомнений в подлинности указанных документов либо о том, что спорная продукция будет выпущена в обращение на территории Российской Федерации, таможенным органом не заявлялись.
Таким образом, поскольку в данном случае товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозился в иную страну, то в отношении спорной продукции не подлежали применению положения Указа Президента N 583, а также Перечня.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 308-КГ17-18200, от 09.01.2020 N 308-ЭС19-24642.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А15-2640/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 391) ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.
...
Доводы о наличии сомнений в подлинности указанных документов либо о том, что спорная продукция будет выпущена в обращение на территории Российской Федерации, таможенным органом не заявлялись.
Таким образом, поскольку в данном случае товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозился в иную страну, то в отношении спорной продукции не подлежали применению положения Указа Президента N 583, а также Перечня.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 308-КГ17-18200, от 09.01.2020 N 308-ЭС19-24642."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2020 г. N Ф08-3081/20 по делу N А15-2640/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3081/20
04.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2878/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2640/17
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2640/17