Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные направления бюджетной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подходы к формированию характеристик бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика автономного округа в области доходов формируется исходя из текущей ситуации в экономике и определяет среднесрочные цели, направленные на рост доходного потенциала и обеспечение финансовой стабильности автономного округа.
Постепенное восстановление деловой активности и адаптация экономики к текущим вызовам оказывают позитивное влияние на исполнение доходной части бюджета автономного округа в 2023 году и создают условия для наращивания доходной базы в предстоящей трехлетке.
Положительная динамика поступлений способствует формированию доходов в большем объеме, чем было предусмотрено при утверждении бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
В целях достижения позитивного сценария исполнения доходной части бюджета автономного округа, а также для создания финансового задела в предстоящем бюджетном цикле будет продолжена работа по следующим направлениям:
повышение качества прогноза показателей доходов, закладываемых при формировании бюджета автономного округа;
расширение налоговой базы; реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов, направленных на диверсификацию экономики региона и создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
переход к цифровизации системы администрирования и прогнозирования доходов бюджета; автоматизация процесса планирования доходов бюджета и создание единого информационного пространства для финансовых органов и главных администраторов доходов бюджетов;
совершенствование управления дебиторской задолженностью по доходам: определение главными администраторами доходов порядка действия подведомственных администраторов доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет на всех этапах работы с дебиторской задолженностью, начиная с момента истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет и заканчивая мероприятиями по ее принудительному взысканию; установление администраторами доходов бюджета регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, разработанного в соответствии с общими требованиями к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 года N 172н;
мониторинг налоговых платежей, уплачиваемых крупными организациями с целью прогнозирования налоговых поступлений;
стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к увеличению налоговых доходов на своих территориях путем предоставления поощрительных грантов;
совершенствование процесса предоставления и состава оперативной информации об уплате налогов и сборов, формируемой налоговыми органами в составе единого налогового платежа.
Основными приоритетами бюджетной политики автономного округа в области расходов являются достижение национальных целей развития и приоритетов социально-экономического развития автономного округа, концентрации средств на решении задач, обозначенных указами N 204, N 474 и посланием Президента Российской Федерации.
Для формирования расходов бюджета автономного округа на 2024 - 2026 годы в качестве базовых приняты расходы, утвержденные Законом автономного округа от 24 ноября 2022 года N 132-оз "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее - Закон N 132-оз), без учета федеральных средств и замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Расходы бюджета автономного округа на 2026 год сформированы на уровне утвержденных Законом N 132-оз на 2025 год.
При расчете базовых предельных объемов расходов бюджета автономного округа на 2024 - 2026 годы учтены следующие факторы:
увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение социальных выплат, размер которых определяется от величины прожиточного минимума;
индексация с 1 января 2024 года на 4% отдельных мер социальной поддержки, относящихся к публичным и публичным нормативным обязательствам, расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами по их ремонту, расходов на организацию отдыха и оздоровления в части нормативов, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 27 января 2010 года N 21-п "О порядке организации отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
индексация с 1 января 2024 года на 4% расходов на питание в учреждениях социальной сферы и нормативов на питание в образовательных организациях;
индексация с 1 сентября 2024 года на 4% расходов стипендиального фонда обучающихся (студентов) в государственных, федеральных и частных учреждениях высшего и профессионального образования автономного округа;
индексация с 1 октября 2024 года на 4% фонда оплаты труда работников государственных учреждений, не учтенных в указах N 597, N 761, N 1688;
изменение численности контингента и получателей мер социальной поддержки;
изменение показателей, учитываемых в методиках предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа.
На 2025 - 2026 годы перечисленные параметры индексации учтены на уровне 2024 года, включая их пересчет на полный год.
В расчете фонда оплаты труда по категориям работников, подпадающих под указы N 597, N 761, N 1688, учтено прогнозное значение показателя "среднемесячный доход от трудовой деятельности" на 2024 год - 92 094 рубля с ростом на 6,3%.
Поддержка семей с детьми, снижение бедности, обеспечение занятости населения, предоставление мер социального обеспечения участникам специальной военной операции и членам их семей, исполнение социально значимых обязательств являются безусловными приоритетами в предстоящем трехлетии.
Ответственные исполнители государственных программ автономного округа продолжат приоритизацию расходов, исходя из необходимости достижения национальных целей развития и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.
В предстоящем трехлетнем периоде продолжится работа по повышению эффективности системы управления в отраслях социальной сферы, привлечению внебюджетных источников финансирования, развитию негосударственного сектора, повышению эффективности использования площадей учреждений социальной сферы.
Расходы на осуществление бюджетных инвестиций сформированы в первую очередь на завершение ранее начатых строительством объектов, на реконструкцию и капитальный ремонт объектов, реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, создание новых школ в соответствии с концессионными соглашениями, локальных объектов для обработки, обезвреживания, размещения отходов, строительство объекта "Мостовой переход через реку Обь в районе города Сургут".
Создание в автономном округе инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК" обеспечит благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности, синхронизации усилий науки, образования и бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований. Основные направления деятельности центра: разработка технологий в области энергетической безопасности, создание передовых инженерных технологий и материалов, адаптированных к условиям Севера и Арктики, а также здоровьесбережение и качество жизни.
В целях создания условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли, формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли жилищно-коммунального хозяйства, повышения комфортности и доступности жилья с 2024 года будут осуществляться мероприятия новой государственной программы автономного округа "Строительство".
На улучшение эпизоотической и эпидемиологической обстановки, повышение уровня биологической безопасности автономного округа направлены мероприятия новой государственной программы автономного округа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия", реализация которой планируется с 2024 года.
Будет продолжена работа по совершенствованию подходов к формированию государственных программ (в том числе их формату и структуре), проведению мониторинга и контроля в целях обеспечения их прямой связи с достижением национальных целей развития и общественных результатов для граждан автономного округа.
Повышению удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных услуг будет способствовать внедрение цифровых технологий и платформенных решений в государственном управлении, оказании мер им поддержки, а также хозяйствующим субъектам, субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям.
Продолжится работа по повышению эффективности предоставления из бюджета автономного округа субсидий юридическим лицам, исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке государственной поддержки приоритетных отраслей экономики, а также по усилению государственного финансового контроля использования этих субсидий.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2024 - 2026 годах будет ориентирована на содействие устойчивости и сбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа, совершенствование межбюджетного регулирования, обеспечение открытости и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов, стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала, эффективному муниципальному управлению.
Как и прежде, объемы "выравнивающих" межбюджетных трансфертов, целью предоставления которых является сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа, проиндексированы в 2024 - 2026 годах на 4,0% соответственно по годам.
Осуществление мероприятий, направленных на оздоровление муниципальных финансов, повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, будет продолжено через заключение с муниципальными образованиями автономного округа соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. С 2024 года в соглашения будет включено дополнительное обязательство муниципального образования автономного округа по недопущению образования задолженности за топливно-энергетические ресурсы (электроэнергия, газ).
В 2024 году продолжится предоставление дотации муниципальным образованиям автономного округа на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. В ее состав включена часть дотации, предоставляемая муниципальным образованиям на частичное обеспечение расходных обязательств, связанных с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе в целях обеспечения достигнутого уровня соотношений оплаты труда отдельных категорий работников, попадающих под действие указов N 597, N 761, N 1688.
В целях совершенствования механизмов межбюджетного регулирования в сфере организации мероприятий по охране окружающей среды с 1 января 2024 года в бюджеты муниципальных образований автономного округа плата за негативное воздействие на окружающую среду будет зачисляться в размере 60% в соответствии с нормативом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Перераспределение платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40% муниципальным образованиям из бюджета автономного округа позволит повысить эффективность использования средств "экологических платежей", сократить сроки реализации мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
В целях осуществления мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, с 2025 года планируется рассмотреть вопрос по установлению дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных образований автономного округа от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджет автономного округа, взамен предоставляемой дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в части расходов на обеспечение повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы.
Кроме того, с 2025 года в целях повышения эффективности предоставления межбюджетных субсидий планируется рассмотреть вопрос о применении единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований автономного округа при распределении субсидий из бюджета автономного округа с учетом уровня бюджетной обеспеченности.
Сохранена грантовая поддержка муниципальных образований автономного округа, стимулирующая органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к повышению качества управления муниципальными финансами, эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, по росту налогового потенциала, вовлечению органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по увеличению числа и легализации самозанятых граждан, созданию комфортного бизнес-климата, наращиванию численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.