г. Краснодар |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А53-35111/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельский век" (ОГРН 1126165006516, ИНН 6165176092), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельский век" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-35111/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельский век" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 09.08.2019 по делу об административном правонарушении N 93/28.3.6/783/288/СЛ/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет пользование недрами со следующим целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на Махинском участке для технологического обеспечения объекта сельского хозяйства на основании лицензии от 30.12.2016 N РСТ 80585 BP (далее - лицензия). Участок недр расположен в 3,5 км к северу от окраины х. Махин Аксайского района Ростовской области.
В Управление государственного экологического надзора 24.07.2019 из Управления недропользования и водных ресурсов Минприроды Ростовской области поступили сведения о нарушении заявителем сроков выполнения мероприятий, предусмотренных условиями пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии (далее - условия пользования недрами).
Так, подпунктом 4.2.1 условий пользования недрами установлено, что срок подготовки и утверждения в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод), получившего положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", составляет не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии. Таким образом, срок для исполнения данного подпункта условий пользования недрами - до 30.12.2017.
Вместе с тем согласно представленным обществом в министерство материалам Проект работ по геологическому изучению недр (поиска и оценки подземных вод) на Махинском участке в Аксайском районе Ростовской области получил положительное заключение экспертизы 14.02.2019, то есть с нарушением установленного срока.
Кроме того, согласно подпункту 4.2.2 условий пользования недрами срок начала проведения геологического изучения недр и (или) разведки подземных вод установлен не позднее двух месяцев с даты утверждения в установленном порядке соответствующего проекта работ, получившего положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в данном случае - 14.02.2019).
Вместе с тем сведения о том, что в установленный срок общество приступило к геологическому изучению в соответствии с утвержденной документацией, заявителем не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления министерством в отношении общества протокола об административном правонарушении от 05.08.2019 N 93/28.3.6/783/288/СЛ/2019 и вынесения постановления от 09.08.2019 по делу об административном правонарушении N 93/28.3.6/783/288/СЛ/2019 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили следующее.
Согласно содержанию письма Администрации Аксайского района от 30.08.2019 N 63.5/2470 в 2018 году водоснабжение в дачном некоммерческом партнерстве "Агро-клуб "Усадьба"" (далее - ДНП "Агро-клуб "Усадьба"") осуществлялось обществом.
Кроме того, согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области от 23.09.2019 N 07-57/9985 в ДНП "Агро-клуб "Усадьба"" имеется централизованное водоснабжение жилых домов с использованием разведочно-эксплуатационной скважины и водонапорной башни общества.
Из материалов дела также следует, что согласно пояснениям граждан, проживающих с 2015 года в ДНП "Агро-клуб "Усадьба"", к сети водоснабжения поселения их участки подключены в декабре 2017 года. К указанному моменту было запущено водоснабжение ДНП "Агро-клуб "Усадьба"" от скважины 1-С, расположенной возле лесозащитной полосы реки Дон, на земельном участке с кадастровым номером N 61:02:0600015:6366.
Исследовав в совокупности представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта пользования обществом недрами в отсутствие технической документации, и, как следствие, об осуществлении заявителем пользования недрами с нарушением установленных лицензией требований, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области пользования недрами, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о нарушении контролирующим органом процедуры привлечения общества к административной ответственности являлись предметом оценки судебных инстанций и не нашли своего подтверждения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-35111/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
...
Исследовав в совокупности представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта пользования обществом недрами в отсутствие технической документации, и, как следствие, об осуществлении заявителем пользования недрами с нарушением установленных лицензией требований, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2020 г. N Ф08-2733/20 по делу N А53-35111/2019