г. Краснодар |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А15-2004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола помощником судьи Смирновым К.Н. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Женское здоровье"" (ИНН 0543015592) - Буттаева А.Ю. (доверенность от 09.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ВТБ Медицинское страхование" (ИНН 9723030797, ОГРН 1177746612581) - Дибирова Р.М. (доверенность от01.01.2020), в отсутствие третьего лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ИНН 0541012412, ОГРН 1020502625428), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Женское здоровье"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А15-2004/2019, установил следующее.
ООО "Медицинский центр "Женское здоровье"" (далее - центр) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ВТБ Медицинское страхование" (далее - общество) о взыскании 1 359 409 рублей 92 копеек долга за оказанные по договору медицинские услуги и 47 722 рублей 28 копеек неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее - фонд).
Решением от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2019, в иске отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований для взыскания задолженности, обусловленных нарушением центром обязательств по договору.
В кассационной жалобе центр просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Центр считает необоснованным вывод судов о согласовании сторонами применения к спорным правоотношениям тарифного соглашения от 15.12.2017 на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) на территории Республики Дагестан. Выставление истцом оплаты на основании тарифного соглашения от 15.12.2017 не свидетельствует о согласовании применения условий неоплаты и неполной оплаты услуг и штрафов за предоставление услуг ненадлежащего качества. Стороны, по мнению заявителя, должны ежегодно дополнительно подписывать соглашение к договору со ссылкой на действующее тарифное соглашение, принятое на соответствующий год.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу отклонил ее доводы.
В судебном заседании представитель центра поддержал доводы жалобы, представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав названных лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, центр (медицинская организация) и общество (страховая медицинская организация) заключили договор от 31.12.2014 N 168, по которому центр обязался оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС, а общество - оплатить медицинскую помощь.
Центром в 2018 году застрахованному населению в рамках территориальной программы ОМС оказана медицинская помощь на сумму 17 459 011 рублей 57 копеек, которая оплачена обществом на 16 099 601 рубль 65 копеек.
Претензия центра с требованием погасить задолженность оставлена обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 9 Закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
По смыслу пункта 7 статьи 14, статьи 37 Закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в названной сфере реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору о финансовом обеспечении ОМС медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой страхования (пункт 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 110 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила обязательного медицинского страхования), оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным названными Правилами.
В соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Статьей 41 Закона N 326-ФЗ установлено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с данной статьей, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Суды исходили из того, что актами медико-экономических экспертиз установлены факты нарушения центром обязательств по договору (5912 нарушений), наличие которых им не оспаривалось.
Истолковав положения пункта 2.2 договора от 31.12.2014 N 168 по правилам статьи 431 ГК РФ, суды пришли к выводу о том, что договором предусмотрено право общества не оплачивать или не полностью оплачивать затраты организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств и (или) уплаты организацией штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении, в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326.
Довод заявителя о необоснованном применении к правоотношениям сторон условий тарифного соглашения от 15.12.2017, в том числе в части ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества, являлся предметом рассмотрения и, получив правовую оценку, отклонен. Суды правомерно указали на обязательность для всех участников программы ОМС условий принимаемого в установленном порядке тарифного соглашения (статья 30 Закона N 326-ФЗ).
Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов судебных инстанций и не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А15-2004/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 41 Закона N 326-ФЗ установлено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с данной статьей, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона.
...
Истолковав положения пункта 2.2 договора от 31.12.2014 N 168 по правилам статьи 431 ГК РФ, суды пришли к выводу о том, что договором предусмотрено право общества не оплачивать или не полностью оплачивать затраты организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств и (или) уплаты организацией штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении, в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326.
Довод заявителя о необоснованном применении к правоотношениям сторон условий тарифного соглашения от 15.12.2017, в том числе в части ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества, являлся предметом рассмотрения и, получив правовую оценку, отклонен. Суды правомерно указали на обязательность для всех участников программы ОМС условий принимаемого в установленном порядке тарифного соглашения (статья 30 Закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2020 г. N Ф08-1522/20 по делу N А15-2004/2019