г. Краснодар |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А32-3649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернухи А.Г. (доверенность от 23.09.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А32-3649/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - терминал) о взыскании 2 482 183 рублей 44 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 решение изменено, размер взыскиваемой суммы уменьшен до 499 865 рублей 02 копеек.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что апелляционный суд не указал, по каким актам общей формы (далее - АОФ) отказано в иске. Возражениям общества судом не дана оценка. Именно от действий ответчика зависела подача вагонов на его пути и только после этого происходила расстановка маневровым локомотивом и маневровой бригадой общества вагонов к местам налива, слива, уборки вагонов с мест налива, слива. Во время слива на 1, 2, 3 эстакадах запрещается выполнять маневровые работы на сливо-наливных путях и подавать следующий состав на свободный путь эстакады до полного окончания слива-налива нефтепродуктов и закрытия клапанов и люков цистерн, следовательно, перевозчик не может осуществлять подачу либо уборку вагонов в случае грузовых операций с опасными грузами на соседнем пути. Ответчиком не оспаривалась взыскиваемая плата на сумму 976 598 рублей 38 копеек.
В отзыве терминал отклонил доводы жалобы.
От терминала поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное введенными в Краснодарском крае карантинными мероприятиями. Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства. В силу подпункта 1 пункта 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" запрет лицам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, перемещаться по территории нескольких муниципальных районов, городских округов Краснодарского края не распространяется на случаи, связанные с целью следования в суд (и обратно к месту проживания или пребывания) в связи с необходимостью явки по вызовам (извещениям) суда по находящемуся в его производстве делу. Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, с 01.12.2016 подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом общества с железнодорожных путей необщего пользования терминала осуществляется по договору от 08.06.2015 N 10/7т с учетом протокола согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 договора пользователь (терминал) оплачивает нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от пользователя.
В феврале - июле 2017 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования терминала простаивали вагоны, прибывшие в его адрес.
Обществом в соответствии со статьями 39 и 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, далее - Правила N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, далее - Правила N 26) составлены АОФ, которые подписаны ответчиком с возражениями.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава истец начислил ответчику плату в сумме 2 482 183 рублей 44 копеек.
Поскольку направленная терминалу в порядке досудебного урегулирования спора претензия от 02.11.2017 N ТЦФТОюс-04/2581 не удовлетворена, общество предъявило иск в суд.
Апелляционный суд, частично удовлетворяя иск, применил положения статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 39, 119 Устава, Правил N 26 и Правил N 45.
По смыслу статьи 39 Устава грузоотправитель и грузополучатель вносят плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от них.
Как правильно указал апелляционный суд, общество должно доказать факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от терминала.
Пунктом 11 договора определены технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки (мазут топочный, дизельное топливо, бензин).
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный М100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
Согласно пункту 12 договора максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет для светлых нефтепродуктов - 300 вагонов, в том числе бензина - 180 вагонов, дизельного топлива - 120 вагонов; мазута топочного М100 в осенне-зимний период - 96 вагонов, в весенне-летний период - 168 вагонов. При наливе бензина перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов-цистерн. Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится в местах погрузки, выгрузки. Время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно передаваемую группу вагонов (пункт 10 договора). Пунктом 9 договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление перевозчику: оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 3-х часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,35 часа при условии нахождения вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, необоснованно не принял во внимание доводы ответчика о запрете выполнять операции по выгрузке при неблагоприятных погодных условиях (скорость ветра достигала 15 м/сек и более).
Вместе с тем согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе в случае наличия обстоятельства непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
В соответствии с пунктом 5.12 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнергетики от 19.06.2003 N 232, запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железной дороге и автоцистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более.
В силу пункта 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2015 N 155н, к работам на высоте относятся, в том числе, работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе при подъеме работника на высоту более 5 м и спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75 градусов. Не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, при грозе и тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ.
Как указал ответчик, в спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов: 15.02.2017 и 23.02.2017 скорость ветра достигала 15 м/с и более, вследствие чего терминал отказывался от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы, извещением об отказе в приеме вагонов и извещениями о снятии отказа.
При изложенных обстоятельствах ввиду действия шквалистого ветра апелляционный суд правомерно признал необоснованным начисление платы за простой вагонов ответчика на путях общего пользования по актам общей формы от 15.02.2017 и 24.02.2017 в размере 4078 рублей 08 копеек.
Как установил суд, в спорный период общество задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, что подтверждается уведомлениями о завершении грузовой операции. Поэтому начисление истцом платы за простой вагонов ответчика на путях общего пользования в размере 49 752 рублей 82 копеек является необоснованным.
Проанализировав графики занятости путей необщего пользования под грузовыми операциями за февраль - июль 2017 года, суд установил, что в то время, когда пути необщего пользования были свободны, истец не подавал вагоны под выгрузку. После выгрузки порожние вагоны своевременно истцом не убирались с путей необщего пользования, в результате чего вагоны с нефтепродуктами скапливались на путях общего пользования. Вместе с тем истцом составлялись акты общей формы о простое вагонов и по ним начислялась плата.
Согласно абзацу 2 пункта 16.9 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика, однако такие отказы со стороны ответчика отсутствовали.
Согласно пункту 3.4 Правил N 26 о времени подачи вагонов перевозчик должен уведомить владельца, пользователя железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за два часа до подачи вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Договором предусмотрено, что уведомление о подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования передается приемосдатчиком-информатором станции Туапсе диспетчеру пользователя по телефонам с записью в книге уведомлений (пункт 6 договора). Форма книги утверждена распоряжением от 01.03.2007 N 333р.
Истец в нарушение пунктов 5, 6 договора о предстоящей подаче вагонов под выгрузку в установленный срок ответчика не уведомлял, доказательств уведомления в материалы дела не представил.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что отсутствие уведомлений о подаче вагонов под выгрузку в спорный период дестабилизировало работу терминала по своевременному приему вагонов на пути необщего пользования, что, в свою очередь, способствовало скоплению вагонов на путях общего пользования. При таких обстоятельствах суд правомерно исключил из расчета истца плату за простой вагонов ответчика на путях общего пользования в размере 1 621 713 рублей 08 копеек.
Кроме того, суд исключил из расчета истца сумму 303 135 рублей 32 копейки, противоречащую уведомлениям о завершении грузовой операции.
Также суд отметил, что акт общей формы от 05.06.2017 на 3639 рублей 12 копеек составлен некорректно: указано, что акт составлен 05.06.2017 в 01 час. 40 мин., а вагоны прибыли 05.06.2017 в 17 час. 59 мин.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности простоя спорных вагонов на путях общего пользования по вине ответчика на общую сумму 1 982 318 рублей 42 копейки и удовлетворил иск на сумму 499 865 рублей 02 копейки. Постановление в части удовлетворения иска ответчик не обжаловал.
Довод общества о признании терминалом большей суммы задолженности противоречит подробному письменному контррасчету терминала (т. 45, л. д. 21 - 30).
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" об отложении судебного заседания отказать.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А32-3649/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд, частично удовлетворяя иск, применил положения статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 39, 119 Устава, Правил N 26 и Правил N 45.
По смыслу статьи 39 Устава грузоотправитель и грузополучатель вносят плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от них."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2020 г. N Ф08-2500/20 по делу N А32-3649/2018