Прокуратура Российской Федерации
и состояние законности в стране
С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.
Вместе с тем анализ статистических и иных данных свидетельствует, что страна с трудом преодолевает многолетнюю полосу правового нигилизма. Несомненное обретение последних лет в правовой сфере - позитивные тенденции, связанные с укреплением федеральных отношений, активизацией деятельности государственных структур по охране правопорядка, совершенствованием законодательной базы реформируемого общества. Однако эти процессы еще не стали необратимыми. Государству и российскому обществу не удалось в полной мере преодолеть последствия экономического, социально-политического и духовно-нравственного кризиса, поразившего страну на начальном этапе радикальных преобразований. По-прежнему острой остается криминогенная ситуация. Немало нарушений допускается в сфере экономики и предпринимательства. Медленно устраняются факты местничества и отступлений от требований Конституции России и федеральных законов региональными и муниципальными структурами. Не везде соблюдаются социальные и конституционные гарантии граждан*(1).
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. К примеру, в течение 2002 года было выявлено почти 285 тыс. нарушений социального законодательства, против 208 тыс. - в 2001 году.
На протяжении ряда лет особенно неблагополучным является положение дел с соблюдением трудовых прав граждан*(2). Пресекая нарушения, только за 2002 год прокуроры опротестовали 25,9 тыс. незаконных приказов, распоряжений и других актов, ущемляющих трудовые права граждан. Ими внесено 28,7 тыс. представлений, возбуждено 621 уголовное дело. С помощью прокуроров нашли законное разрешение 59,8 тыс. гражданских дел о восстановлении на работе. По материалам прокуратуры 18,9 тыс. преступивших закон работодателей привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Немногим лучше ситуация с состоянием условий и охраны труда. В сравнении с 2001 годом количество выявленных прокурорами нарушений законов об охране труда увеличилось на 17,2 процента и достигло 37,5 тысяч. Собственники предприятий и работодатели в погоне за прибылью и по другим причинам часто не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда. Для устранения нарушений законов об охране труда в истекшем году прокурорами внесено 8,2 тыс. представлений, опротестовано более 1560 незаконных нормативных актов, почти 9,7 тыс. виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По фактам преступного нарушения техники безопасности направлено в суд 478 уголовных дел.
По-прежнему медленно меняется ситуация с исполнением законодательства о занятости населения. В 2002 году прокурорами в этой сфере выявлено 6300 нарушений. В течение года опротестовано 285 противозаконных решений и распоряжений, внесено 2000 представлений; 655 должностных лиц, преступивших закон, привлечены к различным видам ответственности.
Все еще велико число нарушений жилищных прав граждан. В 2002 году их выявлено около 22 тысяч. Защищая жилищные права населения, прокуроры за этот период направили в суд 4,4 тыс. исков, внесли почти 2,3 тыс. протестов на незаконные правовые акты.
Незащищенной категорией населения продолжают оставаться пенсионеры. Результаты проверок свидетельствуют, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Распространены случаи непредоставления им жилья, бесплатных лекарств, гарантированного перечня медицинских услуг. В ряде регионов все еще задерживают выплаты пенсий и пособий. Всего же по поводу нарушения прав пенсионеров прокурорами разрешено 15,3 тыс. жалоб и заявлений. Каждое пятое из них оказалось обоснованным.
Все еще не находит должного внимания со стороны государства проблема охраны прав несовершеннолетних. В 2002 году органами прокуратуры выявлено свыше 119,8 тыс. нарушений законов о правах и интересах подростков; они составляют почти половину всех нарушений, выявленных в социальной сфере. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних по материалам прокуратуры более 5,7 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 757 уголовных дел, 6224 человека наказаны в административном порядке.
В 2002 году практически повсеместно отмечалась тенденция роста числа нарушений законов в сфере административной юстиции. В связи с этим надзорная деятельность органов прокуратуры была активизирована. Прокуроры стали уделять особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. За прошедший год прокурорами было выявлено более 106 тыс. нарушений законов (это выше уровня 2001 года), в том числе более 42,3 тыс. незаконных правовых актов, принесено более 39,7 тыс. протестов. В целях устранения допущенных нарушений законов внесено более 13,6 тыс. представлений. По инициативе прокуроров свыше 6,2 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 96 уголовных дел, освобождены сотни лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию.
Только в 2002 году прокурорами рассмотрено и разрешено около 1,2 млн жалоб и обращений граждан. Свыше 371 тыс. из них были связаны с проблемами приватизации, соблюдением жилищного, трудового, земельного и иного законодательства. Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. За прошедший год прокурорами выявлено 21 173 незаконных правовых акта представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации и около 200 тыс. - органов местного самоуправления. По протестам и представлениям прокуроров отменено и изменено около 5000 антиконституционных региональных актов.
Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или принимая участие в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель - всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Важное значение в правозащитной деятельности прокурора придается его участию в рассмотрении дел судами. Президент России В.В. Путин справедливо отметил, что "судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе"*(3). Одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.
Выступая как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов, прокуратура проводит в жизнь воплощенный в законах курс по переустройству общества, выводу страны из кризиса. При этом она способствует взаимодействию законодательной, исполнительной, судебной властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти, заинтересованной в неукоснительном соблюдении законов.
Недооценка роли прокуроров в защите конституционных прав граждан является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в рассмотрении соответствующих дел. Авторы, выступающие за ограничение правозащитной деятельности прокуратуры, обосновывают свои предложения следующими соображениями: защитой прав и свобод человека и гражданина должны заниматься суды, роль которых в жизни нашего общества все более возрастает.
Несомненно, суды играют и должны играть в этом решающую роль. Однако следует отдавать себе отчет в том, что суд не единственное средство такой защиты. Эту задачу решают различные органы и должностные лица. Примечательно, что число обращений в органы прокуратуры, как и раньше, ежегодно превышает в несколько раз число заявлений о защите прав и свобод, направляемых в суд. Такое положение объясняется в немалой степени усложненным порядком и длительностью сроков рассмотрения дел в судах, а также неисполнением во многих случаях судебных решений. Для многих сотен тысяч и даже миллионов граждан судебное разбирательство просто недоступно из-за значительной дороговизны. Таким образом, сегодня прокуратура просто-напросто исправляет некоторые изъяны судебной формы защиты в ходе своей внесудебной деятельности.
С нашей точки зрения, совершенно неправы те, кто считает, что правозащитная деятельность прокуратуры "подменяет право граждан на судью". В демократическом обществе должна быть "многоканальная" система охраны и защиты прав человека. Обращение в суд нельзя признать единственной формой защиты прав и свобод человека и гражданина. Это осознали и во многих европейских странах, где существуют параллельные институты по обеспечению законности и защите прав человека. Отказ от "общего" надзора со стороны прокуратуры в условиях становления новой российской судебной системы (которое завершится не сегодня и не завтра) был бы недальновидным шагом. Скорее уж надо ставить вопрос об упрочении данной функции как одной из форм защиты прав человека и гражданина. Ведь человек может даже не обратиться за защитой своих прав сам, но прокурорские проверки выявят нарушения, и справедливость будет восстановлена.
Нельзя признать обоснованной и попытку ограничить правозащитную деятельность прокуратуры в силу того, что, как отмечают ряд авторов, защита прав граждан в настоящее время возложена на Уполномоченного по правам человека, который и должен заниматься этой проблемой. При этом напрочь забывается то, что Уполномоченный по правам человека не имеет соответствующего аппарата и структур на местах и просто физически не в состоянии решить эту задачу.
Накопленный опыт свидетельствует, что решить многообразные задачи органы российской прокуратуры будут способны, только проведя последовательную работу с кадрами и опираясь на достижения науки.
Что касается работы с кадрами, то не вызывает никакого сомнения, что реализация целей и задач органов прокуратуры по укреплению законности в современных условиях возможна только при наличии кадрового потенциала профессионально подготовленных прокуроров и следователей, обладающих высоким уровнем юридической квалификации, опытом работы, правовой и нравственной культурой.
В последние годы идет процесс стабилизации и обновления кадров органов прокуратуры, предполагающий сочетание опытных и молодых работников.
***
Почему же не умолкают голоса, требующие упразднения основной базовой функции прокуратуры - "общего" надзора?*(4) Обращая свой взор на Запад, наши оппоненты не желают учитывать специфику ситуации в России.
Стратегические просчеты стартового этапа радикальных реформ очевидны. Они привели к демонтажу системы социальной профилактики правонарушений и к разрушению правовой основы государства, законности, к замене ее иллюзорными надеждами на саморегулирующие возможности рынка в укреплении правопорядка. В странах, на опыт которых обычно ссылаются, уже давно создано гражданское общество, сформированы его саморегуляторы, утвердились традиции уважения к закону. Правовой культурой там проникнуты все структуры государственного социального организма. Именно этим объективно обусловлено сужение государственного контроля и надзора.
В России, как известно, ситуация иная. В решении вопросов государственного строительства надо исходить именно из нашей ситуации. В этой связи удивляют постоянные ссылки на так называемые западные стандарты. Ведь известно же, что единых стандартов организации деятельности прокуратуры не существует ни в Европе, ни в мире. Есть лишь разные национальные модели правосудия и прокуратуры. И никому эта разность не мешает.
Если борьбой с преступностью занимается ряд других правоохранительных органов, то надзор за исполнением законов в настоящее время может осуществлять лишь прокуратура. Однако отсутствие четкого конституционного определения статуса, регламентации функций и полномочий прокуратуры создает предпосылки к затянувшимся дискуссиям о ее роли и месте в системе органов государственной власти. Это существенно снижает эффективность деятельности прокуратуры, что нельзя признать терпимым, учитывая состояние законности и правопорядка и распространенный в стране, не исключая властные структуры, правовой нигилизм*(5).
Несмотря на такое положение, российская прокуратура не является застывшим механизмом. За последнее десятилетие она существенно реформирована.
Изменены приоритеты прокурорского надзора. Во главу всей прокурорской деятельности поставлены интересы защиты прав и свобод человека и гражданина. Этому впервые за всю историю прокуратуры посвящена специальная глава Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"*(6). Тотальный характер прежнего "общего" надзора, включая контроль правового поведения граждан, трансформирован в прокурорское вмешательство на основании поступившей информации о нарушении закона.
Законодательно установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Отменена такая форма прокурорского реагирования на нарушения законов, как предписание об их устранении, нередко являвшаяся орудием такого вмешательства.
Упразднено право прокурора приостанавливать действие опротестованного правового акта.
Осуществляется переориентация надзорной деятельности на завершение каждой прокурорской проверки, выявившей нарушения законов, процессуальным решением.
Установлено, что действия и решения прокурора могут быть обжалованы в суд. Под контроль суда поставлены многие властные полномочия в сфере надзора за законностью дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности.
Функция надзора за законностью рассмотрения уголовных дел судами заменена участием в судебном процессе в качестве одной из сторон.
Прокуроры наделены полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ.
В связи с многочисленными фактами противоправных действий, допускаемых судебными приставами, установлено дополнительное полномочие по надзору за законностью их деятельности.
Продолжается интенсивная работа по совершенствованию деятельности органов прокуратуры путем проведения организационно-штатных мероприятий. В прокуратуре, первой из государственных институтов, образованы структуры в федеральных округах, что сделало возможной резкую активизацию работы по формированию единого общероссийского правового пространства.
В последнее время реализованы меры по усилению роли и ответственности среднего звена системы - прокуратур субъектов Российской Федерации. В этих целях в подчинение прокуроров субъектов переданы система транспортных прокуратур и надзор за исполнением законов таможенными органами. Оптимизация структур этих специализированных прокуратур позволила включить их деятельность в общее направление работы по укреплению законности на соответствующей территории.
Изменена организация прокурорского надзора на особо режимных объектах оборонной промышленности и реформирована деятельность прокуратур войсковых частей, которые переданы в непосредственное подчинение прокуроров субъектов Российской Федерации, что обеспечивает единый подход к организации надзора за исполнением законов в целом на территории субъектов без каких-либо изъятий. Проводимые мероприятия позволили улучшить его организацию, высвободить значительное число работников, нередко дублирующих работу соответствующих структур прокуратур субъектов Российской Федерации.
Усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями, повышению оперативности и результативности прокурорского надзора способствовали меры централизации оперативно-следственных подразделений в рамках созданных подразделений - отделов Генеральной прокуратуры в федеральных округах.
Работа по дальнейшему совершенствованию организационных начал в деятельности прокуратуры не исчерпывается упомянутыми мерами, она охватывает и другие направления в целях обеспечения соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
Ежегодно Генеральный прокурор представляет Президенту и палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и, что особенно важно, - о проделанной работе по их укреплению. Этот доклад содержит не только информацию о конкретных мероприятиях, осуществленных прокуратурой за истекший год, но и высвечивает стратегию прокурорского надзора в целом и на отдельных направлениях работы по укреплению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, ставит вопросы, требующие решения на государственном уровне. Систематически на заседаниях палат Федерального Собрания заслушиваются отчеты Генерального прокурора РФ и его заместителей о состоянии законности и правопорядка в стране. Все это в совокупности обеспечивает государственно-правовой контроль деятельности прокуратуры.
Проблема роли и места прокуратуры в государственно-правовом механизме неоднократно рассматривалась законодателем. При этом попытки реформирования ее за счет упразднения или сокращения основных ее функций и полномочий каждый раз твердо отвергались. Более того, четыре года назад сфера их реализации была значительно расширена. Такая позиция законодателя основывается на недопустимости ослабления механизма государственно-правовой защиты населения страны, интересов общества и государства в условиях, когда не решены многие проблемы, связанные с недостаточным обеспечением единого правового поля, низким уровнем законности и правопорядка, коррупцией должностных лиц, нарушениями законности в деятельности правоохранительных органов.
При оценке правозащитной деятельности органов прокуратуры следует учитывать то, что как один из элементов государственного механизма прокуратура не может быть признаком ни демократичности, ни авторитарности государства и его конституционной системы. Дело в другом - прокуратуру нельзя отрывать от условий, в которых она осуществляет свою деятельность, от того, как власть относится к праву и законности.
Возложение на прокуратуру надзора за соблюдением Конституции РФ усиливает ее правозащитную функцию, создает, с одной стороны, реальные гарантии прав и свобод граждан, с другой - обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц.
На современном этапе становления российской государственности, формирования новых явлений социально-правовой жизни, обусловленных курсом на демократизацию общества и всех государственных институтов, приоритетным направлением реформирования и развития прокуратуры является ее открытость и подконтрольность гражданскому обществу, прозрачность ее политики и практических действий. Общественный контроль за деятельностью прокуратуры обогащает прокурорский надзор. Осуществляемый гласно, под контролем общества, он теряет свой архаичный признак келейности (ненужной закрытости) и чрезмерной корпоративности, становится более эффективным, востребованным и воспринимаемым населением.
Вступление России в Совет Европы, признание ею юрисдикции Европейского Суда по правам человека, ратификация ряда конвенций и договоров требуют от нее неукоснительного соблюдения положений Конституции РФ, определившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и вступившие в установленном порядке в силу международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы государства. Приоритетное значение международных договоров и их прямое действие налагают на органы прокуратуры обязанности как по надзору за их соблюдением, так и по осуществлению взаимодействия с компетентными органами сотрудничающих стран по их точному и неуклонному исполнению.
Не вызывает сомнения, что прокуратура Российской Федерации подлежит реформированию, но оно должно протекать в общем русле государственно-правовой реформы. При этом "реформа во имя самих реформ" недопустима. Она должна определяться условиями переживаемого страной периода с учетом реально сложившейся ситуации в сфере обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан, интересов российского общества, государства. Для достижения этих целей предстоит решить задачи совершенствования организации деятельности прокуратуры, создания современной полноценной правовой базы функционирования ее системы, максимального использования положительно зарекомендовавших себя на практике форм, методов и стиля прокурорской деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта, улучшения работы с кадрами, повышения уровня их профессионализма, исполнительской дисциплины и внедрения элементов научной организации труда, укрепления делового взаимодействия с судами, правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества, расширения и углубления взаимовыгодных международных связей, доведения до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения, правовой и социальной защиты работников органов и учреждений прокуратуры.
Таким образом, исходя из реалий современного периода, необходимо ставить вопрос не об ослаблении правозащитного потенциала прокуратуры, а о наиболее эффективном его использовании в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
Эта задача должна решаться путем наиболее полной реализации правовых норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", определяющих компетенцию прокуроров по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства по всем направлениям прокурорского надзора.
В то же время в целях наиболее эффективного исполнения органами прокуратуры правозащитной деятельности необходимо совершенствовать федеральное законодательство, регулирующее деятельность прокуратуры Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом основное внимание следует уделять не вопросам приведения структуры и полномочий российской прокуратуры в соответствие со "стандартами" европейских стран, а вопросам функционального накопления ее деятельности в целях всемерного и эффективного выполнения требований Совета Европы по защите прав человека и гражданина.
В связи с неуклонным возрастанием в последнее время роли прокуратуры все более актуальной становится проблема укрепления ее правового статуса. Это обусловлено тем, что прокуратура оказалась структурой, полномочия и порядок деятельности которой в Конституции РФ никак не обозначены, а это означает, что они могут варьироваться текущим федеральным законодательством. Следовательно, ее статус в сложившейся ситуации нельзя признать достаточно стабильным.
Для упрочения роли и положения прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации следует предпринять ряд конкретных действий.
В Конституции Российской Федерации прокуратуре следует посвятить самостоятельную главу, в общей форме определив назначение прокуратуры, ее место в механизме государственной власти, закрепив ее функции, объекты прокурорского надзора.
Установить в Конституции РФ, что о прокуратуре принимается не федеральный, а федеральный конституционный закон; закрепить в нем главное назначение прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов; обозначить в Конституции принципы организации и деятельности прокуратуры (законность, единство, централизация, независимость, гласность), порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей.
Как неоднократно предлагалось учеными нашего НИИ, определить в Конституции РФ право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также аналогичные полномочия Генерального прокурора к законодательным органам субъектов Федерации.
Предусмотреть в действующей Конституции и в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" право на обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный Суд по всем вопросам соответствия правовых актов Конституции РФ. Подобное предложение не раз высказывалось учеными и прокурорскими работниками-практиками.
Изменить установленный ст.129 Конституции РФ порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации (по согласованию с ее субъектами), так как это ставит прокуроров в прямую зависимость от органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, что противоречит одному из основополагающих принципов прокурорского надзора - независимости прокуроров от каких-либо органов власти и негативно сказывается на их деятельности.
В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" установить, что финансирование органов прокуратуры РФ в полном объеме осуществляется исключительно за счет федерального бюджета, в котором ежегодно должна быть предусмотрена соответствующая статья.
Дополнить действующий Закон о прокуратуре статьей, определяющей полномочия прокурора при осуществлении сотрудничества с Европейским Судом по правам человека. В этой статье, в частности, закрепить право Генерального прокурора во взаимодействии с Уполномоченным Российской Федерации в Европейском Суде в установленном порядке представлять необходимые материалы и заключения, а также участвовать в заседаниях Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел по жалобам граждан Российской Федерации.
Дополнить ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" положением о том, что прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор не только за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, но и за исполнением норм ратифицированных в установленном порядке и вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации.
***
Органам прокуратуры Российской Федерации, используя надзорные полномочия, следует решительно противостоять правонарушениям в сфере конституционной законности, содействовать экономическим преобразованиям, эффективнее использовать ее правозащитный потенциал.
Координируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, нужно сконцентрировать их усилия на дальнейшей борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, иными формами организованной преступности, любыми посягательствами на основы конституционного строя, на профилактике этих и других правонарушений.
Естественно, что основным фактором роста авторитета является повышение эффективности и качества деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью, обеспечению законности и правопорядка в стране.
В целях укрепления общественного доверия к органам прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей открытости ее для нашего общества, прозрачности стратегии и практических действий по борьбе с преступностью и нарушениями законности. В этих целях необходимо выработать долговременную информационную политику, предусматривающую расширение связи всех звеньев прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Целесообразно, в частности, восстановить систему правовой пропаганды для улучшения правового воспитания населения и правовой культуры общества, публиковать в официальных изданиях ежегодные доклады о деятельности прокуратуры Российской Федерации, сообщения о приоритетных направлениях этой деятельности, планов работы (в несекретной их части) и итогов их выполнения для публичного контроля, акты прокурорского реагирования, имеющие особую общественную ценность.
Иначе говоря, при неослабном внимании к другим направлениям деятельности прокуратуры, ее приоритетом в современных условиях должна стать реализация правозащитного потенциала по всем направлениям и отраслям прокурорской деятельности.
Реформирование прокуратуры не принесет ущерба для государства и общества лишь в том случае, если оно будет проводиться по мере стабилизации правопорядка и становления правового государства, повышения правовой культуры и усиления саморегулирующих начал в жизни общества, формирования полноценных институтов правового государства, совершенствования судебной системы мировых судов, создания административной, ювенальной и других форм специализированной юстиции, развития института уполномоченных по правам человека.
В.Г. Бессарабов,
заместитель директора НИИ проблем укрепления законности
и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ,
доктор юридических наук,
государственный советник юстиции 3 класса
"Журнал российского права", N 9, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Устинов В. Законность победит коррупцию - иного не дано // Парламентская газета. 2002. 16 мая.
*(2) См.: Власов В. Неполная занятость: защита прав работников // Законность. 1996. N 4. С.36-40.
*(3) Выступление Президента РФ В.В. Путина на Всероссийском совещании прокуроров // Российская газета. 2001. 13 янв.
*(4) См., например: Михайловская И. В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры (Россия) // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. N 8 (28). С.73-74.
*(5) См., например: Барщевский М. Подчинить Генеральную прокуратуру Министерству юстиции // Газета. 2002. 21 окт.; Михайлина Н.О., Реут Д. Федеральное Бюро России // Газета. 2002. 22 окт.
*(6) См.: СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.4472.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране
Автор
В.Г. Бессарабов - заместитель директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, доктор юридических наук, государственный советник юстиции 3 класса
"Журнал российского права", 2003, N 9