г. Краснодар |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А32-34827/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Континент" (ИНН 2311118425, ОГРН 1092311003839) - Статовой Е.В. (доверенность от 01.07.2019), в отсутствие ответчика - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650), третьего лица - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А32-34827/2019, установил следующее.
ООО "Континент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд) о взыскании 1 236 206 рублей 78 копеек задолженности, 28 398 рублей 88 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на оплату услуг представителя (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" (далее - учреждение).
Решением суда первой инстанции от 18.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2020, исковые требования удовлетворены частично. Судебные акты мотивированы тем, что работы выполнены, приняты, но не оплачены. Ходатайство о проведении экспертизы не заявлено. Расчет процентов проверен и признан обоснованным. Апелляционный суд согласился с изложенным и отклонил довод о том, что стоимость выполненных работ по капитальному ремонту крыши не соответствует пункту 13 технического задания на проектирование. Последний предусматривает, что сметная стоимость работ на единицу измерения не должна превышать размера предельной стоимости капитального ремонта по конкретному виду работ в соответствии с приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 28.11.2016 N 415 "Об утверждении предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт" (далее - приказ N 415). На момент заключения договора от 29.10.2018 данный приказ действовал в редакции, утвержденной приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 29.08.2018 N 345 "О внесении изменений в приказ министерства топливноэнергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.11.2016 N 415. Согласно пункту 3.1.1 приложения к приказу N 415, в редакции на момент заключения договора от 29.10.2018, стоимость замены квадратного метра площади кровельного покрытия из рулонных или мастичных материалов на кровельное покрытие из рулонных или мастичных материалов в два слоя без замены утеплителя (с заменой при необходимости водосточных воронок системы внутреннего организованного водоотвода, ограждения кровли) составляла 2 700 рублей. Стороны договора согласовали оплату в размере 2 650 рублей за кв. метр, то есть меньше предельной цены за данный вид работ. Ссылка на действие приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищнокоммунального хозяйства Краснодарского края от 05.05.2017 N 131 "О внесении изменений в приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.11.2016 N 415 не принята во внимание, поскольку не имеет правового значения. Пункт 13 технического задания предусматривал необходимость соблюдения приказа N 415, а не приказа N 131. Статья 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения договоров от 09.02.2017 и 29.10.2018 не содержат условий, по которым бы оплата по договору региональным оператором производилась бы по не действующей на момент заключения договора редакции приказа о предельной стоимости работ по капитальному ремонту. Довод о выполнении работ в меньшем объеме также оценен как несостоятельный, так как работы по устройству покрытия на крыше выполнялись не только по покрытию плоских поверхностей крыши, но и по устройству примыканий к парапетам, трубам и иным конструкциям, имеющимся на крыше. Названные работы осуществлялись путем наплавляемого покрытия. Площадь данного покрытия также должна учитываться в общей площади произведенных по покрытию работ. Таким образом, выполненные работы не ограничиваются одними лишь работами, указанными в пункте 8 акта формы N КС-2. Указанные доводы истца подтверждаются актом принятых работ по форме N КС-2. Так, работы выполнены по устройству кровель плоских из наплавляемых материалов: в два слоя - 384 кв. м (пункт 20); устройство примыканий кровель из наплавляемых материалов к стенам и парапетам высотой: до 600 мм без фартуков - 148,6 м (пункт 25), устройство мелких покрытий, профнастил оцинкованный с покрытием, а также иные работы. Объем выполненных работ подтвержден уполномоченными на приемку работ лицами, что заявителем жалобы не оспаривается.
В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, устройства примыканий к парапетам, трубам и иным конструкциям, имеющимся на крыше, входят в состав общей площади покрытия кровли и составили 408 кв. м, а не 462 кв. м, стоимость работ не должна превышать 979 200 рублей.
Общество выполнило работы по замене кровельного покрытия из рулонных или мастичных материалов в два слоя без замены утеплителя, предельная стоимость которых определена в размере 2400 рублей за кв. м. Учреждение несет с фондом солидарную ответственность.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 09.02.2017 фонд (региональный оператор) и учреждение (технический заказчик) заключили договор о передаче функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах N 22-Т3/17, по условиям которого региональный оператор передает, а технический заказчик обязуется принять и осуществлять функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в расположенных на территории муниципального образования город Краснодар МКД, фонды капитального ремонта которых формируются на счетах регионального оператора, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638.
Согласно пункту 1.2. договора региональный оператор уполномочивает технического заказчика по поручению, от имени и за счет регионального оператора в соответствии с условиями договора осуществлять предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и пунктами 2 - 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации функции технического заказчика работ по капитальному ремонту, указанных в краткосрочном плане.
В силу подпункта 5 пункта 5.14. указанного договора региональный оператор в течение 5 календарных дней со дня получения от технического заказчика заявки на финансирование вправе осуществить их возврат без оплаты по основанию превышения стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонта, указанной в заявке на финансирование, установленной в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации предельной стоимости такого вида работ по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
29 октября 2018 года учреждение (заказчик), действующее от имени фонда (региональный оператор) на основании договора от 09.02.2017 N 22-тз/17, и общество (подрядчик) заключили договор N РТС223А180584 (Д) по выполнению работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, капитальному ремонту общего имущества МКД (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина, 73, корп. А, включая разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ на объекте, сооружение и демонтаж объектов и сооружений, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, современное устранение недостатков (дефектов), сдачу объекта по акту приемки в эксплуатацию на каждом объекте, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ и возмещение ущерба третьим лицам, а заказчик обязуется осуществлять надзор и контроль за ходом и качеством выполнения работ, принять результат выполненных работ, оформить и передать заявку на финансирование в адрес регионального оператора в пределах обусловленной договором цены.
В соответствии с пунктом 3.1 цена договора, определенная по результатам аукциона, составляет 1 279 300 рублей, и будет скорректирована на основании разработанной подрядчиком проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, на предмет определения достоверной стоимости, и включает в себя все затраты подрядчика, так или иначе связанные с выполнением полного комплекса работ.
В силу пункта 3.2.2 договора стоимость работ по договору определяется как произведение подтвержденной экспертной организацией сметной стоимости выполнения работ и разницы между единицей и коэффициентом снижения по заявке подрядчика, но не выше предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, расположенных на территории Краснодарского края, определенной региональной программой капитального ремонта на соответствующий год, утвержденной Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края.
Пунктом 7.1 договора определено, что приемка результатов работ осуществляется согласно методическим рекомендациям, утвержденным Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края в соответствии с технической и сметной документацией, а также иными применяемыми нормативными актами.
Согласно пункту 7.5.20 договора основанием для перечисления подрядчику региональным оператором оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по договору является:
- акт приемки, подписанный подрядчиком, членами комиссии по приемке, принимавшими участие в приемке работ;
- формы N КС-2 и КС-3, подписанные заказчиком и подрядчиком.
В пункте 13 технического задания на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт крыши указано, что при разработке сметной документации следует учитывать, что сметная стоимость работ на единицу измерения не должна превышать размера предельной стоимости капитального ремонта по конкретному виду работ в соответствии с приказом N 415.
В укрупненном сметном расчете стороны согласовали следующие виды работы:
- ремонт крыши с полной заменой рулонного кровельного покрытия на наплавляемый материал в 2 слоя (без утепления), объем работ: 462 кв. м, стоимостью 2650 рублей за кв. м, укрупненная сметная стоимость: 1 224 300 рублей;
- разработка проектной документации, включая сметы, по ремонту - 50 тыс. рублей;
- проведение проверки определения сметной стоимости - 5 тыс. рублей.
Общество разработало проектно-сметную документацию по капитальному ремонту крыши МКД по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина, 73, корпус А.
В материалы дела представлено положительное заключение ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" от 05.02.2019 N 23-1-0243-19.
В подтверждение разработки проектно-сметной документации на сумму 50 тыс. рублей и проведения экспертизы достоверности стоимости сметной документации на сумму 5 тыс. рублей представлены акты приемки выполненных работ от 10.04.2019. В материалы дела представлен также подписанный представителями учреждения, общества и собственников жилья акт об изменении выполненных объемов работ по объекту от 26.04.2019. В связи с корректировкой объемов выполненных работ стороны заключили дополнительное соглашение от 26.04.2019 N 1, в соответствии с которым общая цена договора составила 1 236 206 рублей 78 копеек.
Факт выполнения работ подтвержден актом о приемке выполненных работ от 26.04.2018 N 1, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 26.04.2019 N 1. Общество также в материалы дела представило акт о приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина, 73, корпус А, от 26.04.2019, пописанный заместителем директора учреждения, начальником жилищного отдела департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар; заместителем начальника отдела жилищной политики министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края; ведущим специалистом отдела технического надзора и проектирования МКУ МО город Краснодар "Горжилхоз"; главным специалистом отдела N 1 по муниципальным образованиям город Краснодар, город Горячий Ключ, Динской и Северский районы НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"; представителем собственников помещений в МКД.
В письме о рассмотрении заявки от 25.06.2019 N 5678-05/19 региональный оператор указал не несоответствие предельной стоимости и отказе в оплате.
Досудебная претензия от 03.07.2019 с требованием оплатить задолженность оставлена фондом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с иском.
Пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив факт выполнения и принятия работ, суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом отметили, что ходатайств о проведении экспертизы не заявлено.
Общество также просило взыскать 28 398 рублей 88 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проверив расчет и признав его верным, суды обоснованно удовлетворили требования в данной части (контррасчет не представлен).
Приведенные доводы жалобы (объем работ составил 408 кв. м, а не 462 кв. м, стоимость работ не должна превышать 979 200 рублей и др.) были предметом исследования судов обеих инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А32-34827/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2020 г. N Ф08-3257/20 по делу N А32-34827/2019