г. Краснодар |
|
30 мая 2020 г. |
Дело N А25-1837/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ИНН 0901000327, ОГРН 1020900510784) - Заубидовой З.К. (доверенность от 09.01.2020), от заинтересованного лица - Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442) - Пенгановой Х.Р. (доверенность от 09.01.2020) и Урусова И.А. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А25-1837/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - управление) от 28.06.2019 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2020, постановление управления изменено. Суды установили документальное подтверждение управлением наличия в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, учли характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и снизили размер штрафа до 200 тыс. рублей.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, вывод судов о наличии у общества возможности для соблюдения положений законодательства о раскрытии информации субъектами рынка электрической энергии не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность размещения информации при ее наличии, однако действия субъекта рынка электрической энергии, не являющегося обладателем такой информации (при отсутствии такой информации), не регламентированы. С момента вступления в силу Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания N 1554/17), предложение на очередной период регулирования (тарифная заявка) подлежит представлению в адрес административного органа без формирования предложения по таким показателям как "среднесписочная численность персонала" и "среднемесячная заработная плата на одного работника", поскольку данные показатели не подлежат использованию при определении необходимой валовой выручки для расчета сбытовых надбавок. Действующим законодательством на общество возложена обязанность обеспечения соответствия опубликованного предложения предложению, представляемому в адрес административного органа. Опубликование на официальном сайте сведений по указанным показателям при отсутствии у общества предложения по этим показателям привело бы неограниченный круг лиц к введению в заблуждение. Об отсутствии вины общества свидетельствует тот факт, что нераскрытие информации обусловлено объективной невозможностью соблюдения правил, установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), необходимостью выполнения требований действующего законодательства в сфере установления цен (тарифов), от общества не зависящих. Позиция общества подтверждена отсутствием на официальном сайте общества аналогичной информации за 2019 год и отсутствием в опубликованном предложении о размере цен (тарифов) на 2020 год информации по пункту 12 "Реквизиты инвестиционной программы (кем утверждена, дата утверждения, номер приказа или решения, электронный адрес размещения)" раздела 2 приложения N 1 к Стандартам ввиду отсутствия такой информации. Расчет нормативной базы численности персонала общества по состоянию на 01.01.2014 не является предложением на 2020 год, представлен в составе тарифной заявки на 2020 год в подтверждение того, что фактические показатели по среднесписочной численности персонала (256,5 человек) за год, предшествующий базовому периоду (2018 год), не превышают общей нормативной численности (384 человека). Показатели "среднесписочная численность персонала" и "среднемесячная заработная плата на одного работника использовались административным органом при расчете расходов на оплату труда на следующий период регулирования и утверждались ежегодно принимаемыми административным органом нормативными правовыми актами. Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению отсутствие информации на официальном сайте общества установлено не в результате осмотра сайта, а при рассмотрении тарифной заявки по установлению сбытовых набавок общества на 2020 год. Протокол об административном правонарушении составлен 21.06.2019 с нарушением статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом материалы дела об административном правонарушении не содержат сведения о проведении административного расследования, составлении акта осмотра сайта. В протоколе об административном правонарушении не указаны сведения о месте, времени и событии административного правонарушения. Кроме того, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике не усмотрело в данном случае в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.06.2019 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынка электрической энергии управление произвело осмотр интернет-сайта общества - http://www.kchenergo.ru, в ходе которого установило, что информация, раскрытая обществом в соответствии с подпунктом "г" пункта 12 Стандартов, содержит неполные сведения по ряду показателей, а именно: пункты 6.1 и 6.2 предложения общества о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020 год не содержат обязательные сведения о среднесписочной численности персонала и о среднемесячной заработной плате на одного работника.
По данному факту управление составило протокол от 21.06.2019 и вынесло постановление от 28.06.2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 500 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о правомерном привлечении общества к ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Пунктом 2 Стандартов предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данными Стандартами.
Как предусмотрено пунктом 10 Стандартов, субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 4 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Подпунктом "г" пункта 12 Стандартов установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают в том числе, предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 18 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают указанную в подпункте "г" пункта 12 Стандартов информацию по форме согласно приложению N 1 "Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования".
В соответствии с пунктом 17 Стандартов указанная в подпункте "г" пункта 12 Стандартов информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Суды указали, что общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики, следовательно, на него распространяются положения Стандартов.
Суды установили, что общество не опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 12 Стандартов, а именно: пункты 6.1 и 6.2 предложения общества о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020 год не содержат обязательные сведения о среднесписочной численности персонала и о среднемесячной заработной плате на одного работника. Документально выводы судов общество не опровергло.
Суды отметили, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 12 Стандартов общество как субъект рынка электрической энергии обязано раскрывать предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования, до подачи в орган регулирования материалов для установления сбытовых надбавок на 2020 год.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что пункты 6.1, 6.2 раздела 2 Приложения N 1 к Стандартам не подлежат использованию, ввиду принятия новых Методических указаний N 1554/17, указав на отсутствие правых оснований для освобождения общества от обязанности по раскрытию информации.
Суды отметили, что Методические указания N 1554/17 определяют основные положения расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Стандартами установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. С принятием Методических указаний N 1554/17 изменения в приложение N 1 к Стандартам не внесены.
Суды учли, что предусмотренная пунктами 2, 2.1, 2.2, 2.3, 11 приложения N 1 к Стандартам информация также не используются при определении необходимой валовой выручки, но подлежит публикации согласно требованиям Стандартов.
Суды правомерно отклонили довод общества о том, что управление не утвердило на 2019 год среднесписочную численность персонала, а также среднемесячную заработную плату на одного работника, установив, что данные показатели подлежат утверждению самим гарантирующим поставщиком; подтверждением наличия такой информации у общества является публикация фактических показателей в форме на 2020 год.
Суды правильно указали, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о совершении обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды не установили нарушение управлением срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности, а также основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая характер совершенного административного правонарушения и исходя из того, что совершенное обществом административное правонарушение не представляет значительной общественной опасности, не повлекло необратимые последствия, суд первой инстанции уменьшил размер административного штрафа с 500 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Суд апелляционной инстанции мотивированно поддержал позицию суда первой инстанции.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А25-1837/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что Методические указания N 1554/17 определяют основные положения расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Стандартами установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. С принятием Методических указаний N 1554/17 изменения в приложение N 1 к Стандартам не внесены.
...
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о совершении обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды не установили нарушение управлением срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности, а также основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая характер совершенного административного правонарушения и исходя из того, что совершенное обществом административное правонарушение не представляет значительной общественной опасности, не повлекло необратимые последствия, суд первой инстанции уменьшил размер административного штрафа с 500 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Суд апелляционной инстанции мотивированно поддержал позицию суда первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2020 г. N Ф08-3738/20 по делу N А25-1837/2019