Определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2023 г. N 306-ЭС23-18045 по делу N А55-34656/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Комфорт Дом" на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2023 по делу N А55-34656/2021 Арбитражного суда Самарской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт Дом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Администрация района) о прекращении обязательств истца по осуществлению реконструкции (модернизации), эксплуатации, обслуживанию и оказанию услуг в сфере водоснабжения в с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области, предусмотренных концессионным соглашением от 26.07.2012 N 583.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2022 требования удовлетворены.
Определением от 04.10.2022 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Администрация поселения).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2023, решение от 21.07.2022 отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления апелляционного и окружного судов, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в рамках дела N А55-11320/2017 судами доводы Общества о существенном изменении обстоятельств не рассматривались.
По мнению Общества, в связи с невозможностью исполнения обязательств, предусмотренных концессионным соглашением в части обеспечения бесперебойного водоснабжения, требование об изменении условий концессионного соглашения в части прекращения обязательств является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 26.07.2012 по результатам проведения открытого конкурса между Обществом (концессионер) и Администрацией поселения, от имени которой в соответствии с соглашением о делегировании полномочий на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области от 01.11.2010 N 47 выступает Администрация района (концедент) заключено концессионное соглашение от 26.07.2012 N 583 (далее - Соглашение), по условиям которого концессионер обязуется за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения, указанного в главе 2 настоящего Соглашения, и осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности в виде обременения права собственности на объект концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения объектом концессионного соглашения является имущество (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), необходимое для организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области - объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области, которое подлежит реконструкции (модернизации).
Во исполнение условий Соглашения концессионером были разработаны инвестиционные программы: "Реконструкция системы холодного водоснабжения с.п. Хрящевка Ставропольского района Самарской области на 2014-2016 годы" (далее - инвестиционная программа на водоснабжение); "Реконструкция системы теплоснабжения с.п. Хрящевка Ставропольского района Самарской области на 2014-2016 годы" (далее - инвестиционная программа на теплоснабжение), утвержденные Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области приказами от 17.12.2013 N 407 и 406.
Согласно утвержденным инвестиционным программам: реконструкция системы холодного водоснабжения предусматривает дисконтированный срок возврата инвестиций в систему холодного водоснабжения - 27 лет, что составляет 1 650 000 руб. в год, без учета НДС; реконструкция системы теплоснабжения предусматривает дисконтированный срок возврата инвестиций 23 года (2037 год), что составляет 4 782 000 руб. в год без учета НДС.
Также истец указывает, что Администрация в 2012 году передала Обществу в рамках исполнения обязательств по концессионному соглашению 9 водонапорных скважин, 4 из которых в 2014 исчерпали свой ресурс, в связи с чем были выведены из эксплуатации и по актам приема-передачи переданы в Администрацию, что подтверждается актами от 19.09.2014 N 1, 2 и от 12.05.2014 N 1, 2.
В связи с отсутствием водоснабжения в с.п. Хрящевка 23.06.2021 Прокуратура Ставропольского района направила в адрес Общества представление от 23.06.2021 N 07-08-2021 о восстановлении водоснабжения в с.п. Хрящевка.
В целях обеспечения бесперебойного водоснабжения с.п. Хрящевка Общество разработало инвестиционную программу на 2022-2023 годы по водоснабжению с.п. Хрящевка, предусматривающую строительство трех скважин, которую 22.06.2021 направило на согласование в Администрацию района.
Письмом от 19.07.2021 Администрация района отказала Обществу в согласовании Инвестиционной программы на 2022-2023 годы, дополнительно сообщив, что проводятся работы по бурению двух водонапорных скважин за счет бюджета.
Общество 28.07.2021 направило в адрес Администрации письмо о предоставлении разрешительной документации на водонапорные скважины, которые ответчик построил за счет собственных средств, в целях нормализации водоснабжения с.п. Хрящевка и выполнения условий концессионного соглашения в полном объеме.
Администрация поселения 11.10.2021 письмом уведомила о состоявшейся реконструкции двух скважин, вместо четырех выбывших их эксплуатации, на северном и южном водозаборах инвентарные номера 111457, 111459. Доказательств передачи Обществу оставшихся двух скважин и разрешительной документации на них не представлено.
В связи с невозможностью исполнения обязательств, предусмотренных концессионным соглашением в части обеспечения бесперебойного водоснабжения, 03.09.2021 Общество направило в адрес Администрации соглашение об изменении условий концессионного соглашения в части прекращения обязательств истца по обеспечению водоснабжения с.п. Хрящевка от 03.09.2021.
В связи с отсутствием ответа Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 407, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии оснований для прекращения обязательств по концессионному соглашению.
Апелляционным судом принято во внимание, что в рамках рассмотрения дела N А55-11320/2017 по иску Общества к Администрации поселения, Администрации района о расторжении концессионного соглашения и взыскании денежных средств, затраченных на реконструкцию (в удовлетворении которых судом отказано), была проведена судебная экспертиза, в рамках которой эксперты пришли к следующим выводам: в соответствии с законодательством, действующим на момент заключения концессионного соглашения от 26.07.2012 N 583, концессионер мог проверить корректность технико-экономических параметров объекта концессионного соглашения, указанных в конкурсной документации, разработанной концедентом, и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с. Хрящевка, с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области на период 2012-2015 годы, утвержденной 28.09.2011.
Данные, указанные в конкурсной документации, являются достаточными для прогнозирования возможных неблагоприятных последствий для концессионера, связанных с возвратом инвестиционных средств не в полном объеме, в течение действия концессионного соглашения.
В концессионном соглашении предусмотрены источники возврата затрат концессионера по реконструкции (модернизации) строительству объекта, необходимых для организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории с. Хрящевка. Финансирование мероприятий планируется проводить за счет средств Общества. Возврат инвестиций должен происходить за счет получаемой прибыли (тарифной составляющей) от оказания услуг водоснабжения и теплоснабжения, установлены сроки окупаемости (17 и 14 лет, соответственно). Возврат инвестиций предполагается осуществлять за счет "собственных средств", однако без указания источника их мобилизации.
Показатель по абонентам (1943 абонент) на территории сельского поселения Хрящевка можно признать обоснованным; отклонение от фактических данных по абонентам (1901) на момент вступления Общества для работы по концессионному соглашению составляет 2,2%, что не является существенным.
Суд первой инстанции в рамках дела N А55-11320/2017 пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что на стадии заключения соглашения у истца имелись какие-либо возражения относительно условий заключения концессионного соглашения; Общество в соответствии со своим волеизъявлением приняло на себя все права и обязанности, определенные этим соглашением. Конкурсная документация была подготовлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также не были предоставлены документы, свидетельствующих о том, что истцу при заключении соглашения и проведении конкурсных процедур препятствовали в доступе к объектам концессионного соглашения; возражений относительно сведений указанных в конкурсной документации не заявлял.
Кроме того, из пояснений ответчика следует, что предложение о заключении концессионного соглашения поступило от самого Общества, а программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры села Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области на период 2012-2015 годы разрабатывалась совместно с Обществом.
Судом также установлено, что согласно отчету о проведении аудита от 30.06.2011, до заключения концессионного соглашения Общество провело независимый аудит системы ЖКХ с. Хрящевка, что свидетельствует о том, что перед заключением концессионного соглашения истец предпринимал действия, направленные на анализ и выявление последующих финансовых рисков, которые могут возникнуть после заключения концессионного соглашения. После проведения независимого аудита, согласившись с заключением аудита Общество подписало концессионное соглашение.
Суды заключили, что прекращение обязательств истца по обслуживанию и оказанию услуг в сфере водоснабжения противоречит интересам неопределенного круга лиц, жителей с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области, создает серьезную угрозу оставить жителей без водоснабжения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Комфорт Дом" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2023 г. N 306-ЭС23-18045 по делу N А55-34656/2021
Опубликование:
-