г. Краснодар |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А63-15485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596), ответчика - администрации городского округа города-курорта Ессентуки (ИНН 2626008426, ОГРН 1022601227516), третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А63-15485/2018, установил следующее.
АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации городского округа города-курорта Ессентуки (далее - администрация) о признании права собственности на следующие объекты электросетевого хозяйства - сооружения производственного назначения:
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,4 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Южная, количество опор - 11, поименованный в пункте 25 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Южная, количество опор - 11, длина линии - 0,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. 9 Января, количество опор - 42, поименованный в пункте 26 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. 9 Января, количество опор - 42, длина линии - 1,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1,1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Яснополянская, количество опор - 1 - 37, 296, 29в, 32в, 326, поименованный в пункте 27 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Яснополянская, количество опор - 1 - 37, 296, 29в, 32в, 326, длина линии - 1,1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,9 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Ясный, количество опор - 1 - 26, 15а, 156, 15в, 15г, 15д, 15е, поименованный в пункте 28 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Ясный, количество опор - 1 - 26, 15а, 156, 15в, 15г, 15д, 15е, длина линии - 0,9 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1,6 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Свердлова, количество опор - 35, поименованный в пункте 30 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Свердлова, количество опор - 35, длина линии - 1,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Седова, количество опор - 41, поименованный в пункте 31 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Седова, количество опор - 41, длина линии - 1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Советская, количество опор - 34, поименованный в пункте 32 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Советская, количество опор - 34;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1,8 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Свободы, количество опор - 36, поименованный в пункте 33 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Свободы, количество опор - 36, длина линии - 1,8 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Серноводский, количество опор - 6, поименованный в пункте 35 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Серноводский, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1,6 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. А. Сергеева, количество опор - 53, поименованный в пункте 39 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. А. Сергеева, количество опор - 53, длина линии - 1,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Солнечный, количество опор - 26, поименованный в пункте 40 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Солнечный, количество опор - 26, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Сенная, количество опор - 9, поименованный в пункте 42 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Сенная, количество опор - 9, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Совхозная, количество опор - 7, поименованный в пункте 43 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Совхозная, количество опор - 7, длина линии - 0,2 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ протяженностью 1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Северная, количество опор - 37, поименованный в пункте 44 постановления администрации от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Северная, количество опор - 37, длина линии - 1 км (далее - спорные объекты; уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУ "Безопасный город Ессентуки" (далее - учреждение), ПАО "Ставропольэнергосбыт" (далее - акционерное общество) и Управление Росреестра по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением суда от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы указывает, что оборудование, предназначенное для уличного освещения, не вошло в перечень имущества, приватизированного АООТ "Ессентукские городские электрические сети", поэтому регистрация права муниципальной собственности на воздушные линии уличного освещения и передача их в оперативное управление учреждению произведена в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15.01.1982 Ессентукские городские электрические сети Краевого эксплуатационного энергетического управления "Ставрополькоммунэнерго" на основании приказа от 15.01.1982 N 6а краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго" переименованы в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго".
В соответствии с приказом от 12.06.1987 N 283 краевого производственного объединения "Ставрополькрайэлектро" предприятие 15.06.1987 предприятие переименовано в Ессентукское межрайонное предприятие электрических сетей производственного объединения.
Согласно приказу от 12.08.1988 N 39-п Управления коммунального хозяйства г. Ставрополя предприятие переименовано в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства (сокращенно "Горэлектросети").
Спорные объекты недвижимого имущества - воздушные линии электропередач - согласно инвентаризационным описям по состоянию на 02.11.1989, 01.11.1991 и 01.11.1981, представляют собой ВЛ 0,4 кВ по ул. Пархоменко, пер. Кирова, ул. Лазо, пер. Заводскому, ул. Капельной, ул. Комсомольской, пер. Мехпрачечному, пер. Разина, ул. Саловой, пер. Садовому, ул. Победы, ул. Корчагина, пер. Северному и находятся на балансовом счете 01 в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 предприятие "Горэлектросети" включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.
28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 17.06.1994 N 486 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 N 175 создано акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" путем преобразования предприятия городских электрических сетей.
На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" является правопреемником предприятия "Горэлектросети" по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.
Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 N 389 общество переименовано в ОАО "Ессентукские городские электрические сети", зарегистрирован устав в новой редакции.
В 2010 году ОАО "Ессентукские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из него ОАО "Ессентукская сетевая компания".
2 августа 2010 года в связи с реорганизацией, ОАО "Ессентукские городские электрические сети" передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" (в настоящее время - АО "Ессентукская сетевая компания"), согласно актам приема-передачи имущества, энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение г. Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, иное имущество.
Согласно приложению N 1 к акту передачи документов ОАО "Ессентукские городские электрические сети" (ОАО "Горэлектросеть") передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" ряд объектов основных средств предприятия, среди которых указаны спорные линии электропередачи.
Во исполнение постановления главы администрации от 30.03.2011 N 447 создана рабочая группа по инвентаризации и включению оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.
В соответствии с постановлением от 16.04.2013 N 668 главы администрации г. Ессентуки недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением, которое согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 17.04.2013 приняло 162 объекта сетей уличного освещения, включая опоры.
Полагая, что опоры, являющиеся частью объекта воздушных линий электропередач, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, не входят в состав объекта уличного освещения, а принадлежат обществу, последний обратился с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права собственности на недвижимое имущество, приобретенное правопредшественником истца в порядке приватизации, суду, в частности, следует установить тождество недвижимого имущества, включенного в план приватизации (поименованного в акте оценки стоимости зданий и сооружений), и недвижимого имущества, на которое истец просит признать право собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 58 постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что спорное имущество создано в 1932 - 1989 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) на энергосетевое имущество, в составе которого находится спорное имущество, возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, преданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередачи.
Согласно акту совместного обследования от 29.04.2019 спорное имущество является линиями электропередачи и состоит из опор, несущих конструкций, кронштейнов, стоек, проводов, подвесов, кабелей, технологически образующих единое целое, соединенных между собой, а также с центром питания (трансформаторной подстанцией) физическими цепями (проводами, кабелями). Спорное имущество представляет собой составные части линейного объекта с центром питания в трансформаторных подстанциях. Опоры линий электропередачи закреплены в котлованы с засыпкой грунтово-щебеночной смесью и последующим бетонированием.
Как указали судебные инстанции, из плана приватизации не следует, что опоры линий электропередачи, являющиеся обязательными частями энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества, были исключены из перечня подлежащего приватизации имущества, в связи с чем, при приватизации спорного имущества право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства. При этом удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности общества на спорное недвижимое имущество, в том числе опоры воздушных линий электропередачи, в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, то право муниципальной собственности на движимое имущество - объекты уличного освещения - провода и осветительные приборы наружного освещения (лампы, светильники, прожекторы), иные элементы уличного освещения, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 308-ЭС18-26274, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 по делу N А63-13330/2018, от 05.02.2020 по делу N А63-15483/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-15482/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-13332/2018, от 27.11.2019 по делу N А63-15486/2018, от 28.11.2018 по делу N А63-16158/2017, от 18.03.2020 по делу N А63-15484/2018).
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А63-15485/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что спорное имущество создано в 1932 - 1989 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) на энергосетевое имущество, в составе которого находится спорное имущество, возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, преданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередачи.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 308-ЭС18-26274, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 по делу N А63-13330/2018, от 05.02.2020 по делу N А63-15483/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-15482/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-13332/2018, от 27.11.2019 по делу N А63-15486/2018, от 28.11.2018 по делу N А63-16158/2017, от 18.03.2020 по делу N А63-15484/2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2020 г. N Ф08-2773/20 по делу N А63-15485/2018