г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А25-362/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ОГРН 1020900510784, ИНН 0901000327) - Чагаровой Л.А. (доверенность от 10.01.2020), от заинтересованного лица - Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (ОГРН 1020900509442, ИНН 0901046635) - Пенгановой Х.Р. (доверенность от 09.01.2020), Урусова И.А. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А25-362/2019, установил следующее.
АО "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2019 о привлечении к ответственности по статье 9.15 Кодекса об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа за раскрытие информации, содержащей недостоверные сведения.
Решением суда от 20.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что фактические структура и объем затрат на производство и реализацию товаров опубликованы в соответствии с бухгалтерским балансом за 2017 год и полностью ему соответствуют. При этом нет оговорки о раскрытии структуры и объема затрат, утвержденных управлением. Раскрытие информации в объеме, большем, чем затраты, включенные в необходимую валовую выручку, не нарушает прав неограниченного круга лиц, соответствует требованиям Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации). Общество не нарушило принцип раздельного учета доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 N 585, на общество не распространяется.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, представители управления возражали против них, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики и осуществляет регулируемый государством вид деятельности.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации отдел контрольно-ревизионной работы и ведения реестра управления осмотрел официальный интернет-сайт общества (http://www.kchenergo.ru) и выявил, что раскрытые обществом при исполнении возложенной на него подпунктом "б" пункта 12 Стандартов раскрытия информации (структура и объем затрат на производство и реализации товаров (работ, услуг) за 2017 год) сведения содержат недостоверные сведения по ряду показателей.
Так, плановые показатели, отраженные в размещенной обществом информации, отличаются от показателей, утвержденных рабочей группой управления при установлении тарифа на 2017 год; фактические затраты общества, раскрытые на официальном сайте, расходятся с показателями за 2017 год, определенными отделом контрольно-ревизионной работы и ведения реестра управления в ходе проведения плановой проверки общества за 2015 - 2017 годы.
По данному факту управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 30.01.2019 и вынесло постановление от 06.02.2019 о привлечении к ответственности по статье 9.15 Кодекса в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 9.15 Кодекса нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандартов раскрытия информации установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов раскрытия информации; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 3(1) Стандартов раскрытия информации (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
В силу пункта 8 Стандартов раскрытия информации (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 9 Стандартов раскрытия информации (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают в том числе структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг.
Суд установил, что общество на своем официальном сайте http://www.kchenergo.ru опубликовало информацию о расходах на производство и реализацию, относимых на услуги общества за 2017 год.
Суд счел недостоверной опубликованную информацию о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 по сравнению с данными, имеющимися в распоряжении управления: плановые показатели, утвержденные рабочей группой управления при установлении тарифа на 2017 год; фактические затраты общества, определенные в ходе проведения плановой проверки общества за 2015 - 2017 годы, по результатам которой составлен акт.
Суд исходил из того, что опубликованные гарантирующим поставщиком данные должны соответствовать сведениям, имеющимся в распоряжении управления и используемых в целях регулирования цен, поскольку деятельность гарантирующих поставщиков по сбыту электроэнергии подлежит государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ), в связи с чем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 24 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Суд установил, что показатели расходов на производство и реализацию, относимые на услуги общества за 2017 год, размещенные обществом на официальном сайте http://www.kchenergo.ru, существенным образом отличаются от соответствующих показателей структуры и объема затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год, которые представлены обществом и учтены управлением при утверждении необходимой валовой выручки общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год.
Суд счел опровергающимся материалами дела довод общества о том, что выявленные расхождения в значениях показателей расходов (затрат) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год возникли только из-за различного подхода к группировке указанных видов затрат обществом и сотрудниками управления при утверждении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика и плановой проверке общества за 2015 - 2017 годы. Суд правильно указал, что расхождения по большинству показателей являются столь значительными, что не объясняются лишь различным подходом к группировке затрат общества.
Суд согласился с выводом управления о том, что такая разница в плановых показателях о расходах (затратах) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год объясняется лишь тем, что общество при публикации на своем сайте подлежащих раскрытию сведений о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включило в них общие сведения о затратах из годовой бухгалтерской отчетности организации. Это означает, что помимо информации о затратах по регулируемой и входящей в компетенцию управления при утверждении необходимой валовой выручки и сбытовой надбавки общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год деятельности в опубликованные на официальном сайте общества сведения также включена информация о расходах (затратах) по его деятельности, которая не учитывается для целей утверждения необходимой валовой выручки и сбытовой надбавки, а именно - о затратах на приобретение покупной электроэнергии, на услуги по передаче электрической энергии, услуги операторов рынка электрической энергии и мощности. Это подтверждается тем, что в составе опубликованной обществом на своем официальном сайте информации о расходах на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год отдельной строкой указаны такие направления расходов как расходы на приобретением покупной электроэнергии, по передаче электрической энергии, услуги операторов рынка.
Суд отметил, что общий размер расходов на приобретение покупной электроэнергии, на передачу электрической энергии, на услуги операторов рынка составляет 89% от общего размера опубликованных плановых расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год.
Суд сделал правильный вывод о том, что существенная разница между показателями затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в 2017 году, опубликованными (раскрытыми) обществом, и ранее представленными управлению при утверждении необходимой валовой выручки, объясняется как включением в общий размер затрат организации не только расходов на приобретение покупной электроэнергии, на передачу электрической энергии, на услуги операторов рынка отдельной строкой, так и включением обществом в состав иных соответствующих затрат (материальные расходы, материалы, амортизационные отчисления, прочие расходы, арендная плата и т.д.) расходов по указанным направлениям, понесенных при осуществлении нерегулируемой управлением деятельности.
Общество признало, что таблица расходов, опубликованная на его официальном сайте, раскрывает структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в составе общей выручки общества, которая, помимо сбытовой надбавки, состоит из следующих затрат: стоимость покупной электроэнергии, услуги по передаче электрической энергии, услуги операторов рынка. Общество подтвердило, что использовалась информация из бухгалтерского баланса.
Суд дал надлежащую оценку и отклонил довод общества о том, что все функции, осуществляемые им как гарантирующим поставщиком электрической энергии, относятся к одному и тому же регулируемому виду деятельности.
Суд счел, что применительно к раскрытию информации гарантирующего поставщика электрической энергии о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (подпункт "б" пункта 9 Стандартов раскрытия информации) включенные в необходимую валовую выручку затраты общества не могут содержать затраты на передачу электрической энергии, стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке и инфраструктурные платежи (оператору торговой системы). Сам факт включения обществом в информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, сведений не только о расходах гарантирующего поставщика, учитываемых при установлении необходимой валовой выручки и сбытовой надбавки, но и расходов на осуществление деятельности, не подлежащей регулированию органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, потенциально создает возможность (угрозу) получения неограниченным кругом лиц неверной (недостоверной) информации, то есть противоречит положениям Стандартов раскрытия информации, Закона N 35-ФЗ, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", что расценено как свидетельство наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса.
Срок привлечения к ответственности соблюден. Процессуальные требования в ходе дела рассмотрения материалов дела об административном правонарушении соблюдены. Обществу назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса.
Суд не установил основания для применения статей 2.9, 3.4, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса. В каждом конкретном случае применение названных положений является оценочной категорией. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции. Кроме того, применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы суда первой и апелляционной инстанций о невозможности применения названных положений Кодекса не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Доводы общества получили надлежащую правовую оценку и отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А25-362/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.