г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А63-5248/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) - Садового Р.Ю. (доверенность от 20.01.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (предыдущее наименование - Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Усик Натальи Сергеевны, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 68312 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А63-5248/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 24.12.2018 N 7282.
Определением суда от 26.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Усик Н.С.
Решением суда от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2019, в удовлетворении ходатайства общества об обязании провести совместный осмотр помещений, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что величина отапливаемой площади жилья 94 м подтверждается площадью домовладения, указанной в договоре от 30.06.2009 поставки газа по адресу: Ставропольский край Апанасенковский район с. Дивное
ул. 8 Марта д. 37, согласием абонента с наличием долга, а также копией проекта газификации по названному адресу, в котором помимо газифицированного жилого дома указана газифицированная жилая кухня. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) является документом, удостоверяющим право собственности, и не исключает наличие иных незарегистрированных объектов недвижимости. Судебные инстанции не исследовали возможность и необходимость проведения совместной с управлением проверки.
Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция направило ходатайство о замене заинтересованного лица по делу - управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на Управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию в связи с реорганизацией (передача функций и изменение наименования). В доказательство направило постановление Губернатора Ставропольского края от 20.11.2019 N 367. Ходатайство подлежит удовлетворению как обоснованное и документально подтвержденное.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление при проверке обращения Усик Н.С. и по распоряжению от 04.12.2018 N 4686 провело внеплановую документарную проверку соблюдения обществом жилищного законодательства, по результатам которой составило акт проверки от 24.12.2018 N 4686-35/1 и выдало предписание от 24.12.2018 N 7282 об устранении до 24.06.2019 выявленного нарушения, выразившегося в расчете платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из норматива потребления коммунального ресурса с 01.03.2018 по 13.09.2018 исходя из площади жилого дома 94 м (пункт 35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549)), перерасчете платы за коммунальную услугу по газоснабжению по нормативу потребления коммунального ресурса с 01.03.2018 по 13.09.2018 исходя из величины отапливаемой площади жилого дома N 37 по ул. 8 Марта в с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края 63,8 м
.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)).
Собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).
Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, она представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Статья 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа (подпункт "а" пункта 2 Правил N 549).
Поставщиком газа является газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества (пункт 3 Правил N 549). Абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поставщик газа обязан в том числе обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве (подпункт "а" пункта 22 Правил N 549).
Абонент обязан в том числе незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа (подпункт "б" пункта 21 Правил N 549).
При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил N 549.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил N 549).
Следовательно, оплата услуги газоснабжения исходя из фактического потребления объема газа возможна лишь при соблюдении перечисленных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
В случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (пункт 28 Правил N 549).
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил N 354, закрепляющего положение, по которому Правила N 354 не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила N 354.
Данный вывод согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.06.2014 N АКПИ14-470.
Поскольку Правилами N 549 не урегулирован вопрос определения понятия "неисправность (выход из строя) прибора учета", в указанной части подлежат применению Правила N 354.
Прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, в случаях нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки (пункт 81 (12) Правил N 354).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество и Усик Н.С. заключили договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 12.09.2018 N 3285. В целях учета потребления газа в указанном жилом доме установлен прибор МКМ G6 N 9188887, межповерочный интервал составляет 10 лет, дата последней поверки - II квартал 2009 года, дата очередной поверки - II квартал 2019 года.
В акте проверки от 30.08.2018 у Усик Н.С. зафиксирован факт повреждения знаков поверки прибора учета газа. Рекомендовано заменить прибор учета газа.
В названном домовладении 13.09.2018 установлен и введен в эксплуатацию новый индивидуальный прибор учета газа ВК-G6T с заводским N 37908028, о чем составлен соответствующий акт установки пломб на данном приборе учета газа.
В связи с тем, что неисправность индивидуального прибора учета газа у Усик Н.С. выявлена обществом в ходе проведения проверки, плата за коммунальную услугу по газоснабжению поставщиком газа рассчитывалась с 01.03.2018 по 13.09.2018 по нормативу потребления коммунального ресурса, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 N 87 (пункты 32, 33, 35, 38 Правил N 549): а) для приготовления пищи и нагрева воды - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа - 30 куб. м/чел.; б) при использовании газа для отопления жилых помещений - как произведение общего объема помещений и норматива потребления -
8,2 куб. м/м.
Суд указал, что в выписке из ЕГРН, справки администрации муниципального образования с. Дивного от 18.09.2018 N 3275, договора поставки газа от 12.09.2018
3285 следует, что площадь жилого дома Усик Н.С. составляет 63,8 м
, количество проживающих граждан - 3 человека (л. д. 56 - 62, 67, 68 т. 1).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Суд счел, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению по нормативу потребления коммунального ресурса с учетом пункта 28 Правил N 549 должен производиться поставщиком газа с 01.03.2018 по 13.09.2018 исходя из площади 63,8 м.
Однако, общество рассчитало плату за коммунальную слугу газоснабжения с 01.03.2018 по 13.09.2018 исходя из площади жилого дома, равной 94 м.
Отклоняя доводы общества о том, что размер отапливаемой площади жилья 94 м подтверждается площадью домовладения, указанной в договоре от 30.06.2009 поставки газа, согласием абонента с наличием долга, а также копией проекта газификации по названному адресу, в котором помимо газифицированного жилого дома указана газифицированная жилая кухня, суд исходил из того, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из норматива потребления коммунального ресурса должен осуществляться абоненту Усик Н.С. поставщиком газа с 01.03.2018 по 13.09.2018 исходя из общей площади дома, указанной как
в выписке от 27.09.2017 из ЕГРП, так и в справке от 18.09.2018 N 3275, выданной администрацией муниципального образования с. Дивного.
По справке органа местного самоуправления от 18.09.2018 N 3275 основанием отраженных в ней сведений указана похозяйственная книга N 13 за 2018 год (л. д. 68 т. 1).
Суд, ссылаясь на пункт 34 Правил N 549, указал, что при расчете платы за поставленный газ по нормативам потребления используется размер общей площади жилого дома, она должна соответствовать сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих законное владение указанным домом.
Кроме того, в силу пункта 28 Правил N 549 в случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев. В рассматриваемом случае расчет произведен исходя из норматива потребления коммунального ресурса за период с 01.03.2018 по 13.09.2018 - т.е. более, чем за 6 месяцев, а именно за 6 месяцев и 12 дней.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии оснований для выдачи обжалуемого предписания.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция о замене заинтересованного лица по делу удовлетворить. Заменить Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на Управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А63-5248/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, ссылаясь на пункт 34 Правил N 549, указал, что при расчете платы за поставленный газ по нормативам потребления используется размер общей площади жилого дома, она должна соответствовать сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих законное владение указанным домом.
Кроме того, в силу пункта 28 Правил N 549 в случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев. В рассматриваемом случае расчет произведен исходя из норматива потребления коммунального ресурса за период с 01.03.2018 по 13.09.2018 - т.е. более, чем за 6 месяцев, а именно за 6 месяцев и 12 дней."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-2054/20 по делу N А63-5248/2019