г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А63-15480/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596), ответчика - администрации городского округа город-курорт Ессентуки (ИНН 2626008426, ОГРН 1022601227516), третьих лиц: публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А63-15480/2018, установил следующее.
АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации городского округа город-курорт Ессентуки (далее - администрация) о признании права собственности на следующие сооружения производственного назначения:
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Коломейцева, количество опор - 11, поименованный в пункте 95 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Коломейцева, количество опор - 11, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,7 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Крупская, количество опор - 24, поименованный в пункте 96 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Крупская, количество опор - 24, длина линии - 0,7 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,12 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Зои Космодемьянской, количество опор - 4, поименованный в пункте 98 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Зои Космодемьянской, количество опор - 4, длина линии - 0,12 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Капитана Накина, количество опор - 9, поименованный в пункте 100 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Капитана Накина, количество опор - 9, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,8 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Красина, количество опор - 31, поименованный в пункте 101 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Красина, количество опор - 31, длина линии - 0,8 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Крутой обрыв, количество опор - 10, поименованный в пункте 102 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Крутой обрыв, количество опор - 10, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,54 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Крайняя, количество опор - 19, поименованный в пункте 103 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Крайняя, количество опор - 19, длина линии - 0,54 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,25 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Красноармейская, количество опор - 11, поименованный в пункте 105 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Красноармейская, количество опор - 11, длина линии - 0,25 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Комарова, количество опор - 31, поименованный в пункте 107 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Комарова, количество опор - 31;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Капельная, количество опор - 27, поименованный в пункте 108 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Капельная, количество опор - 27, длина линии - 1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. О. Кошевого, количество опор - 17, поименованный в пункте 110 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. О. Кошевого, количество опор - 17, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 2 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Кирпичная, количество опор - 67, поименованный в пункте 111 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Кирпичная, количество опор - 67, длина линии - 2 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,12 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Кольцовский, количество опор - 5, поименованный в пункте 113 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Кольцовский, количество опор - 5, длина линии - 0,12 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,16 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Кисловодский, количество опор - 4, поименованный в пункте 115 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Кисловодский, количество опор - 4, длина линии - 0,16 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Индустриальная, количество опор - 22, поименованный в пункте 116 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Индустриальная, количество опор - 22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУ "Безопасный город Ессентуки" (далее - учреждение), ПАО "Ставропольэнергосбыт" и Управление Росреестра по Ставропольскому краю.
Решением суда от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление.
По мнению заявителя, суды ошибочно пришли к выводу о том, что спорные объекты были переданы обществу в составе приватизируемого имущества. Они находились в муниципальной собственности. Общество не предоставило суду доказательств наличия права собственности на указанные объекты.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15.01.1982 Ессентукские городские электрические сети Краевого эксплуатационного энергетического управления "Ставрополькоммунэнерго" на основании приказа от 15.01.1982 N 6а краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго" переименованы в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго".
В соответствии с приказом от 12.06.1987 N 283 краевого производственного объединения "Ставрополькрайэлектро" предприятие 15.06.1987 переименовано в Ессентукское межрайонное предприятие электрических сетей производственного объединения.
Согласно приказу от 12.08.1988 N 39-п Управления коммунального хозяйства г. Ставрополя предприятие переименовано в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства (сокращенно "Горэлектросети").
Спорные объекты недвижимого имущества - воздушные линии электропередач согласно инвентаризационным описям представляют собой ВЛ 0,4 кВ по ул. Коломейцева, ул. Крупской, ул. Зои Космодемьянской, пер. Капитана Накина, ул. Красина, ул. Крутой Обрыв, ул. Крайняя, ул. Красноармейская, ул. Комарова, ул. Капельная, ул. О. Кошевого, ул. Кирпичная, пер. Кольцовский, пер. Кисловодский и ул. Индустриальная, 1932 - 1989 годов постройки и находятся в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 предприятие "Горэлектросети" включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.
28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 N 175 создано акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" путем преобразования предприятия городских электрических сетей.
На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" является правопреемником предприятия "Горэлектросети" по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.
Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 N 389 общество переименовано в открытое акционерное общество "Ессентукские городские электрические сети", зарегистрирован устав в новой редакции.
В 2010 году ОАО "Ессентукские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из него ОАО "Ессентукская сетевая компания".
2 августа 2010 года в связи с реорганизацией ОАО "Ессентукские городские электрические сети" передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" (в настоящее время - АО "Ессентукская сетевая компания") согласно актам приема-передачи имущества энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение г. Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, объекты уличного освещения, иное имущество.
Согласно приложению N 1 к акту передачи документов ОАО "Ессентукские городские электрические сети" (ОАО "Горэлектросеть") передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" ряд объектов основных средств, в частности, спорные линии электропередач.
Во исполнение постановления главы администрации от 30.03.2011 N 447 создана рабочая группа по инвентаризации и включению оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.
Полагая, что опоры, являющиеся частью объекта воздушных линий электропередач, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, не входят в состав объекта уличного освещения, а принадлежат обществу, последний обратился с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации;
далее - Гражданский кодекс).
Согласно статье 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса).
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права собственности на недвижимое имущество, приобретенное правопредшественником истца в порядке приватизации, суду, в частности, следует установить тождество недвижимого имущества, включенного в план приватизации (поименованного в акте оценки стоимости зданий и сооружений), и недвижимого имущества, на которое истец просит признать право собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 58 постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что спорное имущество создано в 1950 и 1953 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, переданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередач.
Согласно акту совместного обследования от 29.04.2019 следует, что спорное имущество является линиями электропередачи и состоит из опор, несущих конструкций, кронштейнов, стоек, проводов, подвесов, кабелей, технологически образующих единое целое, соединенных между собой, а также с центром питания (трансформаторной подстанцией) физическими цепями (проводами, кабелями). Спорное имущество представляет собой составные части линейного объекта с центром питания в 8 трансформаторных подстанциях. Опоры линий электропередачи закреплены в котлованы с засыпкой грунтово-щебеночной смесью и последующим бетонированием.
Как указали суды, из плана приватизации не следует, что опоры линий электропередачи, являющиеся обязательными частями энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества, были исключены из перечня подлежащего приватизации имущества, в связи с чем, при приватизации спорного имущества право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства. При этом удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Поскольку решение суда по делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности общества на спорное недвижимое имущество, в том числе опоры воздушных линий электропередачи, в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, то право муниципальной собственности на движимое имущество - объекты уличного освещения - провода и осветительные приборы наружного освещения (лампы, светильники, прожекторы), иные элементы уличного освещения, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А63-15480/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
...
Суды установили, что спорное имущество создано в 1950 и 1953 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, переданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередач."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-2770/20 по делу N А63-15480/2018