Организации ЖКХ: учет, налоги, льготы
Юридических лиц, которые непосредственно обслуживают объекты жилищно-коммунального хозяйства и предоставляют услуги потребителям, принято называть организациями ЖКХ. Причем это могут быть как государственные и муниципальные унитарные предприятия, так и акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и т. п.
Система управления жилищно-коммунальным хозяйством основана на договорных отношениях между организациями ЖКХ и собственниками жилищного фонда либо объектов коммунального назначения с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
Собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения через дирекции единого заказчика (ДЕЗ) выступают заказчиками на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также на предоставление услуг потребителям.
На сегодняшний день жилищно-коммунальные услуги реализуются потребителям ниже себестоимости, поскольку их реализация происходит по регулируемым ценам (экономически обоснованным тарифам), которые установлены государством.
Регулирование цен (тарифов) государством регламентируется в основном следующими документами:
- Законом РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах жилищной политики";
- Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
- постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
- постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения - это система ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, действующая для всего населения муниципального образования (населенного пункта), по которым осуществляются расчеты за услуги ЖКХ. Тарифы утверждаются в виде доли от экономически обоснованного тарифа, который рассчитывается для каждого вида жилищно-коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании (населенном пункте) путем анализа и корректировки фактических затрат с использованием нормативов-индикаторов или в результате конкурсного отбора исполнителя, заявившего и реально обеспечившего обслуживание по минимальной цене.
Экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальную услугу представляет собой размер платы за содержание и ремонт жилья или предоставление коммунальной услуги, обеспечивающей минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития объектов ЖКХ при соблюдении стандартов качества услуг (нормативная база и алгоритм расчета ЭОТ даны на с.16).
Полномочиями по формированию (контролю, согласованию) экономически обоснованных тарифов и тарифов для населения на жилищно-коммунальное обслуживание, а также установлению нормативов потребления коммунальных услуг, заключению договоров и контролю их выполнения наделены службы заказчика.
Налог на добавленную стоимость
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в структуру платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности включается плата за:
содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
капитальный ремонт жилищного фонда;
наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности оплачивают коммунальные услуги, в частности: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.
Возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, причем независимо от себестоимости, согласно п.1 ст.39 НК РФ признается их реализацией. Поскольку объектом обложения НДС согласно п.1 ст.146 НК РФ являются операции по реализации услуг, то у организаций ЖКХ возникают обязанности по его уплате. Но не во всех случаях.
Так, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежат обложению НДС (подп.10 п.2 ст.149 НК РФ). Эта норма вводится в действие с 1 января 2004 года (ст.27 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ), в период же до 1 января 2004 г. от обложения НДС освобождаются услуги по:
предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, т.е. средства, поступающие собственникам (уполномоченным ими лицам) за предоставленные в пользование жилые помещения по договору найма, НДС не облагаются;
техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов;
предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
При реализации коммунальных услуг по тарифам ниже себестоимости организации ЖКХ получают убыток, на погашение которого им направляются компенсации в виде бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией (утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ). В частности, это бюджетные средства, выделяемые на:
компенсацию тарифов на электрическую энергию;
суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства;
возмещение разницы между тарифами за услуги и затратами предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами и т.п.
Исходя из целей выделения таких ассигнований к бухгалтерскому учету они принимаются либо в качестве выручки в оплату расходов по возмездному оказанию услуг на договорной основе, либо как внереализационные доходы (Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н).
Если организация ЖКХ финансируется из местного бюджета "на разницу в цене", которая возникает вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, сумма такого возмещения отражается в составе выручки, то есть предоставленные на эти цели субсидии, формируют доходы от обычных видов деятельности.
Согласно п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст.162 НК РФ.
Пример 1
Экономически обоснованный тариф, установленный органом местного самоуправления за единицу оказываемых услуг, которые облагаются НДС, равен 10 руб., в том числе покрывается населением в сумме 9 руб. и финансируется местным бюджетом в сумме 1 руб. За отчетный период организация ЖКХ получила возмещение из местного бюджета "на разницу в цене" в размере 120 000 руб.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.51 К-т сч.76 - 120 000 руб. - отражено получение средств из местного бюджета "на разницу в цене"
Д-т сч.76 К-т сч.86 - 120 000 руб. - полученные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч.86 К-т сч.90 - 120 000 руб. - отражена выручка от реализации услуг
Д-т сч.90 К-т сч.68 - 20 000 руб. - отражено начисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Если же организация ЖКХ финансируется из местного бюджета путем "возмещения убытка", который возникает, когда органы местного самоуправления выступают в роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг и утверждают на них тарифы для населения, при этом тарифы ниже себестоимости таких услуг (т.е. не являются экономически обоснованными), то сумма такого возмещения отражается в составе внереализационных доходов.
Согласно п.33.2 указанных Методических рекомендаций суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Пример 2
В роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг выступает орган местного самоуправления, который обязуется возместить организации ЖКХ убыток от оказания услуг населению по тарифу.
Тариф, установленный органом местного самоуправления за единицу оказываемых населению услуг, которые облагаются НДС, равен 7 руб. Затраты организации на оказание этих услуг составляют 14 руб.
В результате оказания услуг населению по указанному тарифу (ниже себестоимости) убыток организации за отчетный период составил 120 000 руб. и был в полном объеме возмещен из местного бюджета.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.51 К-т сч.76 - 120 000 руб. - отражено получение средств из местного бюджета "на возмещение убытков"
Д-т сч.76 К-т сч.86 - 120 000 руб. - полученные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч.86 К-т сч.91 - 120 000 руб. - за счет средств целевого финансирования погашен убыток.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" не корреспондирует со счетом 90 "Продажи", а также со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".
Тем не менее, учитывая, что данная Инструкция допускает в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, применение организациями иной корреспонденции счетов, организации ЖКХ производят именно такие проводки, соблюдая при этом единые подходы, установленные Инструкцией.
Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, следовательно, при использовании организацией ЖКХ указанной корреспонденции счетов как раз и сформируется наиболее полная и достоверная информация о ее деятельности.
Обратите внимание! Налоговая база по НДС при реализации работ и услуг с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, определяется как стоимость реализованных работ и услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п.2 ст.154 НК РФ).
Выручка от реализации работ и услуг у организаций ЖКХ также образуется за счет:
вознаграждений от посреднической деятельности по сбору коммунальных и иных платежей с населения (сбор за пользование радиоточкой, антенной, за обслуживание кодовых замков и т.п.) и перечисления их организациям, осуществляющим предоставление этих услуг населению;
средств, поступающих от населения за взимание повышенной платы за отопление, в виде разницы между ставками оплаты услуг по отоплению, установленными для граждан, имеющих более одного жилого помещения, и для граждан, имеющих одно и единственное жилое помещение;
средств, поступающих от населения и организаций за выполнение работ (оказание услуг), которые носят непостоянный характер (например, согласование проекта и технический надзор за перепланировкой помещения, выдачей справок и т. п.);
средств, поступающих от населения и арендаторов за вывоз мусора;
средств, поступающих из бюджета за выполнение функций заказчика по содержанию и ремонту жилищного фонда, благоустройству территорий и зеленых насаждений;
средств, поступающих от организаций сверх установленных тарифов за коммунальные и эксплуатационные услуги.
Такие средства согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 являются доходами от обычных видов деятельности, и их учет обычно не вызывает трудностей у организаций ЖКХ.
Что касается сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (товаров, работ или услуг), используемых для выполнения работ и оказания услуг, при реализации которых применяются государственные регулируемые цены или льготы, то они подлежат вычету в соответствии со ст.171 и 172 НК РФ, причем возникающая разница подлежит возмещению из бюджета в установленном порядке (п.33.2 Методических рекомендаций).
Это означает, что разница, возникающая у организаций ЖКХ в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), подлежит возмещению из бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 НК РФ:
налогоплательщик представляет налоговую декларацию, в которой по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога;
в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, указанная сумма направляется налоговым органом в первую очередь на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет;
по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению;
не позднее двух недель после получения указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога и направляет его (решение) на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства;
возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двухнедельного срока после получения решения налогового органа (если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом);
при нарушении сроков на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Наша организация оказывает жилищно-коммунальные услуги населению и предприятиям города. Местный бюджет возмещает убытки основной деятельности по окончательному результату. Администрация города по нашему письму перечислила целевые средства на возмещение убытков в сумме 10 млн руб. на расчетный счет нашего кредитора, чтобы быстрее погасить ему нашу задолженность за тепло.
Совместно с администрацией составлен акт о том, что долг администрации "по возмещению убытков" на сумму 10 млн руб. был погашен путем перечисления указанной суммы на счет нашего кредитора - поставщика тепла. С поставщиком тепла также составлен акт о погашении нашего долга перед ним на сумму 10 млн руб., в том числе НДС - 1,666 млн руб., за счет средств, полученных в счет взаиморасчетов от местной администрации.
При составлении декларации по НДС мы включили зачтенную за тепло сумму НДС к возмещению. Наша ИМНС утверждает, что к возмещению эту сумму принять нельзя, поскольку:
суммы дотаций на покрытие убытков НДС не облагаются;
услуги за тепло не были оплачены непосредственно с нашего расчетного счета.
Права ли налоговая инспекция?
Как правильно отразить в бухгалтерском учете такие операции?
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов (п.1 ст.171 НК РФ).
В частности, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, необходимых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (подп.1 п.2 ст.171 НК РФ). Причем указанные товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету, и в наличии у него должен быть счет-фактура поставщика, оформленный в установленном порядке.
Поскольку операции по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и юридическим лицам являются объектом обложения НДС, то организация ЖКХ может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные поставщикам за товары (работы, услуги), необходимые для осуществления таких операций при соблюдении прочих условий, причем независимо от наличия частичного финансирования из бюджета "на возмещение убытков".
Пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ (утверждены Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447) определено, что суммы таких дотаций в налоговую базу по НДС не включаются, однако это не означает, что права на вычет организация ЖКХ не имеет, ведь услуги оказываются населению не бесплатно, а ниже себестоимости, и организация ЖКХ имеет выручку по таким операциям, которая облагается НДС.
Что касается непосредственной оплаты сумм НДС поставщику тепла, то здесь хотелось бы отметить следующее.
Действительно, одним из условий предъявления сумм НДС к вычету является их уплата поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг). Тем не менее нельзя формально подходить к формулировке НК РФ "уплаченные им" и понимать это "как уплаченные непосредственно организацией-должником".
Оплатой услуг согласно п.2 ст.167 НК РФ, в частности, признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика. Однако, от кого должны поступить денежные средства, чтобы они были признаны оплатой услуг, в Налоговом кодексе не указано, следовательно, это правило распространяется на поступления кредитору денежных средств, в том числе НДС, как от самого дебитора, так и третьего лица по его поручению.
Это означает, что вычетам подлежат суммы НДС, не только уплаченные налогоплательщиком лично, но и суммы НДС, уплаченные по его поручению третьими лицами.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при наличии счета-фактуры поставщика организация ЖКХ имеет полное право предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику тепла местной администрацией по ее поручению.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:
Д-т сч.20 К-т сч.60 - 8 333 333 руб. - стоимость услуг поставщика тепла списана на себестоимость
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 1 666 667 руб. - учтена сумма НДС в стоимости услуг поставщика тепла
Д-т сч.76 К-т сч.86 - 10 000 000 руб. - бюджетные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч.86 К-т сч.91 - 10 000 000 руб. - средства целевого финансирования направлены на погашение убытка
Д-т сч.60 К-т сч.76 - 10 000 000 руб. - погашена задолженность местной администрации "по возмещению убытков", а также долг поставщику тепла
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 1 666 667 руб. - сумма НДС по услугам поставщика тепла принята к вычету.
Одним из условий обоснованного применения льгот по НДС в соответствии с п.4 ст.149 НК РФ является наличие у налогоплательщика раздельного учета, причем как выручки от реализации льготируемой продукции (работ, услуг), так и затрат, связанных с ее производством.
Раздельный учет выручки от реализации льготируемых работ и услуг подробно рассмотрен ниже (пример 4). Что касается раздельного учета затрат, то он предполагает раздельный учет сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, используемых для оказания облагаемых и не облагаемых налогом услуг. Такая необходимость обусловлена различными правилами учета сумм НДС, уплаченных поставщикам и подрядчикам, при осуществлении организацией операций как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых.
При реализации облагаемых НДС услуг сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" до того момента, когда они могут быть приняты к вычету в порядке, установленном нормами НК РФ, после чего указанные суммы списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты по НДС").
Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для операций, не облагаемых налогом, согласно подп.1 п.2 ст.170 НК РФ вычету (возмещению из бюджета) не подлежат, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ в случае частичного использования приобретенных товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, подлежащих обложению НДС, а частично при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками, подлежат налоговому вычету либо учитываются в их стоимости в определенной пропорции.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, отгруженных за налоговый период.
Пример 3
Организация ЖКХ оказывает услуги населению по предоставлению в пользование жилых помещений (обороты по реализации таких услуг не облагаются НДС), также она получает средства от организаций сверх установленных тарифов за коммунальные и эксплуатационные услуги (обороты по реализации таких услуг облагаются НДС).
Общий объем выручки от реализации услуг без НДС и налога с продаж за отчетный налоговый период составил 400 000 руб., в том числе 100 000 руб. - от реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
Сумма материальных ресурсов, использованных как при оказании услуг, реализация которых подлежит налогообложению, так и не подлежащих налогообложению, и которые нельзя напрямую отнести к определенному виду операций, составила 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб.
На основании первичных документов бухгалтерией составляется расчет "общих" расходов, приходящихся на облагаемые и не облагаемые НДС услуги, а также суммы НДС, подлежащей отнесению на расчеты с бюджетом. Такой расчет оформляется в виде бухгалтерской справки, на основании которой заполняется журнал аналитического учета издержек производства.
Бухгалтерская справка:
удельный вес не облагаемых НДС услуг в общей стоимости оказанных услуг составляет 25% (100 000 руб. : 400 000 руб. х 100%);
удельный вес облагаемых НДС услуг в общей стоимости оказанных услуг составляет 75% (300 000 руб. : 400 000 руб. х 100%);
сумма НДС по "общим" расходам, приходящаяся на стоимость облагаемых НДС услуг, составила 15 000 руб. (20 000 руб. х 75%);
сумма НДС по "общим" расходам, приходящаяся на стоимость не облагаемых НДС услуг, составила 5000 руб. (20 000 руб. х 25%).
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 15 000 руб. - сумма НДС в составе общих затрат, которые нельзя напрямую отнести к определенному виду операций, принята к вычету (возмещению из бюджета) на основании бухгалтерской справки
Д-т сч.20 К-т сч.19 - 5000 руб. - сумма НДС в составе общих затрат, которые нельзя напрямую отнести к определенному виду операций, учтена в стоимости услуг, освобождаемых от налогообложения на основании бухгалтерской справки.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (п.4 ст.170 НК РФ).
Следует помнить, что налогоплательщик имеет право не применять положения п.4 ст.170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в полном объеме (без соблюдения пропорции) согласно порядку, предусмотренному ст.172 НК РФ.
Налог с продаж
Операции по реализации физическим лицам жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях освобождаются от обложения налогом с продаж (п.2 ст.350 НК РФ).
Под жилищно-коммунальными услугами обычно понимается техническое обслуживание жилья, а также коммунальные услуги, потребляемые населением, проживающим в домах, относящихся к жилищному фонду, стоимость которых взимается в рамках квартирной платы (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов и др., включая пользование электроэнергией).
Глава 27 НК РФ "Налог с продаж" не содержит определения жилищно-коммунальных услуг, а поскольку институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (ст.11 НК РФ), то при отнесении услуг к жилищно-коммунальным можно руководствоваться, например, Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163), согласно которому под жилищно-коммунальными понимаются:
- Жилищные услуги:
- предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности;
- услуги по обмену жилых помещений;
- оформление обмена жилых помещений;
- услуги по приватизации жилых помещений;
- содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья;
- капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья;
- ремонт и эксплуатация лифтов;
- противопожарные мероприятия;
- предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях;
- эксплуатация и ремонт мусоропроводов;
- сбор бытовых отходов;
- вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- уборка внутриподъездных и придомовых территорий;
- уборка газонов, детских, спортивных, хозяйственных и других площадок;
- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий.
- Услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания:
- гостиниц; мотелей; общежитий; прочее.
- Услуги по электроснабжению:
- предоставление электроэнергии;
- замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых электрических сетей и электротехнической арматуры;
- электрификация домовладений, дачных и гаражных кооперативов, других объектов;
- установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода электроэнергии.
- Услуги водоснабжения и канализации:
- предоставление услуг водоснабжения (без горячей воды);
- установка, ремонт и обслуживание водоразборного оборудования, арматуры и трубопроводов;
- перевозка (доставка) населению питьевой воды;
- установка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды;
- предоставление услуг канализации;
- замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых водопроводных и канализационных систем;
- ремонт и обслуживание систем водоснабжения, водоочистки и канализации;
- выдача разрешений собственникам жилищного фонда на подключение к водопроводной или канализационной сети;
- устройство систем водоснабжения, водоочистки и канализации.
- Услуги газоснабжения:
- сетевого газоснабжения;
- сжиженного газоснабжения;
- устройство, ремонт и обслуживание внутридомового газового оборудования и арматуры;
- обмен, поставка баллонов со сжиженным газом;
- установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода газа;
- ремонт и обслуживание газораспределительных станций, газораспределительных устройств.
- Услуги теплоснабжения:
- предоставление услуг центрального и горячего водоснабжения;
- предоставление услуг вентиляции и кондиционирования;
- замена изношенного (включая монтаж), ремонт и обслуживание отопительного оборудования, арматуры и сетей отопления и горячего водоснабжения;
- замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения;
- замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание систем вентиляции и кондиционирования;
- теплофикация домовладений, дачных и гаражных кооперативов, других объектов;
- установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода тепловой энергии;
- устройство тепловых пунктов, бойлерных;
- ремонт и обслуживание тепловых пунктов, бойлерных.
Несмотря на ряд писем налоговых органов, иногда сужающих указанный перечень, все вышеназванные услуги являются жилищно-коммунальными, и, по мнению автора, операции по их реализации населению налогом с продаж не облагаются.
Если же организация ЖКХ реализует за наличный расчет работы и услуги, как облагаемые, так и не облагаемые налогом с продаж, необходимо организовать раздельный учет их реализации. Раздельный учет стоимости реализованных работ и услуг ведется с целью применения льготы по налогу с продаж, поскольку ее получение обусловлено ведением раздельного учета (п.2 ст.350 НК РФ).
Как правило, раздельный учет реализации для целей исчисления налога с продаж означает следующее:
выделение в первичных учетных документах (счетах, актах выполненных работ, накладных, кассовых чеках, приходных кассовых ордерах и т.п.) и регистрах синтетического учета (мемориальных ордерах, бухгалтерских проводках, журналах, книгах, ведомостях, оборотно-сальдовых ведомостях, главной книге и др.) сумм налога с продаж по операциям, связанным с реализацией работ и услуг населению за наличный расчет;
отражение операций, связанных с реализацией работ и услуг физическим лицам за наличный расчет, по отдельным субсчетам соответствующих балансовых счетов.
Пример 4
В течение отчетного периода организация ЖКХ оказала населению за наличный расчет услуги на общую сумму 72 600 руб., в том числе:
не облагаемых налогом с продаж - 60 000 руб.;
облагаемых налогом с продаж - 12 600 руб., в том числе налог с продаж по ставке 5% - 600 руб.
Организацией открыты следующие субсчета бухгалтерского учета для счета 90 "Продажи":
- 90/1/1 - реализация услуг, не облагаемых налогом с продаж;
- 90/1/2 - реализация услуг, облагаемых налогом с продаж.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.50 К-т сч.62 - 72 600 руб. - поступила выручка от реализации услуг
Д-т сч.62 К-т сч.90/1/1 - 60 000 руб. - отражена стоимость реализованных услуг, не облагаемых налогом с продаж
Д-т сч.62 К-т сч.90/1/2 - 12 600 руб. - отражена стоимость реализованных услуг, облагаемых налогом с продаж
Д-т сч.90/1/2 К-т сч.68 - 600 руб. - начислена сумма задолженности перед бюджетом по налогу с продаж
Д-т сч.68 К-т сч.51 - 600 руб. - налог с продаж перечислен в бюджет.
Обратите внимание! В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ глава 27 "Налог с продаж" утрачивает силу с 1 января 2004 г.
Земельный налог
Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций ЖКХ.
Тем не менее согласно ст.8 указанного Закона в 2003 г. налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), исчисляется в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв. м (п.16 Инструкции МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Для применения пониженной ставки налога следует иметь в виду, что под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания (ст.1 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"). В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера (ст.4 Жилищного кодекса РСФСР).
За земли, занятые нежилым фондом, находящимся на балансе организаций ЖКХ, земельный налог уплачивается по полным ставкам.
Налог на имущество
Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" освобождение организаций ЖКХ от уплаты налога на имущество также не предусмотрено. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ (ст.5 Закона РФ N 2030-1).
Кроме того, стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящихся на ее балансе (ст.5 "а" Закона РФ N 2030-1), поэтому организации ЖКХ могут существенно снизить сумму налога, воспользовавшись этим положением.
В соответствии с п.6 "а" Инструкции ГНС РФ от 8 июня 1996 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" при применении указанной нормы предприятиям следует пользоваться Классификатором отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ), согласно которому к объектам жилищно-коммунальной сферы относятся:
- жилой фонд;
- гостиницы (за исключением туристических);
- дома и общежития для приезжих;
- объекты внешнего благоустройства, улично-дорожная сеть;
- искусственные сооружения;
- объекты инженерной защиты города;
- зеленые насаждения общего пользования;
- уличное освещение;
- сооружения санитарной уборки городов;
- здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;
- сооружения и оборудование пляжей и переправ;
- элементы простейшего водоснабжения;
- очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни;
- объекты газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд;
- районные и другие тепловые сети;
- районные и другие котельные;
- участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Между тем постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" действие на территории РФ Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ) отменено с 1 января 2003 г.
Взамен с этой же даты введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), по которому виды деятельности не совпадают с отраслями народного хозяйства по ОКОНХ, в частности, такого вида деятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, в ОКВЭД нет вообще, что исключает его применение при решении вопроса об отнесении объектов к жилищно-коммунальной сфере.
Указанные классификаторы не являются актами законодательства о налогах и сборах и соответственно не могут устанавливать, отменять, изменять права и обязанности по их уплате, но могут использоваться для толкования терминов, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах (ст.11 НК РФ).
Таким образом, поскольку после отмены ОКОНХ изменения в Инструкцию N 33 по этому поводу не вносились, в частности, не отменен подп."а" п.6 Инструкции, то, как и прежде, при отнесении объектов к жилищно-коммунальной сфере организации могут пользоваться Классификатором отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ).
И еще. Сдача налогоплательщиком помещений в объектах жилищно-коммунальной сферы, находящихся на его балансе, в аренду физическим и юридическим лицам не препятствует ему в уменьшении в целях исчисления налога на имущество стоимости своего имущества на балансовую стоимость таких объектов, в том числе сдаваемых им в аренду, поскольку применение данной льготы налогоплательщиком-балансодержателем не зависит от того, как фактически он использует эти объекты, ведь в Законе N 2030-1 не установлены условия, при которых балансодержатель не имел бы права применять названную льготу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 г. N А05-1831/01-137/14).
Что касается объектов жилищно-коммунальной сферы, не законченных строительством в срок (не принятых в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), то здесь хотелось бы отметить следующее.
Специалисты Минфина РФ считают, что распространение вышеуказанной льготы на объекты незавершенного строительства, отражаемые организацией на счете 08 "Капитальные вложения", возможно только в случае, если строительство объекта жилищно-коммунальной сферы завершено и он передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию (Письмо от 13 июля 2001 г. N 04-05-06/65). Такая позиция основана на том, что отнесение имущества организации к льготируемым объектам осуществляется на основании технической документации (паспортов) на конкретный имущественный объект, которая выдается только после завершения строительства и передачи объектов заказчику в эксплуатацию.
Однако согласно п.2 Письма МНС РФ от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/350, если объекты, не законченные строительством в срок, относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий", например объекты жилищно-коммунальной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество.
Поскольку в компетенцию Минфина не входят вопросы по налогообложению, то организациям ЖКХ следует руководствоваться указанным Письмом МНС РФ и уменьшать стоимость своего имущества на балансовую (нормативную) стоимость не законченных строительством объектов жилищно-коммунальной сферы.
Алгоритм расчета и корректировки
экономически обоснованного тарифа на услуги ЖКХ
Рис.1
/-------------\ /--------------------------------------------------\
| Анализ | |Формирование ограничений на рост тарифов исходя из|
|фактического | |динамики доходов населения и возможностей бюджета|
|уровня затрат| |(РЭК, подразделения ГАК, служба заказчика) |
\-------------/ \--------------------------------------------------/
| /-----------------------------\ | /--------------------\
| |Оценка полноты и применимости| | |Оценка соответствия|
| |имеющейся нормативной базы | | /----|тарифа региональному|
| \-----------------------------/ | | |стандарту предельных|
| | | | | платежей |
| | | | \--------------------/
| |
/---------\ /-------------\ /------------------------\ | |
|Выявление| |Планирование | |Утверждение системы норм| | |
|резервов | |снижения уде-| |и нормативов для расчета|----\ | |
|снижения |----|льной себес-| |тарифов в данном регионе| | | |
|затрат по| |тоимости | \------------------------/ | | |
|элементам| \-------------/ | | |
\---------/ | | | |
/--------\ /----------------\ /-------------\ /-------------------\ /--------------\
|Анализ | |Оценка изменения| |Расчет плано-| |Уточнение тарифа на| |Представление |
|уровня | |затрат по срав-|----|вой себестои-|-|основе сравнения с|----|обоснованного |
|потреб- | |нению с факти-| |мости | |нормативами, скор-| |тарифа в орган|
|ления | |ческим уровнем | | | |ректированными с| |местного само-|
|услуг | \----------------/ \-------------/ |учетом местных ус-| |управления |
\--------/ | |ловий с использова-| \--------------/
| | | |нием поправочных| |
| | | |коэффициентов | |
| | \-------------------/ |
/-----------\ /---------------------\ | |
|Оценка | |Оценка необходимости| | | |
|возможности| |увеличения затрат для| | | |
|снижения |---|компенсации роста ус-| | |
|удельного | |ловно-постоянных рас-| | | /------------\
|потребления| |ходов при снижении| | | |Утверждение |
|услуг | |объема реализации или| | | |экономически|
| | |для финансирования| | | |обоснованно-|
| | |дополнительного пе-| | | |го тарифа |
| | |речня работ | | | \------------/
\-----------/ \---------------------/ | | |
| | |
/--------------------------\ | /----------------\ |
|Планирование необходимого| \------|Расчет планового| |
|повышения качества, выпол-| |уровня экономи-| |
/---------|нения дополнительного|--------|чески обоснован-| |
| |объема работ, реализация и| |ного тарифа | |
| |планирование инвестицион-| \----------------/ |
| |ных проектов | |
| \--------------------------/ | |
/-------------\ |
|Оценка качес-| /---------------------\ | /----------------------\
|тва обслужи-| |Расчет фонда развития| | |Установление дифферен-|
|вания, полно-| \---------------------/ | |цированных тарифов |
|ты выполняе-| | \----------------------/
|мого набора| /-----------------------\ |
|работ по реа-| |Расчет фонда накопления| /------------\
|лизации услуг| \-----------------------/ |Планирование|
| | \----------------------------| прибыли |
\-------------/ /-----------------------------------------/
/------------------------\
|Расчет фонда потребления|
\------------------------/
Рис.2
Нормативная база для формирования экономически обоснованных
тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства
/---------------------------\ /\ /------------\ /---------------\
|Нормативы потребления услуг|--|| | Нормативы | |Нормативы-инди-|
|(минимальные стандарты) | || |формирования| |каторы расчета|
\---------------------------/ || |фондов раз-| | тарифов |
|| |вития, на-| \---------------/
/---------------------------\ || |копления и| |
|Общие нормативы | || |потребления | |
|качества обслуживания: | || \------------/ |
|регламенты работ, правила |--||
|технической эксплуатации, | || /--------------\ /---------------\
|СНИПы, СанПиНы | || |Расчет прибыли| | Уточнение |
\---------------------------/ || \--------------/ |значения тарифа|
|| | \---------------/
/---------------------------\ || | |
|Нормативы затрат материаль-| || | |
|но-технических ресурсов:| ||
|укрупненные прейскуранты,|--|| /-----------------------------------\
|ЕНиРы, ЕРЕРы, СНиРы | ||-| Расчет планового значения тарифа |
\---------------------------/ || \-----------------------------------/
|| |
/---------------------------\ ||
|Трудовые нормативы: укруп-| || /-----------------------------------\
|ненные нормативы численнос-| || |Дифференциация тарифов в соответст-|
|ти, численность работающих|--|| |вии с качеством условий проживания |
|в расчете на обслуживаемое| || \-----------------------------------/
|население по видам деятель-| ||
|ности, мощность муниципаль-| || |
|ных предприятий | || |
\---------------------------/ || |
|| |
/---------------------------\ || |
|Техническое состояние осно-| || |
|вных средств ЖКХ и уровень| || /-----------------------------------\
|их использования: нормативы| || |Потребительские свойства услуг ЖКХ:|
|амортизационных отчислений,|--|| |качество дома, квартиры, установ-|
|стоимость основных средств| || |ленный договором уровень качества|
|и нормативы формирования| || | обслуживания |
|ремонтного фонда | || \-----------------------------------/
\---------------------------/ \/
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 40, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.