г. Краснодар |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А53-11593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при проведении онлайн-заседания, ведении протокола помощником судьи Лысенко Д.Л. и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) - Арутюновой И.М. (доверенность от 18.12.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Склярова А.А. (доверенность от 16.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А53-11593/2019, установил следующее.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 26 867 рублей 70 копеек неустойки за просрочку доставки груза (нефтепродукта).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019, в иске отказано. Суды исходили из того, что, исходя из условий договора и правил исчисления сроков доставки груза, просрочка не допущена.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что при исчислении срока доставки груза отправительским маршрутом следует складывать отдельно срок доставки от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, срок доставки груза от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения, после чего, руководствуясь пунктом 5.1, 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила исчисления сроков), прибавлять единожды 2+1 суток.
В отзыве железная дорога отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 01.09.2018 по железнодорожной накладной N ЭЬ502467 (вагоны-цистерны N 73083958, 57044976, 50791193) грузоотправителем - ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в адрес грузополучателя - общества - отправлен груз (топливо дизельное), прибывший, по мнению общества, с просрочкой. Нормативный срок доставки грузов по данной накладной, определенный в соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.3.1, 2.6, 4.2, 5.1 и 5.12 Правил исчисления сроков составляет 10 суток (отправительский маршрут) и истекает 11.09.2018.
Как указал истец, фактически груз прибыл через станцию "Краснодар-Сортировочный" Северо-Кавказской железной дороги на станцию назначения "Веселое" Северо-Кавказской железной дороги и выдан грузополучателю 13.09.2018, т. е. по истечении установленного срока доставки. Просрочка доставки составила 2 суток. На основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации неустойка по его расчету составила 26 867 рублей 70 копеек.
Претензия к перевозчику от 19.10.2018 N 04-13167 об уплате неустойки оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для предъявления обществом иска в суд.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно пунктам 6 и 6.3 Правил исчисления сроков сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в определенных случаях, в том числе задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств, к числу которых отнесены обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур, обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.
В силу статьи 13 Устава перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов. Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В Правилах перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ 29.03.1999 N 10Ц, предусмотрено, что маршруты могут организовываться в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
В Правилах исчисления сроков для перевозки маршрутной отправки с распылением установлен самостоятельный порядок исчисления сроков доставки. Так, пунктом 4.2 Правил определено, что срок доставки рассчитывается для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования - как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, - исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, - и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения, - исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок. Пунктом 2.1 Правил установлено, что нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Согласно подпункту 2.23.3 Тарифного руководства N 1 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5) плата за перевозку отправительскими маршрутами наливных нефтяных грузов с распылением (заадресовкой) в установленных пунктах, если об этом объявлено в специальном приказе, определяется как сумма плат за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления или распределительной станции и за расстояние от железнодорожной станции распыления или распределительной станции до железнодорожной станции выгрузки.
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" указал станцию Краснодар-Сортировочный в качестве станции назначения.
Письмом от 03.09.2018 N 31-03-10579 грузоотправитель просил перевозчика о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сортировочный на станцию Веселая.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что срок доставки спорных вагонов должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки: первый - от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный - 8 суток:
660/550+2+1+3=8 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный, 550 км/сут. - суточная скорость для маршрутных отправок (п. 2.3.1 Правил) независимо от расстояния перевозки, 2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил), 1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12 Правил), 3 сут. - увеличение срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО "РЖД" по пункту 1.1 договора от 24.01.2014 N 97/2017 в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО "Лукойл-Волгогдарнефтепереработка";
второй - 7 суток: 546/160+2+1=7 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6 Правил), где:
546 км - расстояние от станции распыления Краснодар-Сорт. до станции назначения Веселая, 160 км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1 Правил), 2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил), 1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12 Правил).
Таким образом, по спорной железнодорожной накладной срок доставки истек 17.09.2018, поэтому с учетом прибытия вагонов 13.09.2018 просрочка отсутствует.
Расчет истца и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции Татьянка до станции Веселое 966 км не соответствует названному порядку расчета для определенных самим грузоотправителем условий перевозки по ж/д накладной (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из двух частей.
В иске отказано правильно. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А53-11593/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Правилах перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ 29.03.1999 N 10Ц, предусмотрено, что маршруты могут организовываться в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
...
Согласно подпункту 2.23.3 Тарифного руководства N 1 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5) плата за перевозку отправительскими маршрутами наливных нефтяных грузов с распылением (заадресовкой) в установленных пунктах, если об этом объявлено в специальном приказе, определяется как сумма плат за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления или распределительной станции и за расстояние от железнодорожной станции распыления или распределительной станции до железнодорожной станции выгрузки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2020 г. N Ф08-2791/20 по делу N А53-11593/2019