Цены и прибыль собственника
Методы ценообразования, рассмотренные в данной рубрике, предполагают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки. Однако показатель себестоимости в каждом случае рассчитывается по-разному.
Сущность метода ценообразования на основе переменных затрат заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для исчисления цены используются две формулы:
Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты + Коммерческие, общие, административные расходы) : Суммарные переменные производственные затраты х 100 |
Цена на основе переменных затрат = Переменные производственные зат- раты на единицу + (Процент наценки : 100 х Переменные производственные затраты на единицу продукции) |
Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости. Она должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.
Рассмотрим использование метода ценообразования на основе переменных затрат на примере компании "Великан-Рус", которая занимается продажей тракторов.
В табл.1 представлена информация о деятельности этой фирмы. Удельные переменные производственные затраты на один трактор составляют 150 569 руб. За год было продано 64 трактора, соответственно совокупные переменные издержки составили 9 636 416 руб. Совокупные постоянные расходы организации за год составили 1 101 408 руб. Собственник предприятия желает получить прибыль - 1 127 970 руб.
Рассчитаем цену трактора на основе метода переменных затрат:
Процент наценки = (1 127 970 + 1 101 408) : 9 636 416 х 100 = 23,14%
Цена на основе переменных затрат = 150 569 + 150 569 х 0,2314 = 185410,67 руб.
Итак, при цене продажи 185 410,67 руб. компании удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.
Следующий способ ценообразования - метод валовой прибыли. В качестве расчетной базы в этом случае используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчете валовой прибыли. Для расчетов используются две формулы:
Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие, общие, административные расходы) : Суммарные производственные затраты х 100 |
Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу + (Процент наценки : 100 х Суммарные производственные затраты на единицу продукции) |
Рассчитаем цену на основе валовой прибыли, используя данные табл.1.
Издержки обращения (в том числе коммерческие, общие и административные расходы), по данным бухгалтерии, составили 1 708 832 руб., стоимость закупленных тракторов - 9 028 992 руб. При реализации 64 единиц техники стоимость одного трактора составляет 141 078 руб.
Процент наценки = (1 127 970 + 1 708 832) : 9 028 992 х 100 = 31,42%.
Цена на основе валовой прибыли = 141 078 + (141 078 х 0,3142) = 185404,71 руб.
Третий способ расчета цены называется метод рентабельности продаж. В нем процентная надбавка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы данный метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Для расчетов используются следующие формулы:
Процент наценки = Желаемая величина прибыли : Суммарные затраты х 100 |
Цена на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + (Процент наценки : 100 х Суммарные затраты на единицу) |
Рассчитаем цену одного трактора методом рентабельности продаж. Данные для расчета возьмем из табл.1 Суммарные затраты на единицу рассчитываются делением общей суммы затрат на количество проданных тракторов: 10 737 824 : 64 = 167778,50 руб.
Процент наценки составит: 1 127 970 : 10 737 824 х 100 = 10,50%.
Цена на основе рентабельности продаж:
167778,50 + (167778,50 х 0,105) = 185395,24 руб.
Последний способ расчета цены - метод рентабельности активов. Установление цены этим методом должно обеспечить организации определенный уровень рентабельности активов. Правление предприятия при проведении сделок применяет минимальную норму рентабельности активов - 8,5%. Для расчета цены используется формула:
Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая норма рентабельности активов х Общая стоимость задействованных активов : Ожидаемый объем продаж в единицах) |
Сумма задействованных активов складывается из внеоборотных активов и средних остатков оборотных активов. По данным бухгалтерского учета, на 01.01.2003 их стоимость составила соответственно 8 696 694 руб. и 4 716 000 руб. Таким образом, общая сумма задействованных активов была равна 13 412 694 руб. Теперь, подставляя все данные в формулу, получим следующий результат.
Цена на основе рентабельности активов:
167778,50 + 0,085 х (13 412 694 : 64) = 185592,20 руб.
Для анализа сведем все полученные расчетные данные в табл.2.
Таблица 2
Сводные данные расчета цены
разными методами
Название метода | % наценки или рен- табельности активов |
Планируемая цена, руб. |
Метод переменных затрат | 23,14 | 185 411 |
Метод валовой прибыли | 31,42 | 185 405 |
Метод рентабельности продаж | 10,50 | 185 395 |
Метод рентабельности активов | 8,5 | 185 592 |
В связи с тем, что цена рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все четыре метода дали близкий результат. Средняя арифметическая планируемых цен равняется 185 450 руб., а разница между ней и ценами, рассчитанными в каждом случае, составляет менее 0,1%.
При использовании описанных выше методов ценообразования следует учитывать некоторые особенности. Так, метод переменных затрат целесообразно применять при соблюдении двух условий:
- стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, в компании должна быть одинакова;
- отношение переменных затрат к остальным производственным расходам должно быть одинаково для всех видов продукции. В нашем случае эти два условия практически не выполняются.
Цена, установленная на основе переменных затрат, фактически совпадает с ценой, исчисленной на основе валовой прибыли. Поскольку отличие в этих методах состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, а во втором - все производственные расходы, то эта разница компенсируется процентной наценкой. Этот метод легко применять на практике, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции легко получить из учетных данных. Здесь нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.
При расчете цены методом рентабельности продаж наибольшую трудность составляет разделение коммерческих, общих и административных расходов на конкретные виды продукции, иными словами, выделение переменной и постоянной составляющих в совокупных затратах. Ошибки в распределении этих расходов могут привести к ошибкам в ценообразовании. Необходимо иметь в виду, что полученные результаты можно использовать лишь в качестве отправной точки, поскольку рассмотренный метод не учитывает внешние факторы, такие как положение предприятия на рынке, уровень конкуренции и др.
В ценообразовании методом рентабельности активов основной проблемой является правильное определение стоимости используемых активов. В противном случае этот метод может дать неверный результат.
Таким образом, следует сделать вывод: для расчета цен на тракторы можно использовать любой из описанных способов, но наиболее доступным, простым и эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли.
Для принятия ценовых решений в управленческом анализе часто применяются два понятия - долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены.
Долгосрочный нижний предел представляет собой цену, минимально покрывающую полные издержки организации, связанные с производством (закупкой) и реализацией продукции (товара, услуги). Он определяется размером их полной себестоимости.
Краткосрочный нижний предел цены покрывает лишь переменную себестоимость продукции (товара, услуги). Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход. Информация о нем аккумулируется в системе "директ-костинг".
Рассмотрим значение этих показателей для принятия ценовых решений на примере компании "Булфарма", которая осуществляет оптовую торговую деятельность фармацевтической продукцией и средствами личной гигиены, в том числе зубной пастой. В оптовой торговле товар у поставщика зачастую заказывается крупными партиями, состоящими из нескольких товарных позиций. В табл.3 приведена информация о необходимых размерах поставки и закупочных ценах на зубную пасту различных наименований.
Известны постоянные расходы фирмы - 45 930 руб. Они не зависят от состава и объема заказа и включают заработную плату менеджеров и администрации (при условии оплаты труда по системе окладов), канцелярские расходы, затраты на аренду помещений и другие управленческие издержки.
Постоянные расходы распределяются на каждую товарную позицию пропорционально доле ее стоимости в общей сумме заказа, для чего определяется ставка распределения постоянных затрат: 45 930 : 389 250 = 0,118 руб. Это означает, что каждому рублю закупочной стоимости товара соответствует 11,8 коп. постоянных расходов фирмы.
Тогда на зубную пасту "Пепсодент" будет отнесено постоянных затрат на сумму: 24 500 х 0,118 = 2891 руб. В результате общие расходы, связанные с приобретением данной товарной позиции, составят 27 391 руб. (24 500 + 2891).
Для расчета издержек, приходящихся на одну упаковку зубной пасты "Пепсодент", полученные затраты делим на количество упаковок в партии товаров: 27 391 : 7000 = 3,91 руб.
Результаты расчетов по другим видам товаров приведены в табл.4. Таким образом, долгосрочный нижний предел цены должен учитывать постоянные расходы и быть выше значений, указанных в гр.4 данной таблицы.
Таблица 1
Сводные данные для расчета цены
Желаемая величина прибыли, руб. |
Суммарные постоянные расходы, руб. |
Переменные рас- ходы на единицу, руб. |
Количество реа- лизованных еди- ниц, шт. |
Суммарные пере- меннные издерж- ки, руб. |
1 127 970 | 1 101 408 | 150 569 | 64 | 9 636 416 |
Таблица 3
Размеры поставки и закупочные цены на зубную пасту
Наименование товара | Количество, ед. |
Закупочная цена, руб. |
Сумма, руб. |
Пепсодент | 7 000 | 3,5 | 24 500 |
Блендамед "Здоровая белизна" | 3 500 | 4,7 | 16 450 |
Каримед | 7 000 | 5,9 | 41 300 |
Колгейт "Сенсационное отбеливание" | 42 000 | 6,5 | 273 000 |
Аквафреш | 8 500 | 4,00 | 34 000 |
Итого | 68 000 | - | 389 250 |
Таблица 4
Расчет полной себестоимости единицы товара, руб.
Наименование товара | Закупочная стоимость товара |
Постоянные зат- раты, отнесен- ные на товар |
Итого затрат (гр.1+ гр.2) |
Затраты на одну упаковку |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Пепсодент | 24 500 | 2 891 | 27 391 | 3,91 |
Блендамед "Здоровая белизна" |
16 450 | 1 941 | 18 391 | 5,25 |
Каримед | 41 300 | 4 873 | 46 173 | 6,60 |
Колгейт "Сенсационное отбеливание" |
273 000 | 32 213 | 305 213 | 7,27 |
Аквафреш | 34 000 | 4 012 | 38 012 | 4,47 |
Итого | 389 250 | 45 930 | 435 180 | - |
М. Вахрушина,
д.э.н., профессор ВЗФЭИ
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 40, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.