г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А20-2213/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судья Шогенов Х.Н., секретарь судебного заседания Сёмина Т.П.), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусиковым В.В., от заявителя - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 10407002077, ИНН 0711038428) - Накушевой М.Х. (доверенность от 19.03.2019), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Кажаева Хасанби Николаевича (ИНН 070701025061, ОГРНИП 307070724200035) - Губочикова Г.М. (доверенность от 05.11.2019), Жанокова А.К. (доверенность от 05.11.2019), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721007588, ОГРН 1040700000516), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 67489 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Кажаева Хасанби Николаевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А20-2213/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянско-фермерского хозяйства Кажаеву Х.Н.
(далее - предприниматель) о взыскании 1 733 761 рубля 23 копеек гранта, выданного на развитие семейной животноводческой фермы, и расторжении соглашения от 12.12.2017 N 24.
Определением суда от 19.09.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики (контрольно-счетная палата).
Решением суда от 01.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2020, с предпринимателя в пользу министерства взыскано 1 733 761 рубль 23 копейки предоставленного гранта, в остальной части исковое заявление оставлено без рассмотрения. С предпринимателя в доход бюджета Российской Федерации взыскано 30 338 рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы нарушением порядка соблюдения условий предоставления предпринимателю гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что фермерское хозяйство предпринимателя обладает признаками семейной животноводческой фермы, определенными пунктом 2 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республики, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 N 23-ПП (далее - Правила N 23-ПП), два члена хозяйства состоят в родстве. Предприниматель представил в суд доказательства родства членов хозяйства, которые не получили оценку суда. В министерство к заявке доказательством наличия родства между членами хозяйства направлялось выписка из похозяйственной книги, к которой замечаний не возникло. Обязательства по заключенному с министерством соглашению выполнены. Основания для возврата субсидии отсутствуют.
В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы жалобы, министерства - возражал против них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель в 2017 году представил документы на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы, по результатам рассмотрения которых министерство заключило с ним соглашение от 12.12.2017 N 24 о предоставлении 1 733 761 рубля 23 копеек гранта, который перечислен предпринимателю 18.12.2017 в полном объеме.
По результатам проведенной контрольно-счетной палатой проверки эффективности использования бюджетных средств в отношении министерства составлен акт от 25.05.2018 о выявлении нарушения подпункта "а" пункта 5 и подпункта "в" пункта 7 Правил N 23-ПП при предоставлении предпринимателю гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства.
В порядке досудебного урегулирования спора 15.10.2018 предпринимателю направлено претензионное письмо, содержащее информацию о выявленном нарушении и предложение возвратить бюджетные средства в полном объеме.
Претензия министерства, полученная предпринимателем 18.10.2018, оставлена без удовлетворения.
Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи 78, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Правила N 23-ПП устанавливают порядок и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы - бюджетные ассигнования, перечисляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2014 N 154-ПП, в целях развития на сельских территориях Кабардино-Балкарской Республики крестьянского (фермерского) хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности исходя из расчета создания не менее 3 новых постоянных рабочих мест на один грант, полученный в текущем финансовом году.
Семейная животноводческая ферма - крестьянское (фермерское) хозяйство, отвечающее установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" критериям микропредприятия, зарегистрированное на сельской территории Кабардино-Балкарской Республики, основанное на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2 таких членов, включая главу) и совместно осуществляющих деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных, птицы и рыбы, продолжительность деятельности которого превышает 24 месяца с даты его регистрации (пункт 2 Правил N 23-ПП).
Главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух, включая главу хозяйства), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии (подпункт "а" пункта 5 Правил N 23-ПП).
Для участия в конкурсном отборе глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров и на создание и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства с главой крестьянского (фермерского) хозяйства (подпункт "в" пункта 7 Правил N 23-ПП).
Основаниями для отказа в предоставлении гранта являются: несоответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил; представление документов, предусмотренных пунктом 7 Правил, не в полном объеме; представление недостоверных сведений или документов (копий документов); представление документов неуполномоченным лицом; представление документов с нарушением срока приема документов; отсутствие подписи на документах, предусматривающих подпись заявителя или соответствующего должностного лица (пункт 30 Правил N 23-ПП).
Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля проверяют соблюдение получателями гранта условий, целей и порядка предоставления гранта посредством проведения документарной проверки отчетности, указанной в пункте 37 Правил (пункт 38 Правил N 23-ПП).
Заявители несут ответственность за достоверность представляемых в Министерство документов, целевое использование средств указанного гранта и соблюдение условий его предоставления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 39 Правил N 23-ПП).
Грант подлежит возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в случаях: неисполнения условий предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений; образования остатка гранта, не использованного получателем гранта в отчетном финансовом году (пункт 40 Правил N 23-ПП).
Отказ в предоставлении гранта может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 43 Правил N 23-ПП).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что грант в размере 1 733 761 рубля 23 копеек получен предпринимателем в полном объеме, что им не оспаривается.
Проведенной контрольно-счетной палатой проверкой установлено, что в числе представленных предпринимателем документов отсутствовали перечисленные в пункте 7 Правил N 23-ПП доказательства, подтверждающие родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства Урусова О.Н., Пшецукова А.М. и Хамукова А.А. с главой крестьянского (фермерского) хозяйства - Кажаевым Х.Н.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в составе документов, предъявленных конкурсной комиссии в министерство для участия в конкурсе, имелась лишь выписка из похозяйственной книги, которая не признана третьим лицом и судом в качестве документа, бесспорно подтверждающего родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства с его главой. Суд указал, что похозяйственная книга ведется представителями личных подсобных хозяйств, данные в нее вносятся на основании устных заявлений самих граждан и не могут служить доказательством родства.
Это обстоятельство отражено в акте как нарушение при предоставлении субсидии, министерству третьим лицом выдано представление об устранении названного нарушения бюджетного законодательства.
Суд проверил и отклонил доводы предпринимателя о наличии родственных отношений со ссылкой на справки, выданные главой местной администрации сельского поселения Черная речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 24.10.2018, трудовыми контрактами, свидетельствами о рождении названных лиц, свидетельством о заключении брака.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ)).
Членами фермерского хозяйства могут быть: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет; граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек (часть 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ).
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство (части 2, 4 статьи 4 Закона N 74-ФЗ).
Суд установил, что в соглашении членами фермерского хозяйства указаны глава Кажаев X. Н. и члены хозяйства Урусов О.Н. (брат по отцу), Пшецуков А.М. (двоюродный брат) и Хамуков А.А. (племянник).
Представленные справки, выданные местной администрацией сельского поселения Черная речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республики определяют родство членов хозяйства по отношению к его главе следующим образом: Урусов О.Н. является братом по отцу, Пшецуков А.М. - двоюродным братом, Хамуков А.А. - племянником.
Судебные инстанции, отмечая, что племянник Хамуков А.А. не входит в перечень лиц, являющихся членами семейного фермерского хозяйства главы Кажаева X.Н., сочли его нарушившим условия предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Между тем, судебные инстанции не учли, что крестьянско-фермерское хозяйство предпринимателя соответствовало подпункту "а" пункта 5 Правил N 23-ПП, а именно: наличие не менее двух, включая главу хозяйства, граждан Российской Федерации, состоящих в родстве. Так, как установлено, Урусов О.Н. является братом по отцу, а Пшецуков А.М. - двоюродным братом. Братья входят в перечень членов хозяйства согласно части 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ. Кроме того, членство в хозяйстве племянника главы Хамукова А.А. соответствует части 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ, допускающей возможность включения в состав хозяйства не более пяти граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства.
Суд установил, что при подаче заявления на получение гранта приложена выписка из похозяйственной книги N 2 администрации сельского поселения Черная Речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республике, согласно которой главой хозяйства является Кажаев X.Н., членами хозяйства: Урусов О.Н. (брат), Пшецуков А.М. (племянник), Хамуков А.А. (племянник).
При этом суд отметил, что из представленных справок местной администрации сельского поселения Черная речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республики следует, что Пшецуков А.М. является двоюродным братом Кажаева X.Н.
Между тем, из справок от 24.10.2018 усматривается, что Пшецуков А.М. является племянником Кажаева X.Н. (л. д. 62, 82 т. 1). Эти же сведения содержатся и в выписке из похозяйственной книги N 2 администрации сельского поселения Черная Речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республике, представленной в суд апелляционной инстанции (л. д. 40 - 42 т. 2), а также в министерство при получении гранта.
Поскольку Пшецуков А.М. является племянником Кажаева X.Н., крестьянско-фермерское хозяйство предпринимателя соответствовало требованиям к хозяйству, установленным Правилами N 23-ПП (не менее двух состоящих в родстве, включая главу хозяйства), поскольку Урусов О.Н. является братом Кажаева X.Н.
Судебная коллегия сочла выписку из похозяйственной книги не подтверждающей родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства с его главой, не подлежащей признанию доказательством в смысле, придаваемом приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов".
Суд посчитал, что представленная выписка из похозяйственной книги о том, что глава семьи Кажаев X.Н. и члены хозяйства: Урусов О.Н. (брат), Пшецуков А.М. (племянник) и Хамуков А.А. (племянник) ведут одно личное подсобное хозяйство на территории одного домовладения не соответствует действительности, согласившись с выводом о нарушении предпринимателем подпункта "в" пункта 7 Правил N 23-ПП.
При этом суд не указал мотивы несоответствия действительности записи о ведении указанными лицами одного личного подсобного хозяйства на территории одного домовладения, и степень влияния этого обстоятельства на вывод о неподтверждении родства главы хозяйства с его членов.
Отметив, что похозяйственная книга ведется представителями личных подсобных хозяйств, сведения в нее вносятся на основании устных заявлений самих граждан и не могут служить доказательством родства, суд не опроверг имеющиеся в материалах дела справку главы местной администрации сельского поселения Черная речка Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 24.10.2018 о степени родства между членами хозяйства, трудовые контракты, копии свидетельств о рождении членов хозяйства, о заключении их родственниками брака (изменение фамилий).
Правила N 23-ПП не устанавливают конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения степени родства главы хозяйства с его членами.
Судебные инстанции также не признали сведения, содержащиеся в похозяйственной книге, недостоверными.
Правилами N 23-ПП условиями предоставления гранта фермерским хозяйствам его членам, между тем, указано личное участие главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2 таких членов, включая главу). Степень родства при этом конкретно не указана, в связи с чем в таком случае допустимо применение критерия, определенного частью 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ, допускающей возможность включения в состав хозяйства не более пяти граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, а также части 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ (братья входят в перечень членов хозяйства).
Правилами N 23-ПП не установлено также такое требование, что подтверждение факта родства какими-либо определенными документами (например, свидетельствами о рождении, брака, иными конкретными регистрационными документами).
Отсутствует в законе и подзаконных актах, регулирующих спорные отношения, и запрет подтверждать родственные отношения в том числе выпиской из похозяйственной книги, выданной уполномоченным органом в установленном порядке.
Принятие министерством приложенной к заявке на получение гранта без замечаний и уточнений выписки из похозяйственной книги, выданной сельской администрацией, отраженные сведения в которой не опровергнуты министерством и судом, и не противоречат представленным в материалам делам копиям регистрационных документов (свидетельств о рождении, о заключении брака) и новым справкам сельской администрации, последующие заключение соглашения о выдаче гранта и его перечисление предпринимателю свидетельствуют о наличии у последнего разумных правовых ожиданий от поведения государства, и последующее взыскание гранта по формальным основаниям, которые к тому же конкретно не называют определенные документы о родстве, и отсутствии возражений о фактическом наличии родственных отношений, в рассматриваемом случае нарушает базовый правовой принцип стабильности гражданского оборота и разумные правовые ожидания более слабого участника публичных отношений, преобразовавшихся после заключения соглашения о выдаче гранта в гражданско-правовые.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм права к конкретным установленным обстоятельствам дела, а требование министерства,- отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А20-2213/2019 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия сочла выписку из похозяйственной книги не подтверждающей родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства с его главой, не подлежащей признанию доказательством в смысле, придаваемом приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов".
...
Правилами N 23-ПП условиями предоставления гранта фермерским хозяйствам его членам, между тем, указано личное участие главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2 таких членов, включая главу). Степень родства при этом конкретно не указана, в связи с чем в таком случае допустимо применение критерия, определенного частью 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ, допускающей возможность включения в состав хозяйства не более пяти граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, а также части 2 статьи 3 Закона N 74-ФЗ (братья входят в перечень членов хозяйства)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-3791/20 по делу N А20-2213/2019