г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А63-13329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596), ответчика - администрации городского округа города-курорта Ессентуки (ИНН 2626008426, ОГРН 1022601227516), третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки" и администрации городского округа города-курорта Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А63-13329/2018, установил следующее.
АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского округа города-курорта Ессентуки (далее - администрация) о признании права собственности на следующие сооружения производственного назначения:
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,6 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Рабочая, пер. Рабочий, количество опор - 23, поименованный в пункте 46 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 (далее - постановление администрации) как воздушная линия уличного освещения по ул. Рабочая, пер. Рабочий, количество опор - 23, длина линии - 0,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,0 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Ручейная, количество опор - 33, поименованный в пункте 47 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Ручейная, количество опор - 33, длина линии - 1,0 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Речной, количество опор - 15, поименованный в п. пункте 48 постановления как воздушная линия уличного освещения по пер. Речному, количество опор - 15, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Пятигорская, количество опор - 92, поименованный в пункте 50 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Пятигорская, количество опор - 92, длина линии - 1,1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0 0,4 кВ, протяженностью 1,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Попова, количество опор - 44, поименованный в пункте 51 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Попова, количество опор - 44, длина линии - 1,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Полевая, количество опор - 9, поименованный в пункте 52 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Полевая, количество опор - 9, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью - 0,7 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Партизанская, количество опор - 46, поименованный в пункте 53 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Партизанская, количество опор - 46, длина линии - 0,7 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,63 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Пригородная, количество опор - 22, поименованный в пункте 54 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Пригородная, количество опор - 22, длина линии - 0,63 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Подкумская, количество опор - 15 поименованный в пункте 55 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Подкумская, количество опор - 15, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,4 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Пузырева, количество опор - 15, поименованный в пункте 56 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Пузырева, количество опор - 15, длина линии - 0,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Правды, количество опор - 10, поименованный в пункте 57 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Правды, количество опор - 10, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,12 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Подгорный, количество опор - 4, поименованный в пункте 60 постановления как воздушная линия уличного освещения по пер. Подгорный, количество опор - 4, длина линии - 0,12 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Первомайский, количество опор - 10, поименованный в пункте 62 постановления как воздушная линия уличного освещения по пер. Первомайский, количество опор - 10, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,12 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Пешкова, количество опор - 4, поименованный в пункте 63 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Пешкова, количество опор - 4, длина линии - 0,12 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,6 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. П. Посохова, количество опор - 19, поименованный в пункте 64 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. П.Посохова, количество опор - 19, длина линии - 0,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,4 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Первомайская, количество опор - 79, поименованный в пункте 65 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Первомайская, количество опор - 79, длина линии - 3,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Высокая, количество опор - 15, поименованный в пункте 142 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Высокая, количество опор - 15, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Октябрьская, количество опор - 211, поименованный в пункте 67 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Октябрьская, количество опор - 211;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,8 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Оборонная, количество опор - 28, поименованный в пункте 69 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Оборонная, количество опор - 28, длина линии - 0,8 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 2,0 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Орджоникидзе, количество опор - 72, поименованный в пункте 70 как воздушная линия уличного освещения по ул. Орджоникидзе, количество опор - 72, длина линии - 2,0 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. пл. Октябрьская, количество опор - 16, поименованный в пункте 71 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. пл. Октябрьская, количество опор - 16, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,6 км, расположенный по адресу 4 г. Ессентуки, ул. Озерная, количество опор - 10, поименованный в пункте 72 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Озерная, количество опор - 10, длина линии - 0,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,9 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Новая, Белый Уголь, количество опор - 34, поименованный в пункте 74 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Новая, Белый Уголь, количество опор - 34, длина линии - 0,9 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,4 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Нелюбина, количество опор-11, поименованный в пункте 76 как воздушная линия уличного освещения по ул. Нелюбина, количество опор - 11, длина линии - 0,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Набережная, количество опор - 17, поименованный в пункте 77 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Набережная, количество опор - 17, длина линии - 0,5 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,4 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Нагорная, количество опор - 49, поименованный в пункте 78 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Нагорная, количество опор - 49, длина линии - 1,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,87 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Новая Пятигорская, количество опор - 27, поименованный в пункте 79 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Новая Пятигорская, количество опор - 27, длина линии - 0,87 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,58 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. К. Маркса, количество опор - 27, поименованный в пункте 81 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. К. Маркса, количество опор - 27, длина линии - 1,58 км
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,43 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Манежная, количество опор - 14, поименованный в пункте 83 постановления как воздушная линия уличного освещения по ул. Манежная, количество опор - 14, длина линии - 0,43 км (далее - спорное имущество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Ставропольэнергосбыт" и МБУ "Безопасный город Ессентуки" (далее - учреждение).
Решением суда от 13.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что согласно справке-приложению электросети и оборудование уличного освещения находились в муниципальной собственности и обслуживались Ессентукским предприятием городских электрических сетей по договору; предназначенное для уличного освещения оборудование не вошло в перечень имущества, приватизированного АООТ "Ессентукские городские электрические сети", поэтому регистрация права муниципальной собственности на воздушные линии уличного освещения и передача их в оперативное управление учреждению произведена в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не учли, что материалы приватизационного дела не содержат сведений о передаче спорного имущества приватизируемому предприятию. Специфика спорных объектов не позволяет отнести их к движимому имуществу. В материалах дела отсутствует техническая документация на спорные объекты. Принятыми судебными актами нарушено право муниципального органа на спорные опоры.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15.01.1982 Ессентукские городские электрические сети краевого эксплуатационного энергетического управления "Ставрополькоммунэнерго" на основании приказа от 15.01.1982 N 6а краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго" переименованы в Ессентукское предприятие городских электрических сетей краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго".
В соответствии с приказом от 12.06.1987 N 283 краевого производственного объединения "Ставрополькрайэлектро" предприятие 15.06.1987 переименовано в Ессентукское межрайонное предприятие электрических сетей производственного объединения.
Согласно приказу от 12.08.1988 N 39-п Управления коммунального хозяйства г. Ставрополя предприятие переименовано в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства (сокращенно "Горэлектросети").
Спорные объекты недвижимого имущества согласно инвентаризационным описям по состоянию на 01.11.1991 представляют собой ВЛ 0,4 кВ, 1950 - 1991 года постройки по ул. Рабочей, пер. Рабочему, ул. Ручейной, пер. Речному, ул. Пятигорской, ул. Попова, ул. Полевой, ул. Партизанской, ул. Пригородной, ул. Подкумской, ул. Пузырева, ул. Правды, пер. Подгорному, пер. Первомайскому, пер. Пешкова, ул. П. Посохова, ул. Первомайской, ул. Октябрьской, ул. Оборонной, ул. Орджоникидзе, ул. Пл. Октябрьской, ул. Озерной, ул. Новой, Белый Уголь, ул. Нелюбина, ул. Набережной, ул. Нагорной, ул. Ново-Пятигосркой,ул. К. Маркса, ул. Манежной, находятся в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 предприятие "Горэлектросети" включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.
28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 17.06.1994 N 486 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 N 175 создано акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" путем преобразования предприятия "Горэлектросети".
На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" является правопреемником предприятия "Горэлектросети" по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.
Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 N 389 общество переименовано в ОАО "Ессентукские городские электрические сети", зарегистрирован устав в новой редакции.
В 2010 году ОАО "Ессентукские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из него ОАО "Ессентукская сетевая компания".
2 августа 2010 года в связи с реорганизацией ОАО "Ессентукские городские электрические сети" передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" (в настоящее время - АО "Ессентукская сетевая компания"), согласно актам приема-передачи имущества энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение города Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, иное имущество.
Согласно приложению N 1 к акту передачи документов ОАО "Ессентукские городские электрические сети" (ОАО "Горэлектросеть") передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" ряд объектов основных средств предприятия, среди которых указаны спорные линии электропередачи.
Во исполнение постановления главы администрации от 30.03.2011 N 447 создана рабочая группа по инвентаризации и включению оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 зарегистрировано право собственности муниципального городского округа города - курорта Ессентуки на спорное имущество - участки воздушных линий электропередач мощностью 0,4кВ по ул. Западной, пер. Зеленому, ул. Железноводской, ул. Ермолова, ул. Дзержинского, ул. Дачной, ул. Вишневой, ул. Восточной, ул. Высокой, ул. Володарского, пер. Володарского, ул. Буачидзе, ул. Бариккадной, ул. Брюхера, ул. Большевитской, ул. Б. Боргустанская, ул. Балахонова, пер. Базарному, пер. Бригадному, ул. Анжиевского.
В 2015-2016 годах муниципальное бюджетное учреждение "Безопасный город Ессентуки" получило свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на указанные воздушные линии уличного освещения.
Полагая, что опоры, являющиеся частью объекта воздушных линий электропередач, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, не входят в состав объекта уличного освещения, а принадлежат обществу, оно обратилось с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В силу статьи 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса установлено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права собственности на недвижимое имущество, приобретенное правопредшественником истца в порядке приватизации, суду, в частности, следует установить тождество недвижимого имущества, включенного в план приватизации (поименованного в акте оценки стоимости зданий и сооружений), и недвижимого имущества, на которое истец просит признать право собственности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано, поскольку до 1998 года для возникновения (перехода) права собственности к новому правообладателя государственная регистрация не требовалась (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2015 по делу N 306-ЭС15-7435).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления N 10/22).
Оценив и исследовав в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) на энергосетевое имущество, в составе которого находится спорное имущество, возникло в 1994 году, то есть до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, преданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередачи.
Согласно акту совместного обследования от 13.05.2019 спорное имущество является линиями электропередачи и состоит из опор, несущих конструкций, кронштейнов, стоек, проводов, подвесов, кабелей, технологически образующих единое целое, соединенных между собой, а также с центром питания (трансформаторной подстанцией) физическими цепями (проводами, кабелями). Спорное имущество представляет собой составные части линейного объекта с центром питания в трансформаторных подстанциях. Опоры линий электропередачи закреплены в котлованы с засыпкой грунтово-щебеночной смесью и последующим бетонированием.
Как указали суды первой и апелляционной инстанции, из плана приватизации не следует, что опоры линий электропередачи, являющиеся обязательными частями энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества, были исключены из перечня подлежащего приватизации имущества, в связи с чем при приватизации имущественного комплекса предприятия право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения).
Спорное имущество из владения истца не выбывало и используется им в процессе осуществления уставной деятельности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Поскольку судебные акты по рассматриваемому спору подтверждают ранее возникшее, уже существующее право собственности общества на спорное имущество, в том числе опоры воздушных линий электропередачи, в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, то право муниципальной собственности на движимое имущество - объекты уличного освещения - провода и осветительные приборы наружного освещения (лампы, светильники, прожекторы), иные элементы уличного освещения, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Аналогичный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 308-ЭС18-26274; постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.02.2020 по делу N А63-13330/2018, от 05.02.2020 по делу N А63-15483/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-15482/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-13332/2018, от 27.11.2019 по делу N А63-15486/2018, от 28.11.2018 по делу N А63-16158/2017 и др.).
Довод администрации о том, что специфика спорных объектов не позволяет отнести их к движимому имуществу, отклонен, поскольку самостоятельное использование электропроводов, светильников (лампы освещения), радиаторов и другого оборудования без использования иных частей линейного объекта невозможно, так как это повлечет полное ограничение передачи электроэнергии. Оборудование уличного освещения являются движимым имуществом вспомогательного использования и представляют собой подвес воздушной линии уличного освещения к существующему линейному объекту электросетевого хозяйства, приватизированному правопредшественником истца.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства.
Доводы кассационных жалоб признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А63-13329/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку судебные акты по рассматриваемому спору подтверждают ранее возникшее, уже существующее право собственности общества на спорное имущество, в том числе опоры воздушных линий электропередачи, в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, то право муниципальной собственности на движимое имущество - объекты уличного освещения - провода и осветительные приборы наружного освещения (лампы, светильники, прожекторы), иные элементы уличного освещения, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Аналогичный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 308-ЭС18-26274; постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.02.2020 по делу N А63-13330/2018, от 05.02.2020 по делу N А63-15483/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-15482/2018, от 04.02.2020 по делу N А63-13332/2018, от 27.11.2019 по делу N А63-15486/2018, от 28.11.2018 по делу N А63-16158/2017 и др.)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-2115/20 по делу N А63-13329/2018