г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А53-19554/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройматрица" (ИНН 6130703615, ОГРН 1076130000165), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройматрица" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А53-19554/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройматрица" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании недействительным решения от 05.04.2019 N 26-ЛН о прекращении права пользования недрами по лицензии РСТ N 80154 ТЭ.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В силу подпункта 1 пункта 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" запрет на перемещение по территории Краснодарского края, не распространяется на случаи следования в суд (и обратно к месту проживания или пребывания) в связи с необходимостью явки по вызовам (извещениям) суда по находящемуся в его производстве делу.
Довод ходатайства о необходимости явки представителя подлежит отклонению, поскольку заявитель не предоставил доказательств невозможности представительства интересов организации силами других профессиональных защитников, в том числе расположенных в регионе деятельности суда.
Правом на участие в сеансе видеоконференц-связи или онлайн-заседании общество не воспользовалось.
Исходя из этого, условия для участия общества в судебном заседании имелись, в том числе с использованием дистанционных технических систем.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 07.09.2010 серии РСТ N 80154 ТЭ (далее - лицензия) общество осуществляет деятельность по пользованию недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песчаников на юго-западном участке Обуховского месторождения.
В министерство поступила информация Красносулинской городской прокуратуры от 18.09.2018 N 7-30-18 о выявленных в деятельности общества нарушениях с предложением принять меры по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии. Согласно указанной информации обществом для осуществления промышленной деятельности используются земельные участки с кадастровыми номерами N 61:18:0600009:986, N 61:18:0600009:1031, N 61:18:0600009:1103, N 61:18:0600009:1104, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления министерством в адрес общества 30.11.2018 уведомления о необходимости принятия мер по устранению нарушений условий недропользования в трехмесячный срок со дня его получения.
В ответе на уведомление министерства доказательства устранения выявленных нарушений обществом не представлены.
Министерство распоряжением от 05.04.2019 N 26-ЛН приняло решение о прекращении предоставленного обществу права пользования недрами с целью разведки и добычи песчаников на юго-западном участке Обуховского месторождения.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона Российской Федерации N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации N 2395-1 в случаях, предусмотренных, в том числе, пунктом 2 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Суды установили, что в силу подпункта 9.4 лицензионного соглашения, являющегося приложением N 1 к лицензии, абзац "в" подпункта 3.1, абзацы "а" - "в", "д", "е" подпункта 3.4 данного соглашения являются существенными условиями лицензии.
В силу подпункта "в" пункта 3.1 лицензионного соглашения до начала ведения работ по добыче полезного ископаемого недропользователю необходимо выполнить в установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса в категорию, позволяющую осуществлять добычу полезных ископаемых.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 3.4 лицензионного соглашения недропользователь должен соблюдать установленные требования по охране окружающей среды и требования земельного законодательства, применять необходимые меры для предотвращения или сокращения загрязнения, вызванного деятельностью горнодобывающего предприятия.
Пунктами "д" и "е" пункта 3.4 лицензионного соглашения установлено, что недропользователь должен принимать необходимые меры по охране окружающей среды с целью сокращения или предотвращения ее загрязнения, вызванного деятельностью горнодобывающего предприятия; размещать отвалы и отходы горнодобывающего и перерабатывающего производства с минимальным воздействием на окружающую среду, осуществлять контроль за их состоянием.
При вынесении судебных актов суды установили, что вступившими в законную силу решениями Красносулинского районного суда Ростовской области от 06.09.2018 и от 21.09.2018 удовлетворены исковые требования прокурора г. Красный Сулин к обществу о признании незаконными действий по использованию спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления промышленной деятельности и об обязании общества провести работы по рекультивации нарушенных земельных участков в шестимесячный срок со дня вступления их в законную силу.
Вместе с тем по состоянию на 05.04.2019 решения судов по 3 из 4 земельных участков не исполнены обществом в установленный срок.
Кроме того, обществом на протяжении длительного времени не исполняются требования по охране окружающей среды, выражающиеся в хранения отходов I - IV класса опасности: фильтров очистки жидкого топлива при заправке транспортных средств отработанных (содержание нефтепродуктов менее 15%), прочих резиновых изделий, утративших потребительские свойства, незагрязненных, шин автомобильных отработанных, пыли щебеночной, в незащищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров емкостях; в отсутствии по периметру площадок временного хранения обваловки и обособленной сети ливнестоков; в отсутствии поверхности площадки, имеющей искусственное водопроницаемое и химически стойкое покрытие.
В установленный срок сведения о принятия мер по устранению выявленных нарушений условий недропользования обществом в министерство не представлены.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии у министерства правовых оснований для принятия решения от 05.04.2019 N 26-ЛН о прекращении права пользования недрами по лицензии.
Выявленные нарушения обществом фактически не оспариваются.
Довод общества о нарушении министерством требований Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), в части установления трехмесячного срока на устранение нарушений изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный на основании следующего.
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнение государственных функций осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами (список территориальных органов приведен в приложении 1 к данному Административному регламенту).
При этом министерство является органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не входит в систему Федерального агентства.
Согласно подпункту 17.2.2 пункта 17.2 Порядка предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.02.2017 N 89 (далее - Порядок), право пользования недрами досрочно прекращается, приостанавливается или ограничивается министерством по его решению в случае, в том числе, нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктом 17.4 Порядка установлено, что в случаях, предусмотренных, в том числе, подпунктом 17.2.2 пункта 17.2 данного документа, решение о прекращении права пользования недрами принимается министерством по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях (или со дня возврата данного уведомления в связи с отсутствием уведомляемого юридического или физического лица) при условии, что в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
Поскольку выявленные контролирующими органами нарушения порядка землепользования обществом не устранены, то выводы судебных инстанций о правомерности действий министерства по прекращению права пользования недрами являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А53-19554/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.