Упрощенная система требует поправок
В середине прошлого года Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ представить до 1 октября 2003 года доклад об эффективности применения в 2003 году упрощенной системы налогообложения. Его подготовка была поручена МНС России, Минфину России, Минэкономразвития России и МАП России. Недавно налоговое ведомство представило в Кабинет министров проект доклада. Публикуем выдержки из него.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По состоянию на 1 июля 2003 года на упрощенную систему налогообложения перешло 563,4 тыс. налогоплательщиков, в том числе 208,4 тыс. организаций и 355,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 1-м полугодием прошлого года (на территории Российской Федерации действовала упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ) количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 405,6 тыс. единиц, или на 257,0%, в том числе организаций - на 141,4 тыс. единиц, или на 211,0% и индивидуальных предпринимателей - на 264,2 тыс. человек, или на 291,0%.
Значительный рост в 1-м полугодии текущего года количества налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, объясняется изменившимися с 1 января 2003 года (по сравнению с ранее действовавшими) порядком и условиями применения данного режима налогообложения, позволившими не только упростить процедуру перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения, но и реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузки, а также максимально упростить порядок ведения учета доходов и расходов и сократить объем представляемой ими налоговой отчетности.
Налоговая нагрузка в среднем на одного налогоплательщика-организацию и одного налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, применявших до перехода на упрощенную систему налогообложения общеустановленный порядок налогообложения, снизилась соответственно в 2 и в 2,5 раза; налоговая нагрузка на одного налогоплательщика-организацию и на одного налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, применявших ранее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, снизилась соответственно в 1,6 и в 2 раза.
Большинством налогоплательщиков после перехода на упрощенную систему налогообложения представляются в налоговые органы только две формы налоговой отчетности - по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
С 1 января 2003 года учет доходов и расходов налогоплательщиками ведется в упрощенном порядке (без применения метода двойной записи) в специальной Книге учета доходов и расходов, а также хозяйственных операций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, в указанной Книге учитываются только суммы полученных ими доходов от осуществляемой деятельности.
Возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности, и послужила для большинства налогоплательщиков основной причиной выбора объектом налогообложения доходов (68,7% налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения избраны доходы).
По состоянию на 1 июля 2003 года сумма поступлений единого налога в бюджетную систему Российской Федерации составила 6344,4 млн. рублей, или 179,0% к уровню поступлений единого налога за аналогичный период прошлого года. Темп роста поступлений единого налога за II квартал текущего года по сравнению с поступлениями за I квартал текущего года составил 210,0%.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представляется преждевременным рассмотрение вопроса об увеличении размера ограничений по полученным налогоплательщиками доходам, учитываемых для целей перехода и дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем необходимо отметить, что ряд положений главы 26.2 Кодекса вызывает определенные сложности в применении упрощенной системы налогообложения, связанные с отсутствием, в отдельных случаях, их методологической взаимосвязи между собой и нормами иных глав Кодекса.
В первую очередь это касается условий и ограничений по переходу на упрощенную систему налогообложения и дальнейшему ее применению, порядка определения и признания доходов и расходов, а также переходных положений, определяющих особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.
В этих условиях представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в главу 26.2 Кодекса, предусматривающих, в частности:
включение в перечень налогоплательщиков, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, частных детективов, адвокатских кабинетов, адвокатских бюро, а также организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества;
уточнение порядка прекращения применения упрощенной системы налогообложения с учетом положений пункта 3 статьи 346.12 Кодекса;
определение состава доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения;
определение порядка принятия расходов на приобретение нематериальных активов;
определение порядка принятия материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
уточнение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу при реализации основных средств и нематериальных активов, приобретенных до применения упрощенной системы налогообложения;
определение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;
определение порядка принятия расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, используемых одновременно для осуществления видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения;
установление порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на доходы физических лиц при переходе индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;
введение ограничения по размеру уменьшения суммы исчисленного единого налога на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
Внесение в главу 26.2 Кодекса указанных поправок позволит не только существенно повысить эффективность применения упрощенной системы налогообложения, но и привлечь к ней внимание значительно большего количества налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса.
"Российский налоговый курьер", N 19, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99