г. Краснодар |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А32-33130/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Телюк А.В. (доверенность от 19.12.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭксОр" (ИНН 2309145140, ОГРН 1152309001195), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭксОр" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А32-33130/2019, установил следующее.
ООО "ЭксОр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2019 N 000596 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Решением от 05.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности, отсутствием правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и снижения размера назначенного обществу штрафа.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество считает, что назначенный ему оспариваемым постановлением административный штраф является чрезмерным, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения. Суды не учли, что общество является субъектом малого предпринимательства, ранее не привлекалось к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 16.07.2015 N 409, выданную инспекцией на основании приказа от 16.07.2015 N 445-ГУ и, согласно данным реестра лицензий Краснодарского края осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 74 по ул. Восточно-Кругликовская в г. Краснодаре на основании договора управления от 04.12.2017 N ПО, заключенного с собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания, оформленного протоколом от 30.11.2017 N 1.
Администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) при рассмотрении обращения от 11.02.2019 N 22-1148-П/19, в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", провела в отношении общества внеплановую выездную проверку по вопросу содержания общего имущества в многоквартирном доме N 74 по ул. Восточно-Кругликовская в г. Краснодаре, по результатам которой составила акт проверки от 28.03.2019 N 380-763-р.
В ходе проверки администрация муниципального образования г. Краснодар установила, что в подвальном помещении многоквартирного дома N 74 по ул. Восточно-Кругликовская имеется сырость и намокание грунтов оснований, что является нарушением пункта 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Материалы проверки администрация направила инспекции для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
По факту выявленного нарушения инспекция составила в отношении общества протокол об административном правонарушении от 18.04.2019 N 001634 и постановлением от 25.04.2019 N 000596 привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды, руководствуясь положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктами 1, 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05. 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.
Согласно пункту 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т. д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса послужил выявленный в ходе проверки, факт нарушения обществом, осуществляющим на основании лицензии и договора управления многоквартирными домами предпринимательскую деятельность по управлению спорным многоквартирным домом, требований, установленных статьями 161, 162 Жилищного кодекса, пунктом 4.1.1 Правил N 170.
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, акт проверки от 28.03.2019 N 380-763-р, протокол об административном правонарушении от 18.04.2019 N 001634 и, установив, что в подвальном помещении многоквартирного дома N 74 по ул. Восточно-Кругликовская в г. Краснодаре на момент проведения проверки имелась сырость и намокание грунтовых оснований, что является нарушением пункта 4.1.1 Правил N 170, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3.1 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Суды не установили правовых основания для применения в рассматриваемом случае статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса. При этом возможность применения указанных норм является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение инспекцией порядка производства по административному делу. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Документально данный вывод общество не опровергло.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А32-33130/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, акт проверки от 28.03.2019 N 380-763-р, протокол об административном правонарушении от 18.04.2019 N 001634 и, установив, что в подвальном помещении многоквартирного дома N 74 по ул. Восточно-Кругликовская в г. Краснодаре на момент проведения проверки имелась сырость и намокание грунтовых оснований, что является нарушением пункта 4.1.1 Правил N 170, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3.1 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
...
Суды установили соблюдение инспекцией порядка производства по административному делу. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Документально данный вывод общество не опровергло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июня 2020 г. N Ф08-3508/20 по делу N А32-33130/2019