г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А63-16492/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601955782, ИНН 2636023448), ответчика - акционерного общества "Союзпечать" (ОГРН 1022601933903, ИНН 2633002150), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета градостроительства администрации города Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Союзпечать" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А63-16492/2019, установил следующее.
Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) подал в Арбитражный суд Ставропольского края иск к акционерному обществу "Союзпечать" (далее - общество) о расторжении договора от 26.02.2019 N 219 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя - киоска по продаже печатных изданий на территории города Ставрополя, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 415 (далее - торговый объект), о понуждении к демонтажу и вывозу торгового объекта с определенного договором места его размещения за счет собственных средств, к приведению этого места в первоначальное состояние.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020, иск удовлетворен по следующим мотивам. Общество существенно нарушило договор на право размещения нестационарного торгового объекта в части приведения последнего в соответствие конкурсным условиям.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Договор на размещение торгового объекта является подтверждением права общества на осуществление торговой деятельности в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов. Договор от 26.02.2019 N 219 на право размещения нестационарного торгового объекта не является формой предоставления земельного участка в пользование.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании постановления администрации города Ставрополя от 19.07.2016 N 1601 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" по приказам руководителя комитета от 21.12.2017 N 283, от 16.01.2018 N 05 комитет провел конкурсный отбор на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя N 16-КО/18.
Заявка на участие в конкурсном отборе должна содержать следующие сведения о нестационарном торговом объекте: адрес места расположения нестационарного торгового объекта, назначение (специализация) торгового объекта, вид нестационарного торгового объекта, срок размещения нестационарного торгового объекта, предложение о размере платы за право размещения нестационарного торгового объекта за весь период размещения (установки), описание внешнего вида нестационарного торгового объекта, в том числе фотография (эскиз) предлагаемого к размещению нестационарного торгового объекта (пункт 2.2 конкурсной документации).
Участник описывает внешний вид нестационарного торгового объекта в заявке на участие в конкурсном отборе, руководствуясь разделом II "Типовой эскизный проект нестационарного торгового объекта" части IV "Техническая часть" конкурсной документации. К описанию внешнего вида нестационарного торгового объекта прилагается фотография (эскиз) предлагаемого к размещению нестационарного торгового объекта. Предусмотрен типовой эскизный проект нестационарного торгового объекта "малый" (пункт 7 информационной карты конкурсного отбора части 2 конкурсной документации).
По лоту N 24 рассматривалась заявка общества, к которой был приложен эскиз и описание внешнего вида нестационарного торгового объекта, соответствующие типовому эскизу "малый", указанному в конкурсной документации.
По результатам проведения конкурсного отбора на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 26.01.2018 N 16 комитет и общество заключили договор от 26.02.2019 N 219 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя в соответствии с типовым эскизным проектом (Приложение 2) на следующих условиях. Договор квалифицирован как подтверждение права хозяйствующего субъекта на осуществление торговой деятельности в месте, установленном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802. Хозяйствующий субъект имеет право использовать (разместить) объект по местоположению, указанному в пункте 1.1 договора. Хозяйствующий субъект обязан сохранять вид и специализацию, местоположение и размеры объекта в течение установленного пунктом 1.3 договора периодом размещения, а также установить объект в соответствии с типовым эскизным проектом нестационарного торгового объекта согласно приложению 2 в период с 22 февраля 2018 года. В качестве приложения N 2 к договору представлен типовой эскизный проект нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя - киоска по продаже печатных изданий. Договор мог быть изменен по соглашению сторон. Изменение существенных условий договора, которыми являются основание заключения договора, размер платы, за которую победитель конкурсного отбора (единственный участник конкурсного отбора) приобрел право на заключение договора, а также порядок и сроки ее внесения, адрес размещения (за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.4 договора), площадь, вид, специализация, период размещения объекта, срок действия договора, ответственность сторон, не допускается. Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в случае одностороннего отказа комитета муниципального заказа от исполнения договора в случае нарушения хозяйствующим субъектом срока внесения платы за право размещения объекта, установлено пунктом 2.3 договора, более чем на два месяца. Установка объекта, не соответствующего типовому эскизному проекту нестационарных торговых объектов, является существенным нарушением условий договора и служит основанием его расторжения. Общество приняло на себя обязательства обеспечить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальное состояние в течение 3 (трех) дней с момента окончания срока действия договора либо в случае досрочного прекращения действия договора. (пункт 1.2, 3.1.1, 3.2.2, 3.2.4, 6.1,6.3,3.2.10).
Комитет отправил обществу претензию от 13.08.2018 N 09/6/23172 с предложением о необходимости в течение 10 дней с момента ее получения привести внешний вид торгового объекта в соответствие эскизному проекту, приведенному в приложении N 2 к договору. Претензия оставлена обществом без удовлетворения.
Комитет направил обществу письмо от 12.09.2018 N 09/6/2-3646 с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон, приложив проект соглашения о расторжении договора. В письме от 09.11.2018 N 245/18 общество сообщило комитету об отказе от подписания соглашения о расторжении договора, указав, что замена внешнего вида нестационарного торгового объекта будет произведена в первом квартале 2019 года.
В акте от 31.07.2019, составленном по результатам проведенного сотрудниками комитета муниципального заказа обследования, указано, что внешний вид торгового объекта не соответствует эскизному проекту, приложенному к договору. В письме комитета градостроительства от 09.08.2019 N 06/1-04/2-2/4457 указано, что внешний вид фасадов торгового объекта не соответствует типовым эскизным проектам, утвержденным распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения комитета в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определены способы защиты гражданских прав (статье 12). В силу обязательства, возникающего из договора, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (статья 422). Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. (пункт 2 статьи 407). Расторжение договора возможно по требованию одной по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (статья 450).
Действующей с 01.03.2015 главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) урегулированы правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33). Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1 статьи 39.36).
Положениями Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (пункт 2 части 1, частью 2 статьи 6). Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10). Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10).
Приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 01.07.2010 N 87 о/д утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - Порядок). В соответствии с Порядком решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением администрации города Ставрополя от 19.07.2016 N 1601 утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, которым определен порядок проведения конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов. Извещение о проведении конкурсного отбора должно содержать, в том числе лоты конкурсного отбора, включающие адрес места расположения нестационарного торгового объекта, его площадь, назначение (специализацию) нестационарного торгового объекта, вид нестационарного торгового объекта (подпункт 3 пункта 12 параграфа 3).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Схема размещения нестационарных торговых объектов разработана и утверждена органом местного самоуправления. Внешний вид нестационарного торгового объекта является существенным условием договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя. Размещенный обществом торговый объект не соответствует утвержденному распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р типовому эскизному проекту. Комитет вправе требовать расторжения договора в связи с тем, что общество размещает торговый объект не в соответствии с его видом, определенным условиями договора. С учетом длительного периода времени, истекшего с даты заключения договора, несоответствие размещенного торгового объекта условиям договора является существенным нарушением. В отсутствие у общества законных оснований для занятия места размещения торговым объектом, не соответствующим условиям договора и типовому эскизному проекту, требование комитета о демонтаже торгового объекта законно и обоснованно.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А63-16492/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (пункт 2 части 1, частью 2 статьи 6). Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10). Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-3724/20 по делу N А63-16492/2019