г. Краснодар |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А32-26750/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Леликовой О.Ю. (доверенность от 12.03.2020), в отсутствие заявителя - крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" (ИНН 2354000065, ОГРН 1022304874547) и заинтересованного лица - начальника Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Скрипкиной Дианы Юрьевны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2019 (с учетом исправительного определения от 30.07.2019) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А32-26750/2019, установил следующее.
Крестьянское хозяйство "Шипитого Алексея Ивановича" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) и начальника Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Скрипкиной Дианы Юрьевны (далее - начальник отдела), выразившихся в ненадлежащем исполнении начальником отдела своих должностных обязанностей, нарушении требований ведомственных и должностных инструкций Росреестра, в части заведомо необоснованного отказа в прекращении производства по делу об административном правонарушении N 104, со ссылкой в письме от 15.04.2019 N 24-13/663 на надуманные и не соответствующие действительности обстоятельства, а также указание начальником отдела заведомо не соответствующих действительности обстоятельств в официальном ответе управления от 15.04.2019 N 24-13/663; о признании недействительными сведений о прекращении судом производства по делу об административном правонарушении N 104, указанных начальником отдела в официальном ответе управления от 15.04.2019 N 24-13/663; обязании заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов хозяйства.
Решением суда от 30.07.2019 (с учетом исправительного определения от 30.07.2019), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2019, хозяйству отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) начальника отдела и управления, выразившихся в ненадлежащем исполнении начальником отдела своих должностных обязанностей, нарушении требований ведомственных и должностных инструкций Росреестра, в части заведомо необоснованного отказа в прекращении производства по делу об административном правонарушении N 104, со ссылкой в ответе от 15.04.2019 N 24-13/663 на надуманные и не соответствующие действительности обстоятельства, а также указании начальником отдела заведомо не соответствующих действительности обстоятельств в официальном ответе управления от 15.04.2019 N 24-13/663. В остальной части требований производство по делу прекращено. Со ссылкой на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-857/2018 (в рамках которого проверена законность привлечения хозяйства к ответственности по делу об административном правонарушении N 104) суды указали, что отсутствие доказательств нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) управления и начальника отдела прав и интересов хозяйства в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления хозяйства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось хозяйство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что оспариваемыми действиями начальника отдела и управления нарушены права и интересы хозяйства в сфере предпринимательской и экономической деятельности. В случае отмены арбитражным судом постановления о привлечении к административной ответственности материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению административному органу (должностному лицу), вынесшему данное постановление, на новое рассмотрение для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В отзывах на кассационную жалобу управление и начальник отдела просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением суда от 25.01.2019 по делу N А32-857/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2019 и постановлением кассационной инстанции от 21.06.2019, признано незаконным и отменено постановление управления от 02.11.17 по делу N 104 о привлечении хозяйства к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа. В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено. Довод хозяйства о необходимости принятия судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении отклонен со ссылкой на то, что статья 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает прекращение производства по делу в случае признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что рассмотрение заявления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, поэтому применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части требований подлежит прекращению.
По результатам рассмотрения заявления хозяйства от 03.04.2019 N 300 о прекращении производства по делу N 104 управление направило хозяйству письмо от 15.04.2019 N 24-13/663, в котором указало, что решением арбитражного суда постановление о назначении хозяйству административного наказания от 02.11.2017 отменено, производство по делу об административном правонарушении N 104 прекращено.
Хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий управления и начальника отдела, выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанностей по принятию постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 104, и признании недействительными сведений о прекращении судом производства по делу об административном правонарушении N 104.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Суды указали, что из существа и содержания поступившего в суд заявления о признании незаконными действий (бездействия) управления и начальника отдела, доводов и позиции представителя хозяйства, озвученных в ходе судебных заседаний, следует, что хозяйство фактически оспаривает деяние начальника отдела, формализованное в письме от 15.04.2019 N 24-13/663, которое направлено в ответ на заявление хозяйства о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 104 на основании пункта 1 или пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды верно исходили из того, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 104 управление вынесло постановление, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: о назначении хозяйству административного наказания; применительно к положениям статьи 29.9 Кодекса постановлением о назначении административного наказания управление окончило рассмотрение дела об административном правонарушении по существу.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А32-857/2018 постановление управления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 104 признано незаконным и отменено.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, исключена возможность совершения последующих процессуальных действий, в т. ч. дальнейшее производство по делу об административном правонарушении N 104.
Суды правильно указали, что само по себе признание незаконным и отмена в судебном порядке постановления управления от 02.11.2017 не влечет обязанность управления повторно рассмотреть дело об административном правонарушении N 104 и вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении применительно к положениям статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные случаи вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, иначе как по результатам рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено принятие постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении административными органами, к подведомственности которых отнесено рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях, в случае признания незаконными и отмены судом вынесенных ими постановлений о назначении административного наказания.
Данный вывод судов согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а именно: суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу статьи 29.9 Кодекса является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т. п.).
Суды отметили, что наличие вступившего в законную силу судебного акта, которым признано незаконным и отменено постановление управления от 02.11.2017 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не влечет предусмотренную законом необходимость дальнейшего обращения хозяйства в управление с заявлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении; с учетом признания незаконным и отмены судом постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу об административном правонарушении хозяйство не считается привлеченным к административной ответственности.
Суды правильно указали, что оспариваемое хозяйством действие начальника отдела, формализованное в письме от 15.04.2019 N 24-13/663, при установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах, само по себе не создает неблагоприятные, негативные последствия для хозяйства и не может нарушать права и законные интересы хозяйства как субъекта предпринимательской деятельности.
Суды указали, что в материалы дела не представлены доказательства того, что в связи с совершением оспариваемого деяния начальника отдела, составления и направления хозяйству письма от 15.04.2019 N 24-13/663 наступили неблагоприятные для хозяйства последствия, нарушены его права и законные интересы как субъекта предпринимательской деятельности.
Доказательства неисполнения управлением и начальником отдела вступившего в законную силу решения суда по делу N А32-857/2018 и нарушения тем самым требований части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела также не представлены.
Установив, что хозяйство документально не подтвердило доводы о том, что оспариваемые действия (бездействие) управления и начальника отдела нарушают права и интересы хозяйства в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что оспариваемые действия (бездействие) управления и начальника отдела возлагают на хозяйство какие-либо дополнительные обязательства, влекут для него негативные последствия, временные или финансовые затраты, в том числе применительно к результатам проверки судом (в рамках дела N А32-857/2018) законности постановления управления от 02.11.2017, а также ввиду отсутствия доказательств взыскания с хозяйства административного штрафа на основании постановления от 02.11.2017 (после признания судом постановления незаконным и его отмены), либо возбуждения в отношении хозяйства исполнительного производства после вступления в законную силу решения суда по делу N А32-857/2018, суды обоснованно отказали хозяйству в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) управления и начальника отдела.
В части требований хозяйства о признании недействительными сведений о прекращении судом производства по делу об административном правонарушении N 104, указанных начальником отдела в письме от 15.04.2019 N 24-13/663, суды правомерно прекратили производство по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемые хозяйством сведения не имеют ни признаки ненормативного правового акта, возможность оспаривания которого установлена нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни признаков сделки.
Суды указали, что изложенные в письме от 15.04.2019 N 24-13/663 выводы начальника отдела о прекращении судом производства по делу об административном правонарушении N 104 основаны на неверном толковании резолютивной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 по делу N А32-857/2018, содержащей указание на прекращение производства по делу в части заявления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Суды сделали верный вывод о том, что сведения, содержащиеся в письме управления от 15.04.2019 N 24-13/663, направленном хозяйству в ответ на его заявление от 03.04.2019 N 300, не нарушают права и законные интересы хозяйства.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы хозяйства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2019 (с учетом исправительного определения от 30.07.2019) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А32-26750/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено принятие постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении административными органами, к подведомственности которых отнесено рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях, в случае признания незаконными и отмены судом вынесенных ими постановлений о назначении административного наказания.
Данный вывод судов согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а именно: суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу статьи 29.9 Кодекса является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т. п.).
...
Суды указали, что изложенные в письме от 15.04.2019 N 24-13/663 выводы начальника отдела о прекращении судом производства по делу об административном правонарушении N 104 основаны на неверном толковании резолютивной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 по делу N А32-857/2018, содержащей указание на прекращение производства по делу в части заявления о прекращении производства по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2020 г. N Ф08-647/20 по делу N А32-26750/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-647/20
20.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16848/19
14.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17155/19
30.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26750/19