Порядок оформления трудовых отношений
российской организации с иностранными работниками
Иностранный гражданин и иностранный работник: соотношение понятий
Документы, подтверждающие право организации принять на работу
иностранного работника
Документы, подтверждающие право иностранного работника
на осуществление трудовой деятельности
Ответственность за нарушение правил привлечения иностранных
работников
Организации все чаще принимают на работу иностранных граждан. Это обусловлено многими причинами: и усилившимся процессом миграции населения, и открытием в Российской Федерации фирм иностранными гражданами и юридическими лицами, и недооценкой российской системы образования. Часть 3 ст.62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, касающиеся только иностранных граждан.
Среди федеральных законов, регулирующих права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе и в области трудовых отношений, основным является Федеральный закон от 25.07.02 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). Названный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны.
Иностранный гражданин и иностранный работник:
соотношение понятий
Понятие иностранного гражданина содержится в ст.2 Закона: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Закон определяет три правовых статуса иностранного гражданина в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицо без гражданства может и не иметь документа, удостоверяющего личность, в этом случае разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В настоящее время квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1.11.02 г. N 790 "О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации".
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Иностранный гражданин будет признан иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских организациях наравне с гражданами Российской Федерации, т.е. без специальных разрешений.
Наиболее часто организации сталкиваются с вопросом о приеме на работу граждан из стран ближнего зарубежья. На них распространяются правила о привлечении иностранной рабочей силы. И все же существует категория иностранных граждан из числа граждан стран ближнего зарубежья, которая может осуществлять свои трудовые права наравне с гражданами России.
В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России принял решение от 22.07.96 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий". Этим решением устанавливается, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять трудовую деятельность в российских организациях без специальных разрешений.
В чем же состоят особые правила привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы?
Прием на работу иностранного работника сопровождается оформлением нескольких документов. Во-первых, работодатель должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Во-вторых, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Документы, подтверждающие право организации
принять на работу иностранного работника
Работодателем в соответствии с Законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В настоящее время порядок оформления разрешения регулируется Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2146 (в ред. от 5.10.02 г.).
Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются МВД России по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ранее эти функции были возложены на Федеральную миграционную службу Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 23.02.02 г. N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" установлено, что МВД России наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Для получения разрешения работодатель представляет в МВД России:
заявление;
предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
Решение о выдаче разрешений принимается МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем необходимых документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина в размере 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (п.п.8 п.7 ст.4 Закона Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" в ред. от 25.07.02 г.).
Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
В разрешении указываются: наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение; сведение о его государственной регистрации; территория, на которой действует разрешение; численность и профессиональный состав привлекаемых работников; страна их происхождения или обычного проживания; основание для выдачи разрешения; срок действия и другие данные.
Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в МВД России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками. В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий названного Положения, а также законодательства Российской Федерации, в результате чего ущемляются права иностранных работников, МВД России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению МВД России.
В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.
Документы, подтверждающие право иностранного работника
на осуществление трудовой деятельности
Порядок получения разрешений на работу в Российской Федерации регламентируется Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.02 г. N 941.
Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, и выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста.
Разрешение на работу получается работодателем для каждого иностранного работника при условии внесения работодателем в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
Заявление о выдаче разрешения на работу работодатель подает в территориальный орган внутренних дел. Оформление и выдача разрешения на работу, а также его аннулирование осуществляются территориальным органом внутренних дел.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами.
Территориальный орган внутренних дел обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения проинформировать в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу - указать причину отказа.
Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты. Форма бланка разрешения на работу утверждается МВД России (приложение N 2 к приказу МВД России от 26.03.03 г. N 199).
За выдачу разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере 1000 руб. (п.п.9 п.7 ст.4 Закона N 2005-1).
Работодатель обязан передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Ответственность за нарушение правил привлечения
иностранных работников
Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за нарушение порядка привлечения и использования труда иностранных работников.
Должностные лица работодателя несут административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с п.1 ст.18.10 КоАП РФ. Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, т.е. от 1000 до 2000 руб.
В случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы ответственность также предусмотрена КоАП РФ. Это деяние карается наложением административного штрафа на иностранного гражданина в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п.2 ст.18.10 КоАП РФ).
если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников, то административное выдворение за пределы России осуществляется за счет средств пригласившего его юридического лица. Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей (ст.3.10 КоАП РФ).
Таким образом, при привлечении иностранного гражданина работодателю необходимо определить, распространяется ли действие Закона на их отношения. если принимаемый на работу иностранный гражданин не имеет статуса временно или постоянно проживающего и он не является гражданином Республики Беларусь, то мы не можем рекомендовать организации принимать его на работу без оформления соответствующих разрешений.
Л. Обертышева,
юрист
ООО "Аудиторская служба "СТЕК"
"Финансовая газета", N 41, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71