г. Краснодар |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А53-14841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (ИНН 6162500008, ОГРН 1096162000571) - Абрамян И.С. (доверенность от 22.01.2020), Вартановой Е.Д. (доверенность от 16.07.2019), при участии в судебном заседании посредством онлайн от заявителя - открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (ИНН 6151012111, ОГРН 1046151001071) - Романовой Л.Ю. (доверенность от 08.01.2020 N 171-2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А53-14841/2019, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 13.11.2018 N 54352 в части начисления к уплате 3 603 211 рублей налога на имущество организаций за 2017 год, 282 641 рубля 78 копеек пени, 360 321 рубля штрафа (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у налогового органа правовых оснований для начисления обществу к уплате спорных сумм.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 16.07.2018 N 66616 и вынесено решение от 13.11.2018 N 54352, которым заявителю к уплате начислено 3 603 211 рублей налога на имущество организаций, 282 641 рубль 78 копеек пени, 720 641 рубль 95 копеек штрафа.
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - Управление) с апелляционной жалобой.
Решением Управления от 25.01.2019 N 15-18/262 решение инспекции от 13.11.2018 N 54352 отменено в части начисления 360 320 рублей 95 копеек штрафа. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа 13.11.2018 N 54352, обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 380 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 380 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 380 Кодекса налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2017 году - 1,6%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень). Указанный документ содержит код ОКОФ, наименование имущественного объекта, а также примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что право на применение пониженной ставки возникает у организации в том случае, когда имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Кодекса и поименовано в Перечне. Кроме того, имущество должно быть учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом, с учетом, в том числе, положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Государственного стандарта Союза ССР "ГОСТ 21027-75. Системы энергетические. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.07.1975 N 1972 и действующего в спорный период, Государственного стандарта Союза ССР "ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, и Государственного стандарта Союза ССР "ГОСТ 24291-90. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, суды пришли к обоснованному выводу о том, что условием отнесения объектов к линиям энергопередачи является отнесение владельца имущества к субъектам электроэнергетики и их использование в деятельности по предоставлению услуг по передаче электроэнергии. Использование объектов основных средств при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства не может учитываться как участие в процессе передачи электроэнергии.
При вынесении судебных актов суды установили, что обществом в налоговой декларации применена пониженная ставка 1,6% (льготная ставка) в отношении 69 объектов принадлежащего ему имущества. В бухгалтерском учете общества отражены следующие объекты, по которым налогоплательщиком заявлена льгота: внешнее электроснабжение, комплексная трансформаторная подстанция, операторная с распределительным пунктом и трансформаторной подстанцией, распределительное устройство, ТМГ-СЭЩ, трансформатор ТС, трансформаторная подстанция, шкаф силовой, шкафы управления, электрооборудование щитовой, электрооборудование котельной.
При этом суды установили, что спорное электроснабжение, трансформаторные подстанции, распределительные устройства, шкафы управления, силовые шкафы используются филиалом "Ростовский" общества для собственных нужд.
Кроме того, данный филиал общества не обладает статусом сетевой организации, предусмотренным требованиями действующего законодательства для применения налоговых льгот в отношении данного вида имущества.
Относительно представленного обществом в обоснование применения к спорному оборудованию пониженной ставки налога экспертного заключения ООО "Эксперт+" от 04.12.2017 N 118/2017 суды указали, что данный документ не является обоснованием для применения указанной налоговой ставки, поскольку согласно представленным в ходе проведения проверки документам спорные объекты находятся за границей балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, расположены на территории заявителя и предназначены исключительно для обеспечения работоспособности предприятия и передачи электрической энергии к электроприемникам и к устройствам обогрева трубопроводов нефтепродуктов. Следовательно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, правовые основания для получения налоговой льготы по налогу на прибыль в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью спорных объектов, у заявителя отсутствуют.
Указанные правовые выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 N 308-КГ18-24958, в отношении этого же налогоплательщика.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для начисления обществу к уплате спорных сумм.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А53-14841/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно представленного обществом в обоснование применения к спорному оборудованию пониженной ставки налога экспертного заключения ООО "Эксперт+" от 04.12.2017 N 118/2017 суды указали, что данный документ не является обоснованием для применения указанной налоговой ставки, поскольку согласно представленным в ходе проведения проверки документам спорные объекты находятся за границей балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, расположены на территории заявителя и предназначены исключительно для обеспечения работоспособности предприятия и передачи электрической энергии к электроприемникам и к устройствам обогрева трубопроводов нефтепродуктов. Следовательно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, правовые основания для получения налоговой льготы по налогу на прибыль в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью спорных объектов, у заявителя отсутствуют.
Указанные правовые выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 N 308-КГ18-24958, в отношении этого же налогоплательщика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2020 г. N Ф08-1897/20 по делу N А53-14841/2019