г. Краснодар |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А63-18603/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596), ответчика - администрации городского округа город-курорт Ессентуки (ИНН 2626008426, ОГРН 1022601227516), третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А63-18603/2018, установил следующее.
АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации городского округа город-курорт Ессентуки (далее - администрация) о признании права собственности на 10 объектов электросетевого хозяйства:
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 2,57 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Шоссейная, количество опор - 91 поименованный в пункте 15 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 (далее - постановление N 82) как воздушная линия уличного освещения по ул. Шоссейная, количество опор - 57, длина линии - 1,57 км и в пункте 19 постановления N 82, как воздушная линия уличного освещения по ул. Шоссейная, вверх от станции Белый Уголь, количество опор - 34, длина линии - 1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,12 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Пушкина, количество опор - 104, поименованный в пункте 58 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Пушкина (1), количество опор - 99, длина линии - 1,0 км и пункте 59 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Пушкина (2), количество опор - 5, длина линии - 0,12 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г, Ессентуки, ул. Октябрьская, количество опор - 211, поименованный в пункте 67 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Октябрьская, количество опор - 211;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Октябрьский, количество опор - 6, поименованный в пункте 68 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Октябрьский, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,7 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Суворова, количество опор - 26, поименованный в пункте 34 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Суворова, количество опор - 26, длина линии - 0,7 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,1 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Суворова, количество опор - 3, поименованный в пункте 37 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Суворова, количество опор - 3, длина линии - 0,1 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,24 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Ямпольского, количество опор - 28, поименованный в пункте 29 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Ямпольского/пер. Конечный, количество опор - 14, длина линии - 0,18 км и пункте 109 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Конечный, количество опор - 14, длина линии - 0,4 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,15 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Маркова, количество опор - 5, поименованный в пункте 85 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Маркова, количество опор - 5, длина линии - 0,15 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. Владимира Маркова, количество опор - 10, поименованный в пункте 153 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Владимира Маркова (пер. Боннский), количество опор - 10, длина линии - 0,3 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,5 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Бештау, количество опор - 14, поименованный в пункте 155 постановления N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Бештаугорская, количество опор - 14, длина линии - 0,5 км (уточненные исковые требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУ "Безопасный город Ессентуки" (далее - учреждение), ПАО "Ставропольэнергосбыт" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2019, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что при приватизации спорного имущества право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения). Регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют материалам дела.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 предприятие "Горэлектросети" включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.
28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 17.06.1994 N 486 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 N 175 создано акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" путем преобразования предприятия "Горэлектросети".
На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" является правопреемником предприятия "Горэлектросети" по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.
Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 N 389 общество переименовано в ОАО "Ессентукские городские электрические сети", зарегистрирован устав в новой редакции.
В 2010 году ОАО "Ессентукские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из него ОАО "Ессентукская сетевая компания".
02 августа 2010 года в связи с реорганизацией ОАО "Ессентукские городские электрические сети" передало в собственность общества, согласно актам приема-передачи имущества энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение города Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, объекты уличного освещения, иное имущество.
Из приложения N 1 к акту передачи документов следует, что ОАО "Ессентукские городские электрические сети" (ОАО "Горэлектросеть") передало в собственность общества ряд объектов основных средств, среди которых - спорные воздушные линии (ВЛ).
02 августа 2010 года состоялась передача основных средств (уличного освещения) и износа, находящихся за балансом ОАО "Ессентукские городские электрические сети", подлежащих передачи обществу согласно приложению N 10 к акту передачи документов.
Согласно постановлению от 30.03.2011 N 447 главы администрации г. Ессентуки создана рабочая группа по инвентаризации и включению электросетей и оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.
В соответствии с постановлением от 16.04.2013 N 668 главы администрации г. Ессентуки закреплено недвижимое имущество на праве оперативного управления за учреждением.
Из акта приема-передачи муниципального имущества от 17.04.2013, являющегося приложением к постановлению от 16.04.2013 N 668, учреждение от администрации приняло 162 объекта сетей уличного освещения, включая также опоры.
Спорные объекты недвижимого имущества - воздушные линии электропередач согласно инвентаризационным описям по состоянию на 01.11.1991 представляют собой: ВЛ 0,4 кв по ул. Шоссейная, ул. Пушкина, ул. Октябрьская, пер. Октябрьский, ул. Суворова, пер. Суворова, ул. Ямпольского, пер. Конечный, пер. Маркова, ул. Бештау, пер. Боинский, 1932 - 1989 года постройки и находятся на балансовом счете 01 в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 зарегистрировано право собственности муниципального городского округа города-курорта Ессентуки на перечисленные спорные объекты.
В 2015 и 2016 годах учреждение получило свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на указанные воздушные линии уличного освещения.
Полагая, что опоры, являющиеся частью объекта воздушных линий электропередач, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, не входят в состав объекта уличного освещения, а принадлежат обществу, последнее обратилось с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права собственности на недвижимое имущество, приобретенное правопредшественником истца в порядке приватизации, суду, в частности, следует установить тождество недвижимого имущества, включенного в план приватизации (поименованного в акте оценки стоимости зданий и сооружений), и недвижимого имущества, на которое истец просит признать право собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 58 постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
При разрешении спора суды установили, что спорные объекты - участки воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, общество приобрело в порядке приватизации имущества муниципального предприятия "Горэлектросети" и последующей реорганизации ОАО "Ессентукские городские электрические сети" путем выделения из него общества. Общество не отчуждало опоры, являющиеся частью линейного объекта - энергосетевого комплекса, приватизированные и использующиеся им для поставки электроэнергии потребителям, которые не входят в состав объекта уличного освещения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства. При этом удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу
А63-18603/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2020 г. N Ф08-2011/20 по делу N А63-18603/2018