Письмо Федеральной налоговой службы от 1 марта 2019 г. N ЕД-4-2/3659
В ответ на письмо Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) сообщает следующее.
Согласно подпункта 1 пункта 5.1 статьи 170 НК РФ клиринговые организации вправе принимать к вычету суммы НДС в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, в частности суммы налога, предъявленные продавцами товаров (в том числе являющихся базисным активом производных финансовых инструментов), приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций центрального контрагента, а также для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств.
Также, на основании статьи 171 НК РФ налогоплательщики, являющиеся плательщиками НДС, имеют право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК, на установленные налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
При этом, согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Также, пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ установлено, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Проект комплекса мер, предполагаемый к утверждению центральным контрагентом, предусматривает меры, которые по мнению ФНС России позволят свети к минимуму проявление со стороны участников биржевой торговли недобросовестной конкуренции за счет применения незаконных схем неуплаты сумм НДС, и как следствие, отказы налоговых органов с учетом положений статьи 54.1 НК РФ в применении вычетов сумм НДС участникам биржевой торговли, в частности, за счет:
- допуска к зачислению на торговый товарный счет товаров категориями клиентов "сельхозтоваропроизводитель", или "имущественный посредник" (у которого балансовая стоимость основных средств производственного назначения составляет не менее 50 млн. рублей);
- допуска к зачислению на торговый товарный счет товаров только при представлении документов, подтверждающих, что эти товары были произведены собственными силами, либо приобретены непосредственно у производителя таких товаров с представлением документов, подтверждающих их производство;
- применения санкций к участникам торгов за неправомерное присвоение категории своему клиенту, к поклажедателю (участнику клиринга) за предоставление неполного пакета документов при зачислении товаров на торговый товарный счет, к участнику клиринга за невозмещение убытков центральному контрагенту, понесенных им в результате исполнения требований налоговых органов или судебных решений об уплате НДС (включая штрафы, пени), а также к клиентам участников торгов за отказ от добровольного урегулирования несформированного источника вычета по НДС в случае его возникновения.
Проект комплекса мер предполагает реализацию вышеуказанных мер к следующим видам товаров: пшеница мягкая, ячмень кормовой, кукуруза кормовая, соя, подсолнечник.
Тем не менее, порядок заключения на организованных торгах договоров на основании безадресных заявок полностью не исключает технической возможности манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков, например, одновременной подачи встречных заявок на покупку и продажу одного лота товара с целью применения незаконных схем минимизации сумм НДС. Поэтому гарантировать непредъявление налоговых претензий в виде отказа в предоставлении права на предъявление к вычету сумм НДС в связи с приобретением товара через центрального контрагента возможно тем участникам биржевой торговли, в том числе, продавцам и покупателям, которые не допустили искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, возникающих в связи с заключением и исполнением биржевых сделок и подлежащих отражению в их налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности, а также для которых в рамках проведения мероприятий налогового контроля не выявлено, что основной целью заключения биржевой сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы НДС и обязательство по сделке (операции) исполнено иным лицом, не являющимся стороной договора, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) не передано по договору или закону.
При этом, следует отметить, что характер участия в сделках на организованных торгах в качестве центрального контрагента при отсутствии умысла, направленного на незаконную неуплату НДС, исключает признание его выгодоприобретателем по применению необоснованных вычетов по НДС и, как следствие, исключает возможность отказа налоговых органов в применении вычетов сумм НДС.
Таким образом, на основании норм НК РФ, а также при отсутствии признаков совершения налогового правонарушения, установленного налоговыми органами с учетом положений статьи 54.1 НК РФ, центральный контрагент, участники торгов, клиринга и их клиенты, приобретающие товары на организованных торгах, проводимых АО, имеют право на применение налоговых последствий в виде вычетов сумм НДС.
Действительный государственный советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 марта 2019 г. N ЕД-4-2/3659
Опубликование:
-