г. Краснодар |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А32-51290/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от третьего лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.02.2019), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Новороссийск, ответчиков: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-51290/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) с требованиями: признать реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:312, входящего в его состав обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567; внести изменения в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117049:1567, входящем в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:312 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск от точки 28872 (Х-444240,81;
Y-1275352,52) до 28871 (Х-444282,41; Y-1275325,15), заменить на сведения о координатах поворотных точек данного отрезка границы (приведены координаты); остальные границы по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:312 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, оставить без изменения; внести изменения в сведения о площади (606 577 кв. м) земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:312 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, на площадь равную 598 999 кв. м; указать, что решение суда является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях об обособленном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117049:1567, входящем в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:312 (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс; т. 2, л. д. 88 - 91).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 05.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2019, в удовлетворении заявленных требовании отказано. Суды признали позицию администрации о необходимости отнесения земельного участка лесного фонда (кадастровый номер 23:47:00000000:312) к категории земель населенных пунктов ввиду пересечения с границами земельного участка (кадастровый номер 23:47:0117049:1567) неправомерной (заявитель требует судебной констатации права муниципальной собственности на объект федеральной собственности). Часть земельного участка с кадастровым номером 23:47:00000000:312, фактически занятая кладбищем, полностью расположена на землях лесного фонда, которые в силу закона отнесены к собственности Российской Федерации. Таким образом, истец фактически оспаривает отнесение участков лесного фонда к федеральной собственности, считая его собственностью муниципального образования и настаивая на принадлежности к землям населенных пунктов, предназначенных для достижения задач местного самоуправления (организация кладбищ). При этом материалами дела не подтверждено, из пояснений территориального управления и министерства не следует перевод земель лесного фонда в спорной части в земли населенных пунктов (не доказано согласование генерального плана муниципального образования в части включения спорных участков в границы населенного пункта). Изменение границ муниципального образования в части территории участков лесного фонда, включение их территории (как полагает администрация), в границы населенного пункта, сами по себе не являются предусмотренными законом основаниями для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда по инициативе иного публично-правового образования в отсутствие волеизъявления федерального собственника. В отсутствие решения федерального органа исполнительной власти о переводе спорного земельного участка в земли лесного фонда не может считаться соблюденной процедура перевода земельного участка лесного фонда в земли населенных пунктов, в связи с чем суды признали недоказанным возникновение у администрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки с прекращением права федеральной собственности на земли лесного фонда. Результаты проведенной в рамках настоящего спора судебной экспертизы (т. 2, л. д. 6 - 36), не имеют решающего значения по делу.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 05.08.2019 и апелляционное постановление от 15.10.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что при проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка под существующим кладбищем кадастровый инженер выявил фактическое наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:00000000:312 на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117049:1567. Возможной причиной данного наложения (пересечения) послужила реестровая ошибка, допущенная ранее при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567. Чтобы сформировать земельный участок под кладбищем, существующим с 1946 года, необходимо исправить реестровую ошибку или провести корректировку границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567 по фактическим координатам. Данные обстоятельства установлены в ходе судебной экспертизы, которой суды не дали оценки при вынесении судебных актов. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды не учли возможные последствия освобождения земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании от 12.03.2020 объявлялся перерыв до 19.03.2020 до 16 часов 10 минут; в назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
Определением от 19.03.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 14.04.2020 до 17 часов 20 минут на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 "О приостановлении личного приема граждан в судах" и части 5 статьи 158 Кодекса.
Определением от 14.04.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 27.05.2020 до 16 часов 00 минут на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Определением и.о. председателя третьего судебного состава от 25.05.2020 произведена замена судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. на судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е. (статья 18 Кодекса), дело рассмотрено с самого начала.
В судебном заседании представитель министерства поддержал выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах. Иные лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Российской Федерации принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:312 (земли лесного фонда), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.10.2017 N 23/001/102/2017-5120 (т. 1, л д. 15). Указанный земельный участок представляет единое землепользование, в состав которого входит, помимо прочих, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117049:1567 (в его границах расположено кладбище).
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117049:1567 под существующим кладбищем (адрес:
г. Новороссийск, п. Васильевка), площадью 6754 кв. м, кадастровый инженер выявил фактическое наложение (пересечение) границ земельного участка с земельным участком (кадастровый номер 23:47:0000000:312).
Администрация, полагая, что возможной причиной наложения послужила реестровая ошибка, допущенная при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка (23:47:0117049:1567), обратилась в арбитражный суд с иском об устранении реестровой ошибки.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Земельные споры, в силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса, рассматриваются в судебном порядке.
Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) реестровая ошибка определена как ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом. Такая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22)). Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Результатом разрешения спора о границах является внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (в правоустанавливающие документы) либо прекращение нарушения права лица на земельный участок.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (пункты 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса).
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (статья 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Изменение границ населенного пункта путем включения земельного участка в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для признания него находящимся в собственности муниципального образования в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.
В обоснование исковых требований администрация ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117049:1567, на котором расположены места захоронения (кладбище), пересекает земельный участок с кадастровым номером 23:47:00000000:312.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций обосновано указали, что земельный участок (23:47:00000000:312) относится к землям лесного фонда, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности. Наличие на земельном участке (23:47:0117049:1567), входящем в состав участка (23:47:00000000:312) муниципального кладбища не исключает необходимости соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Поскольку в рассматриваемом случае согласование с федеральным органом исполнительной власти не получено, - оснований для отнесения спорных земельных участков лесного фонда к муниципальной собственности муниципального образования не имеется. Спор о правах в отношении земельного участка не может быть по существу разрешен посредством устранения реестровой ошибки.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-51290/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса).
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (статья 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2020 г. N Ф08-703/20 по делу N А32-51290/2017